КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
SS – субъекты
ФОИВ – ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛН ВЛАСТИ (И ДР ПО АНАЛОГИИ)
ВОПРОСЫ
1. Формы взаимодействия природы и общества, их развитие 2. Общая характеристика экологических проблем в России и в мире 3. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления 4. Концепция перехода России к устойчивому развитию 5. Экологическая доктрина РФ 6. Специфические черты экологического права 7. Предмет и методы правового регулирования 8. История развития экологического права 9. Принципы экологического права 10. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина 11. Понятие, классификация источников экологического права 12. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды 13. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика 14. Понятие и функции объектов экологического права 15. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы 16. Международные объекты экологического права 17. Экологические права граждан как объект охраны, их гарантии 18. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды 19. Виды органов общей компетенции гос. управления природопользованием и охраной окружающей среды 20. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды 21. Правовой механизм охраны окружающей среды 22. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 23. Понятие, значение и классификация экологических нормативов 24. Нормативы качества окружающей среды 25. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 26. Государственные стандарты в области охраны окружающей среды 27. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды 28. Понятие, задачи и система органов экологического контроля 29. Государственный экологический контроль 30. Производственный экологический контроль 31. Общественный экологический контроль 32. Санитарно-эпидемиологический надзор 33. Оценка воздействия на окружающую природную среду 34. Экологическая экспертиза 35. Экологический мониторинг 36. Понятие и роль экологически значимой информации 37. Понятие и состав экологического правонарушения 38. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения 39. Административная ответственность за экологические правонарушения 40. Уголовная ответственность за экологические преступления 41. Имущественная (гражданско-правовая) ответственность за экологические правонарушения: А) понятие экологического вреда. Способы и принципы его возмещения Б) возмещение вреда, нанесенного природной среде В) возмещение вреда, нанесенного здоровью и имуществу граждан, причиненного негативным воздействием окружающей среды Г) ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности 42. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности 43. Экологические требования на стадии размещения объектов 44. Экологические требования на стадии проектирования объектов 45. Экологические требования при строительстве и реконструкции хозяйственных и иных объектов 46. Экологические требования при вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов 46,1 Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов 47. Понятие и основные направления охраны окружающей среды городских и сельских поселений 48. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности 49.Охрана природных объектов в городских и сельских поселениях 50. экологические требования в энергетике 51. Экологические требования в сфере военно-оборонной деятельности 52. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве 53. Правовое регулирование размещения отходов 54. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий 55. Правовой режим государственных природных заповедников 56. Правовой режим национальных и природных парков 57. Правовой режим государственных природных заказников 58. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов 59. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов 60. Красная книга 1. Формы взаимодействия природы и общества, их развитие Существуют следующие формы: 1) экологическая – основана на естественных законах развития. Чел-к не м. существовать без воды, воздуха и др. природа созд оптимальные условия для существования чел-ка. 2) экономическая – появляется бессознательно, но потом постепенно превращается в сознательную. Она основывается на социальных законах общества, т е. чем больше чел-к развивается, тем больше ему приходится потреблять. Эта экономическая форма приводит к растущему потреблению природной среды и росту негативн воздействия на окруж среду. 3) эколого-экономическая – как сознательная форма. В ее основе лежит приоритет экологических интересов над экономич. Эта форма явл идеалом, к кот нужно стремиться. Для реализации этой формы чел-к д. учитывать естественные процессы природы. Если происх сбой => деградация. Существуют еще производные формы от эколого-экономической формы: 1) форма охраны окружающей среды (охранять природу начали в 19 в. => созд национальные парки, заповедники (США, Россия) В 20 в. Охр природы приобрела широкий смысл, кроме заповедников стали охранять всю окруж среду. На рубеже 20-21 вв. защита и оздоровление окр среды приобрело международ значение. 2) в 21 в. Появ такая форма как экологическая безопасность – состяние защищенности жизненно важных интересов общества, ч-ка от негативных факторов природного и техногенного хар-ра. 3) рациональное природопользование. Все эти формы взаимодействия совершенствуются.
2. Общая характеристика экологических проблем в России и в мире ( в списке вопросов вычеркнуто ) В Декларации по ОС и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется, что гос-ва должны сотрудничать для создании открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологичные и ресурсосберегающие технологии д б доступны для всех стран. По масштабам распространения экологические проблемы м подразделить на: 1) локальные: загрязнение подземных вод токсичными веществами, 2) региональные: повреждение лесов и деградация озер в результате атмосферных выпадений загрязнителей, 3) глобальные: возможные климатические изменения вследствие увеличения содержания углекислого газа и других газообразных веществ в атмосфере, а также истощения озонового слоя. Основные экологические проблемы Загрязнение почвы Загрязнения почвы происх с: мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами. Воздух Основными загрязнителями атмосферы являются окись углерода, сернистый газ, фреоны. = причина образования озоновых дыр в атмосфере, роста количества раковых заболеваний кожи, потепление климата. Вода загрязнение гидросферы происходит, пр всего, в рез-те сброса в реки, озера и моря промышленных, с\х и бытовых сточных вод. Аварии нефтеналивных танкеров, нефтепроводов м б фактором резкого ухудшения экологической обстановки на морских побережьях и акваториях, во внутриконтинентальных водных системах. Фауна Изменяя свой мир, чел-к существенно вмешивается в жизнь флоры и фауны. Вымирают редкие виды животных, птиц, растений.
3. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления Понятие ЭК появилось в 70-х гг. 20 в в западных странах. ЭК – это та стадия взаимодействия природы и общества, на кот до предела обостряются экологич и экономич интересы общ-ва. Формы проявления: их много, но основные: 1)радиационное загрязнение 2) загрязнение атмосферного воздуха 3) проблема загрязнения источников питьевого водоснабжения 4) загрязнение почв, с\х угодий. Причины ЭК: 1) монополизм госсобственности на прир ресурсы и средства производства, воздействия на природу 2) господство военно-промышленного комплекса, кот брал на себя большие расходы 3) господство потребительской психологии 4) отсутствие гласности об экологических проблемах
4. Концепция перехода России к устойчивому развитию «Концепция устойчивого экономического развития» была принята на 2-й Международной Конференции ООН по ООС, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Главная идея Концепции — вести мировое хоз-во так, чтобы не вредить следующим поколениям. Главные стратегические задачи: 1) Ограничение роста производства и потребления в экономически развитых странах мира, кот являются главными потребителями природных ресурсов и источниками загрязнения биосферы. 2) Ограничение роста населения в развивающихся странах. 3) Уменьшение неравенства между богатыми и бедными странами, приведшего к обострению социальных конфликтов. Основными критериями являются требования: 1) добыча невозобновляемых природных ресурсов должна стать нормативной, ограниченной; 2) эксплуатация возобновляемых ресурсов (в основном это касается лесов и рыбных запасов) должна осущ-ться хотя бы в рамках простого воспроизводства; 3) внедрение технологий, предусм-щих замену невозобновляемых ресурсов на практически неисчерпаемые; 4) повсеместное строит-во очистных сооружений, заводов по переработке бытового и промышленного мусора, уменьшение площадей под свалками 5) поощрение использования вторичного сырья. В 1996 г. указом Президента РФ «Концепция устойчивого экономического развития» была введена в России. В России «Концепция» введена формально, и выполнение ее основных положений откладывается до того времени, пока страна не справится с экономическими проблемами.
5. Экологическая доктрина РФ ЭД РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой гос политики в области экологии на долгосрочный период. Целью гос политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения кач-ва жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологич безопасности страны. Основные направления государственной политики в области экологии: 1) Обеспечение устойчивого природопользования ( Основные задачи - неистощительное использ-е возобновляемых и рациональное использ-е невозобновляемых природных ресурсов). 2) Сохранение и восстановление природной среды 3) Экологические приоритеты в здравоохранении 4) Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций 5) Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды. Пути и средства реализации гос политики в обл экологии – нормативное правовое обеспечение и правоприменение, экологический мониторинг, научное обеспечение, международное сотрудничество и др.
6. Специфические черты экологического права ( вычеркнут из списка вопросов ) 1. Сравнительная новизна и незавершенность экологич-го права. 2. Интенсивность развития экологич права. За два десятилетия были приняты международные соглашения и НПА, составляющие основу правового регулирования охраны ОС. 3. Специфичность терминологии экологич права. Большое количество НПА и подзаконных актов в сфере экологич права содержит значительный объем специфических терминов и естественнонаучной терминологии, отражающей понятия и процессы физики, химии, биологии, генетики, зоологии, н-р, «геном», «ДНК» и др. 4. Универсальность экологического права. В настоящее время наблюдается тенденция к максимальной унификации правовых принципов и требований, в особенности в области экологич права. 5. Глобальность и значимость экологич права, т к от степени урегулированности вопросов охраны окруж среды зависит выживание человечества, предотвращение глобальных катастроф и т. п. 6. Исключительная обновляемость экологического права, проявляющаяся за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования (генно-инженерная деятельность, ответственность за применение биологического оружия и т. д.).
7. Предмет и методы правового регулирования Предмет правового регулирования = общественные отношения в области охраны ОС в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при осущ хози иной деят-сти, требования в области обращения с отходами производства и потребления и т.д. Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Экологич праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осущ-ся императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осущ-ся, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусм-на возможность заключения Соглашения между органами гос власти разного уровня, осущ--щих гос управление в области охраны ОС как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия. Еще принято выделять метод "экологизации ", кот характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законод-вом РФ требования в области охраны ОС и природопольз-я устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хоз и иной деят-ти юр лиц и индивид-х предпринимателей.
8. История развития экологического права М разделить на 3 этапа. 1) с 1917 по 1968 = после революции одним из первых декретов был «Декрет о земле», кот носил более экономический хар-р => происходила национализация всех природ ресурсов, в т.ч. и земли. В 1919 г. бвл принят «Декрет о недрах», в 1920 г. – «О сроках охоты». Некоторую систему внес в 1922 г. Земельный кодекс, кот провозглашал землю как главный природ. ресурс. Использование др прир ресурсов основывалось также на ЗК. В 1960 г. был принят закон СССР «Об охр природы». 2) с 1968 по 1988 гг. = в 1968 г. б приняты Основы союзного законодательства о земле. Эти Основы говорили, что отныне лесн, водн, горные и др. ресурсы регулир спец законодательством, а впоследствии принимаются основы законодательства о недрах, потом основы лесного законодательства. В 1977 г. с принятие Конституции СССР впервые в ней б закреплена обязанность граждан беречь природу. В 1980-82 гг. б приняты закон об охр атмосферного воздуха и Закон об охр и использ животн мира. В этот период развивается самостоятельные природно-ресурсовые отрасли: земельн, горное, недровое и др. В ВУЗах преподавалась дисциплина «природо-ресурсовое право и правовая охрана природы СССР». дисциплины «правовая охрана природы» еще не было такой дисциплины. 3) с 1988 по настоящее время = 7.01.1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем б четко выявлены недостатки законодательства. Одним из прогрессивн законов был закон 1991 г. «Об охране окруж природной среды». Он заложил основу современного законодательства об охр о.с. с 1988 г. правовая отрасль стала наз «Экологическое право» и стало преподаваться в ВуЗах как самост предмет.
9. Принципы экологического права ФЗ «Об охране окружающей среды» Основные принципы охраны окружающей среды (Закон об охр о.с.): 1) соблюдение права человека на благоприятную ОС; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности чел-ка; 3) научно обоснованное сочетание экологич-х, экономич-х и соц-х интересов ч-ка, общества и гос-ва для обеспеч-я устойчивого развития и благоприятной ОС; 4) охрана, воспроизв-во и рациональное использ-е природных ресурсов 5) ответственность органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоупр-я за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соотв-щих террит-ях; 6) платность природопольз-я и возмещение вреда ОС; 7) независимость контроля в области охраны ОС; 9) обязательность оценки воздействия на ОС при принятии решений об осущ-нии хоз и иной деят-сти; 10) обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хоз и иную деят-сть, кот м оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осущ-нии хоз и иной деят-сти 12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13) допустимость воздействия хоз и иной деят-сти на прир среду исходя из требований в области охраны ОС; 14) обеспеч-е снижения негативного воздействия хоз и иной деят-сти на ОС в соотв с нормативами в области охраны ОС; 15) обязательность участия в деят-сти по охране ОС органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоупр-я, общественных и иных некоммерческих объединений, юрид и физич лиц; 16) сохранение биологич разнообразия; 17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18) запрещение хоз и иной деят-сти, последствия воздействия кот непредсказуемы для ОС, 19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии ОС, 20) ответственность за нарушение законод-тва в области охраны ОС; 21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны ОС; 23) международное сотрудничество РФ в области охраны ОС.
10. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина ЭП следует рассм-вать как самостоят отрасль росс права, т к она включ в себя: НПА, правоприменительную практику (админ и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. В узком смысле слова под ЭП понимают совокупность правовых норм, регулирующих обществ-е отнош-я в обл охраны ОС, рационального использ-я и восстановления прир ресурсов. ЭП как отрасль права принято делить на 3 части: 1) Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части2) Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использ-я конкретных компонентов природной среды 3) Специальную часть, состоящую из международного экологического права. Как учебная дисциплина ЭП предст-ет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия ч-ка и общ-ва с окруж средой. В процессе изучения ЭП рассм-ся: 1) общие науковедческие вопросы (предмет, метод, система, источники ЭП, его соотношение с иными отраслями права, конституционные основы охраны ОС, гос управление в области охраны ОС, юридич ответ-сть и др.); 2) вопросы охраны и рационального использ-я конкретных компонентов природной среды, вопросы охраны ОС в отдельных сферах жизнедеят-сти; 3) отдельные вопросы международного ЭП. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об ЭП как отрасли права, а также об ЭП как учебной дисциплине. ЭП как наука представляет собой структурно организованное знание о системе эколого-правовых отношений, формах и методах формирования эколого-правовых сознаний и путях их совершенствования. В то же время ЭП заключает в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридич знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте ЭП в системе отраслей юридич науки.
11. Понятие, классификация источников экологического права Источник права - это официальная форма выражения и закрепления правовых норм, действующая в соотв-щем гос-ве. В РФ основным источником права явл НПА. Классификация: I. Общепризнанные принципы и нормы междунар-го права и междунар-е договоры РФ. II. Конституция РФ. III. Федер законод-во: 1. ФКЗ. 2. ФЗ, кодексы, Основные положения. 3. НПА Президента РФ (Указы и Распоряжения). 4. НПА Правительства РФ (Постановления и Распоряжения). 5. НПА федер-х органов исполнит власти. IV. Законодательство субъектов РФ: 1. Конституция (Уставы) субъектов РФ. 2. Законы субъектов РФ. 3. НПА высших должностных лиц субъектов РФ. 4. НПА правительства субъектов РФ. 5. НПА органов исполнит власти субъектов РФ. V. НПА органов местного самоупр-я.
12. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды В КРФ закреплено право каждого на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эти права обеспечиваются путем реализации правовых механизмов, закрепленных в ряде других НПА, н-р, в ФЗ «Об охране ОС» предусм право каждого гражданина на благоприятную ОС, ее защиту от негативного воздействия, кот было вызвано хоз, иной деят-тью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного хар-ра, на достоверную инф-цию о состоянии ОС, возмещение вреда ОС. В КРФ закреплено право на благоприятную ОС, кот рассм-ся в кач-ве естественного и неотъемлемого права ч-ка, принадлежащего ему от рождения. В КРФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и ОС и бережно относиться к природным богатствам. В КРФ определены пределы осуществления собственником земли своих правомочий, т. е. владения, пользования и распоряж-я землей и другими природ ресурсами, осущ-ся свободно при условии, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В КРФ закреплено разграничение предметов ведения в области охраны ОС между РФ и ее субъектами: правовое регулирование охраны ОС, обеспечение экологич безопасности, вопросы законод-ва об охране ОС отнесены к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов. В КРФ определены общие полномочия некоторых органов гос власти в области правового регулир-я отношений в сфере охраны ОС, н-р, закреплено, что Правит-во РФ обеспечивает проведение единой гос политики в области экологии. В КРФ закреплены некоторые особенности правового регулирования в области охраны ОС, н-р, земля и другие прир ресурсы использ-ся и охраняются в РФ как основа жизнии деят-ти народов, проживающих на соотв-щей территории.
13. ФЗ «Об охране окружающей среды»: общая характеристика ФЗ «Об ООО» определяет основы гос политики в области охраны ОС, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осущ-нии хоз и иной деят-ти, связанной с воздействием на прир среду. Раскрыто содержание основных терминов, кот в нем использ-ся. В ФЗ установлены принципы охраны ОС, в т ч закреплено право каждого гражданина на благоприятную ОС и правовой механизм его реализации. Определены методы экономико-правового регулир-я охраны ОС, важнейшим из кот является нормирование в области охраны ОС. В Законе содержатся общие положения, касающиеся порядка проведения оценки воздействия на ОС и экологич экспертизы, предусмотрены экологич-е требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений. Установлены общие положения о правовом режиме зон экологич бедствия и зон чрезвычайных ситуаций. Установлены общие положения правового режима особо охраняемых природных объектов, к кот относятся гос природные заповедники, в т ч биосферные заповедники, заказники, национ природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные и т. п. Закреплены общие положения об экологическом контроле. В Законе установлены: • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерч-х орг-ций в области охраны ОС; • общие требования в области охраны ОС при осущ хоз и иной деят-сти; • общие положения о гос мониторинге ОС; • общие положения о научных исслед-ях в области охраны ОС; • основы формирования экологич культуры; • ответственность за нарушение законодат-ва; • определены вопросы международного сотрудничества в области охраны ОС. В этом ФЗ нашла отражение концепция всестороннего регулирования отношений по охране ОС, появились конкретные нормы об оценке воздействия проектируемой хоз деят-сти на ОС, об экологич сертификации, аудите, нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды, юридических критериях экологически обоснованного проектирования и строит-ва объектов с учетом новых технологий.
14. Понятие и функции объектов экологического права Объекты ЭП – это компоненты природы, имеющие естествен происхождение, находящиеся в системе экологич взаимосвязи и выполняющие экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. На 1 месте д.б. экологическая функция. Объекты охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»): 1) земли, недра, почвы; 2) поверхностные и подземные воды; 3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; 4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Особой охране подвергаются объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, гос-ные природные заповедники, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
15. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы Собств-ть — это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех др лиц. Как юридический институт - охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. Формы собств-сти по КРФ: гос-ная, муниц-ная и частная. Объекты права собственности: земля и др природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, природные комплексы. Субъекты права собственности на природ ресурсы: физические и юридич лица, РФ, субъекты РФ и муниц-ные образования. Права собственника от имени гос-ва осуществляет Правит-во РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные гос органы. Госуд собственность - доминирующая. КРФ разграничивает право гос собств-сти на федер-ю и региональную. К федеральным природ ресурсам относятся: 1) земельные участки, занятые под хоз объектами федер значения; 2) участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны; 3) особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федер значения; 4) виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международ договорами 5) месторождения полезных ископаемых национального значения; 6) водные объекты, расположенные на терр 2 или более субъектов РФ, а также трансграничные водные объекты; 7) природные ресурсы территор-го моря, континентального шельфа и особой экономич зоны РФ; 8) территории ЗАТО, для кот необходим режим охраны гостайны. В собственности субъектов РФ м нах-ся водные объекты, акватории кот полностью расположены на территории субъектов РФ. Леса находятся преимущественно в гос собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Недра находятся, в основном, в гос федер собств-ти, явл общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некот месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, м б переданы в собственность субъектов РФ. В состав муниц-ной собств-сти м входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это м б обособленные водные объекты, предназначенные для муниц-ных нужд, особо охраняемые территории местного значения. Управляют муниц собств-стью органы местного самоупр-я.
16. Международные объекты экологического права Делятся на 3 группы объектов: 1) международные объекты – те объекты, кот не принадлежат ни одному гос-ву (космос, воздушное пространство, Антарктида, мировой океан), те, кот разделяются двумя и более гос-вами (река, кот течет по террит нескольких гос-в, перелетные птицы, мигрирующие виды животных) 2) объекты, имеющие международное значение – эти объекты располоагаются на террит конкретного гос-ва, но в силу своей значимости м б объявлены объектами, имеющими международ значение (н-р, озеро Байкал) 3) объекты, международ по св значению (природные ресурсы континентального шельфа и свободной экономической зоны прибрежных гос-в. Охрана этих ресурсов обеспечивается средствами национального законодательства.
17. Экологические права граждан как объект охраны, их гарантии Граждане имеют право: - учреждать общественные объединения, фонды и др некоммерческие организации, реализовывающие деятельность в области охраны окружающей среды; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, др организации и должностным лицам о получении полной, своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и др организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные, обоснованные ответы; - принимать участие в различных акциях по вопросам охраны окружающей среды, если они не противоречат законодательству РФ; - инициировать предложения о проведении общественной экологической экспертизы, участвовать в ее проведении в установленном порядке; - содействовать органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; - осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Граждане обязаны: - бережно относиться к природе и природным богатствам; - сохранять природу и окружающую среду; - соблюдать иные требования законодательства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |