Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешний государственный долг




Внутренний государственный долг.

Понятие и содержание государственного кредита.

Тема 8. Понятие государственного кредита

1 Государственный кредит используется для решения трех основных за­дач:

· финансирования дефицита бюджета;

· регулирования денежного обра­щения;

· оказания временной финансовой помощи субъектам и отдельным категориям населения.

Государственный кредит выступает в трех видах:

Ø кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

Ø государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

Ø договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

Ø займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

Ø договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

Ø договоров о получении бюджетных кредитов

Ø вкладов населения в АСБ «Беларусбанк».

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий:

Ø если государство является заемщиком, оно всегда обладает верховенством над кредиторами. Оно устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредиторами.

Ø при­влекает денежные средства, не прибегая ни к одной из форм обеспечения.

Ø в принципе свобода выбора присутствует в государственном кредите. Однако принуждение в этой области объективно обусловлено, так как го­сударственный кредит имеет важное значение как источник государствен­ных финансовых ресурсов и как инструмент регулирования денежного обращения.

Государственный долг Республики Беларусь – совокупность внешнего государственного долга Республики Беларусь (далее – внешний государственный долг) и внутреннего государственного долга Республики Беларусь (далее – внутренний государственный долг) на определенный момент времени

2 Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолжен­ность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и фи­зическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательства­ми. По материальному содержанию внутренний государственный долг - это сумма выпущенных, но не пога­шенных Правительством своих денежных обязательств, выраженных в облигациях и других ценных бумагах.

Различают долговые обязательства:

краткосрочные (до 1 года);

долгосрочные (свыше 1 года).

На использование этих инструментов для финансирования дефицита бюджета указывает Бюджетный кодекс.

Ежегодно Парламент утверждает предел для прироста внутреннего го­сударственного долга. При­чем порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга оп­ределяются Правительством Республики Беларусь.

Обслуживание внутреннего государственного долга заключается в выплате процентов по государственным денежным обязательствам и по­гашении долга путем выкупа, либо иного изъятия государственных долго­вых обязательств из обращения. Обслуживание производится за счет рес­публиканского бюджета, либо иных активов, находящихся в республикан­ской собственности. Операции по обслуживанию долга осуществляются Национальным банком.

Крайней мерой в управлении государственным долгом является анну­лирование внутреннего долга. К нему прибегают в исключительных слу­чаях, и, как правило, это вызвано не экономическими, а политическими причинами.

Несмотря на ежегодно увеличивающиеся расходы бюджета на финан­сирование народного хозяйства, этих средств недостаточно для реализа­ции ряда инвестиционных проектов. Банки в силу нерешенных проблем в денежно-кредитной сфере, низкой платежеспособности предприятий не заинтересованы в предоставлении им долгосрочных кредитов. В целях раз­решения этой проблемы Правительство приняло решение выступить га­рантом по обязательствам государственных предприятий перед коммер­ческими банками в связи с получением кредитов, выдаваемых банками республики заемщикам в целях увеличения экспорта продукции, реализа­ции инвестиционных проектов импортозамещения. Тем самым Прави­тельство начало накопление государственного долга не только ГЦБ, но и через механизм гарантий.

В этой связи у Минфина, министерств и банков возникают следующие права и обязанности. Минфин оформляет гарантию Правительства, конт­ролирует использование заемных средств и сроки погашения кредита, бе­рет с заемщика обязательство о порядке и условиях возврата в республи­канский бюджет платежей в случаях, когда Минфин в соответствии с вы­данной гарантией производит погашение кредита.

В случае нецелевого использования указанных кредитов Минфин не­медленно информирует об этом Правительство, которое своим решени­ем отзывает свои гарантии.

3 Внешний государственный долг страны, формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предо­ставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежа­щим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных усло­виях. Под лимитом внешнего долга понимается максимально возможная сумма долга по состоянию на конец года. При этом в расчет принимается только сумма основного долга без учета предстоящих платежей по про­центам.

К числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя долгов, относят те, у которых три показателя превышают расчетные уровни в сред­нем в течение трех лет. Такими показателями являются.

1. Отношение общей суммы долга к валовому внутреннему продукту, если оно превышает 50 процентов.

2. Отношение общей суммы долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 процентов.

3. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 процентов.

В Республике Беларусь все три названных показателя намного мень­ше, что свидетельствует о кредитной безопасности.

Законодательство закрепляет привлекаемые Правительством кредиты и кредиты под гарантии Правительства. Так, в приложении 2 к закону «О бюджете Республики Беларусь на 1997 год» было установлено следующее:

Кредитная линия Германии - оборудование, запасные части к сельско­хозяйственной технике, медицинское оборудование, оборудование для производства пластмассовых труб

Кредиты США - зернопродукты.

Кредиты МВФ - поддержка экономической реформы.

Кредиты МБРР - реформирование и укрепление государственного управления, поддержка импорта, уменьшение дефицита бюджета, струк­турные преобразования.

Проект, предлагаемый к финансированию из средств иностранной кре­дитной линии, первоначально проходит экспертизу в МИДе, Минэконо­мики и Минфине и банке-агенте. После получения положительных экс­пертных заключений проект представляется на рассмотрение валютно-кредитной комиссии при Совмине. Затем материалы направляются в Со­вет Безопасности. После чего на согласовывается с Президентом. После согласования проекта с Президентом решение ВКК утверждается поста­новлением Совмина.

После этого между Минфином, банком-агентом и предприятием зак­лючается трехстороннее соглашение о порядке обслуживания и погаше­ния иностранного кредита.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.