КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешний государственный долгВнутренний государственный долг. Понятие и содержание государственного кредита. Тема 8. Понятие государственного кредита 1 Государственный кредит используется для решения трех основных задач: · финансирования дефицита бюджета; · регулирования денежного обращения; · оказания временной финансовой помощи субъектам и отдельным категориям населения. Государственный кредит выступает в трех видах: Ø кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет; Ø государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь; Ø договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь; Ø займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; Ø договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов); Ø договоров о получении бюджетных кредитов Ø вкладов населения в АСБ «Беларусбанк». Государственный кредит имеет ряд существенных отличий: Ø если государство является заемщиком, оно всегда обладает верховенством над кредиторами. Оно устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредиторами. Ø привлекает денежные средства, не прибегая ни к одной из форм обеспечения. Ø в принципе свобода выбора присутствует в государственном кредите. Однако принуждение в этой области объективно обусловлено, так как государственный кредит имеет важное значение как источник государственных финансовых ресурсов и как инструмент регулирования денежного обращения. Государственный долг Республики Беларусь – совокупность внешнего государственного долга Республики Беларусь (далее – внешний государственный долг) и внутреннего государственного долга Республики Беларусь (далее – внутренний государственный долг) на определенный момент времени 2 Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами. По материальному содержанию внутренний государственный долг - это сумма выпущенных, но не погашенных Правительством своих денежных обязательств, выраженных в облигациях и других ценных бумагах. Различают долговые обязательства: краткосрочные (до 1 года); долгосрочные (свыше 1 года). На использование этих инструментов для финансирования дефицита бюджета указывает Бюджетный кодекс. Ежегодно Парламент утверждает предел для прироста внутреннего государственного долга. Причем порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством Республики Беларусь. Обслуживание внутреннего государственного долга заключается в выплате процентов по государственным денежным обязательствам и погашении долга путем выкупа, либо иного изъятия государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание производится за счет республиканского бюджета, либо иных активов, находящихся в республиканской собственности. Операции по обслуживанию долга осуществляются Национальным банком. Крайней мерой в управлении государственным долгом является аннулирование внутреннего долга. К нему прибегают в исключительных случаях, и, как правило, это вызвано не экономическими, а политическими причинами. Несмотря на ежегодно увеличивающиеся расходы бюджета на финансирование народного хозяйства, этих средств недостаточно для реализации ряда инвестиционных проектов. Банки в силу нерешенных проблем в денежно-кредитной сфере, низкой платежеспособности предприятий не заинтересованы в предоставлении им долгосрочных кредитов. В целях разрешения этой проблемы Правительство приняло решение выступить гарантом по обязательствам государственных предприятий перед коммерческими банками в связи с получением кредитов, выдаваемых банками республики заемщикам в целях увеличения экспорта продукции, реализации инвестиционных проектов импортозамещения. Тем самым Правительство начало накопление государственного долга не только ГЦБ, но и через механизм гарантий. В этой связи у Минфина, министерств и банков возникают следующие права и обязанности. Минфин оформляет гарантию Правительства, контролирует использование заемных средств и сроки погашения кредита, берет с заемщика обязательство о порядке и условиях возврата в республиканский бюджет платежей в случаях, когда Минфин в соответствии с выданной гарантией производит погашение кредита. В случае нецелевого использования указанных кредитов Минфин немедленно информирует об этом Правительство, которое своим решением отзывает свои гарантии. 3 Внешний государственный долг страны, формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предоставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях. Под лимитом внешнего долга понимается максимально возможная сумма долга по состоянию на конец года. При этом в расчет принимается только сумма основного долга без учета предстоящих платежей по процентам. К числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя долгов, относят те, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет. Такими показателями являются. 1. Отношение общей суммы долга к валовому внутреннему продукту, если оно превышает 50 процентов. 2. Отношение общей суммы долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 процентов. 3. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 процентов. В Республике Беларусь все три названных показателя намного меньше, что свидетельствует о кредитной безопасности. Законодательство закрепляет привлекаемые Правительством кредиты и кредиты под гарантии Правительства. Так, в приложении 2 к закону «О бюджете Республики Беларусь на 1997 год» было установлено следующее: Кредитная линия Германии - оборудование, запасные части к сельскохозяйственной технике, медицинское оборудование, оборудование для производства пластмассовых труб Кредиты США - зернопродукты. Кредиты МВФ - поддержка экономической реформы. Кредиты МБРР - реформирование и укрепление государственного управления, поддержка импорта, уменьшение дефицита бюджета, структурные преобразования. Проект, предлагаемый к финансированию из средств иностранной кредитной линии, первоначально проходит экспертизу в МИДе, Минэкономики и Минфине и банке-агенте. После получения положительных экспертных заключений проект представляется на рассмотрение валютно-кредитной комиссии при Совмине. Затем материалы направляются в Совет Безопасности. После чего на согласовывается с Президентом. После согласования проекта с Президентом решение ВКК утверждается постановлением Совмина. После этого между Минфином, банком-агентом и предприятием заключается трехстороннее соглашение о порядке обслуживания и погашения иностранного кредита.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |