Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и методы доходов и расходов бюджета




Понятие и принципы построения бюджетной системы.

Особенности правового статуса субъектов бюджетного права.

Понятие, предмет, источники бюджетного права.

Понятие и функции бюджета.

1 Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

В литературе выделяют 2 основные функции бюджета:

1. Распределительная функция:

а) Распределяет в основном чистый доход общества.

б) Охватывает процесс межотраслевого и межрегионального распределения финансовых ресурсов.

в) Распределение денежных средств через бюджет не одновременно с натурально-вещественной формой распределения общественного продукта, а в известном отрыве от нее.

2. Контрольная функция. Осуществляет проверку отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу своевременно выполненных обязательств перед бюджетом. Также осуществляет контроль за использованием целевых денежных средств.

2 Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Предмет бюджетного права – регулирует отношения между Республикой Беларусь, административно-территориальными единицами, государственными органами по образованию и использованию бюджетных средств.

Источниками бюджетного права являются:

1. Конституция РБ

2. Бюджетный кодекс.

3. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

3 Под субъектами бюджетного права принято понимать носителей бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования централизованного государственного денежного фонда.

Субъектами бюджетного права являются:

1. Республика Беларусь;

2. Государственные органы:

а) Высшими и местными представительными органами (Национальное собрание, местные Советы депутатов);

б) Органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);

в) Органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы).

4 Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь

Местные бюджеты подразделяются: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Такая группировка вызвана необходимостью совершенствования механизма бюджетного регулирования.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

1. расходов государственных целевых бюджетных фондов;

2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

3. государственных займов;

4. добровольных взносов;

5. средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

6. средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

8. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Несбалансированность бюджета выражается либо в превышении доходов над расходами, что обозначается термином - профицит, принятым в международной статистике государственных финансов вместо ранее употребляемого абсурдного по смыслу термина - излишки доходов. Неравновесие может выражаться и в бюджетном дефиците - когда расходы превышают доходы.

5 Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы -республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, пени и др.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.