Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиторская деятельность




Методы финансового контроля

Тема 4. Аудиторская деятельность

1 Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления.

Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др.

Применяются следующие методы финансового контроля:

Ø ревизии;

Ø проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.);

Ø рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Проверки подразделяются на:

а) документарная (формальная) – заключаются в контроле за правильностью офор­мления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли он на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагае­мые к нему другие документы;

б) фактическая проверка – устанавливают достоверность расходования и оприходования матери­альных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится ин­вентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фак­тических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.;

в) встречная проверка - для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

г) полная проверка – проверка всей деятельности предприятия за определенное время;

д) выборочная проверка – контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности;

е) контрольная проверка – проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки;

ж) дополнительная проверка - для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.

Самым действенным методом финансового кон­троля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, уч­реждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта раз­личают:

Ø полная ревизия - предполагает проверку всей финан­сово-хозяйственной деятельности организации;

Ø частичная ревизия - производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности;

Ø тематическая ревизия - проводится по однотипным организациям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Т.е. охватывется большое число одно­родных объектов, она дает возможность проверить состояние определенно­го участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению;

Ø совместная ревизия - включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии производятся, как правило, группой ревизоров с привлечени­ем специалистов по отдельным вопросам.

Ревизии могут производиться:

Ø сплошным методам, т.е. проверка всех документов на определен­ном участке деятельности;

Ø выборочным методам, т.е. про­верке подвергаются документы на выборку за тот или иной период време­ни.

Ø комбинированный метод, т.е. когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.

Ревизии могут быть:

Ø плановыми - ревизии производятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

ü к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;

ü к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;

ü к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Ø внеплановыми - ревизии, как правило, назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением требований законодательства.

Внеплановая тематическая оперативная проверка - оперативное выявление и пресечение нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.

Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:

Ø индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, – пятнадцати рабочих дней;

Ø иных проверяемых субъектов – тридцати рабочих дней.

Сроки, указанные в части первой настоящего пункта, не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

2 Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Закон РБ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII

В зависимости от того, кто осуществляет проверку, выделяют:

· Внутреннею

· Внешнею.

Внутренний аудит – осуществляется внутренней аудиторской службой. Он схож с ведомственным финансовым контролем осуществляемый не главным бухгалтером, а специальным аудиторским отделом, начальник которого подчиняется руководителю предприятия.

Независимость внутреннего аудитора достигается:

1. Подотчетностью внутреннего аудита ревизионной комиссии;

2. Объем работы и финансирование службы внутреннего аудита не должны устанавливать сотрудники субъекта хозяйствования, деятельность которых будет проверять аудитор.

Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов проверяемых юридических лиц (аудируемые лица), а при необходимости и (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами.

Аудитная проверка может быть:

v Обязательной - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

v Добровольный - внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, по желанию хозяйствующего субъекта.

Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право:

Ø самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

Ø проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Ø получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;

Ø привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;

Ø получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;

Ø отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;

Ø осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели обязаны:

Ø выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг);

Ø вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

Ø качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги;

Ø сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 8 настоящего Закона;

Ø обеспечивать сохранность полученных документов;

Ø сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;

Ø передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

Ø исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, уставом и иными документами аудируемой организации.

Аудируемое лицо, заказчик несут ответственность за полноту и достоверность документов и другой информации, представленных аудиторской организации, аудитору - индивидуальному предпринимателю на проверку.

Аудиторская проверка не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.

Результатом проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Текст аудиторского заключения включает в себя:

а) вводную часть (юридический адрес организации, фамилии всех аудиторов, принимающих участие в проверке, № и дата выдачи лицензии и т.п.);

б) аналитическую часть, в которой указываются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составление соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на их достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственнику хозяйствующего субъекта, государству и 3-м лицам;

в) итоговую часть, содержащую запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

К заключению, как правило, прилагается документальные результаты проведенных исследований, анализов, экспертиз дающие представление, на основании каких данных было сделано аудиторское заключение.

Вне зависимости от избранных методов проверки аудитор несет в полном объеме ответственность за объективность и непредвзятость предоставленного заключения. Если аудитор был намеренно введен в заблуждение руководством или служащими аудиромого лица, то материальную ответственность за несоответствие действительности заключения ложиться на хозяйствующий субъект, к которому будут обращены претензии всех лиц, понесших убытки от сотрудничества с этим предприятием.

В случае обнаружения неграмотности проведенной аудиторской проверки, приведшей к убыткам для аудиромого лица или государства, с аудитора на основании решения суда по иску, предъявленному органом, выдавшим лицензию, могут быть взысканы:

Ø в полном объеме понесенные убытки;

Ø расходы на проведение перепроверки;

Ø штрафы.

 

Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.