Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-правовые нормы, источники и система финансового права




Метод финансового права.

 

В финансовом праве используется императивный метод как основной. Финансовое право – это право публичное. И сама природа этих отношений – конфликтных отношений – не даёт возможности договариваться, ведь интересы сторон настолько различны, что договориться как-то вряд ли получится. Поэтому государство использует властный метод – государство просто понуждает выполнять те требования, которое оно предписывает.

Метод властных предписаний в финансовом праве очень жёсткий. Он даже более жёсткий, чем в административном праве. В условиях товарно-денежных отношений без денег управлять обществом просто невозможно.

По три-четыре раза в год меняются налоговые нормы – чтобы и в бюджете были деньги, и налоги платили, и лазейки и схемы уходов от налогов не оставлять.

В административном праве как правило одна сторона даёт властное предписание другой стороне. В финансовом праве не так – обе стороны правоотношений – оба находятся в тисках государства, оно определило, что и как им делать. Над субъектами стоят законы, которым необходимо подчиняться. В административном праве ещё есть свобода усмотрения, а вот в финансовом – считай нет, всё там очень жёстко прописано.

Формально метод властных предписаний в финансовом праве проявляется в следующем:

1. В финансовом праве способом позитивного обязывания (не как в уголовном праве – там запрещается что-то делать). В финансовом праве не идёт регулирование с помощью запретов как способа, а здесь требует, обязывает действовать (обязан уплатить, обязан возвратить, обязан надлежащим образом использовать…).

2. В финансовом праве ярко проявляется конформизм поведения. То есть субъекты в финансовом правоотношении не имеют свободы усмотрения, они строго следуют предписаниям закона.

Но есть и элементы диспозитивности – согласительная комиссия, причём она принимает решение, только если все три стороны согласны. И ещё несколько маленьких диспозитивных методов. Но их всё же маловато, особенно по сравнению с гражданским правом.

 

 

 

Специфика финансово-правовых норм:

1. Нормы отличаются повышенной степенью нестабильностью. Законодатель постоянно меняет нормы (где-то три раза в год минимум). Причина – конфликтность отношений, плюс изменения финансовой политики государства, изменения в экономике…

2. Нормы финансового права отличаются тем, что не имеют прототипа в общественной жизни. Финансово-правовые нормы рождены, конечно, жизнью, но они не оформлены в жизни, не имеют реального прототипа. Скажем, не было бы ГК, но мы бы также дарили, покупали, продавали и т.д. А вот без законодательства никто бы не стал платить налоги.

3. Нормы финансового права регулируют отношения публичные, то есть отношения где присутствует коллективный интерес, интерес высокой степени общности. Они не регулируют частные интересы.

4. Нормы финансового права политически обусловлены, причём очень в высокой степени политически обусловлены. Это означает, что нормы финансового права, как правило, принимаются и изменяются после принятия тех или иных политических решений, которые и задают политику в финансовых отношениях. Скажем, бюджетное послание президента каждый год, и после этого разработка… Также и с налоговым правом. Нормы финансового права политически ангажированы, политически обусловлены. Финансовое право считается политически напряжённой отраслью права (выражение лектора).

Есть ещё особенности, почитаем их в учебнике.

 

Кроме норм, в финансовом праве судебный прецедент: постановления президиума ВАС (в результате рассмотрения дел в порядке надзора, там написано, что такое толкование и должно применяться в подобных случаях и далее). Также решения Конституционного Суда являются источником права. И третье – это решения Европейского Суда по правам человека (суд находится в Страсбурге). Статья 15 Конституции, где говорится про международные договоры в качестве источника.

Во всех этих актах содержатся определённые правила, которые регулируют финансовые, в частности бюджетные и налоговые, отношения.

 

Что касается нормативных актов, то в их рамках, по иерархии:

Конституция.

Федеральные Конституционные законы (ФКЗ «О российской счётной плате», «Закон о правительстве»).

Далее мы идём к кодексам – бюджетному и налоговму и отдельные некодифицироанные.

Есть законы субъектов, муниципальных образований.

Указы президента являются источниками финансового права (но не являются источниками в области налогового права).

 

Система финансового права.

Вообще-то существует три плоскости мышления при разговоре о системе права: система права как отрасли, система права как науки и системы права как учебной дисциплины.

Мы будем говорить о системе финансового права как отрасли права.

Это относительное подразделение, которое развивается и может меняться.

Система финансового права как отрасли права включает в себя подразделение финансового права на подотрасли права и на финансово-правовые институты.

В финансовом праве выделяются на сегодняшний день два самых крупных образования, называемые подотраслями – бюджетное право и налоговое право.

Для подотрасли права как правило характерно наличие кодифицированного акта (у нас есть НК и БК). Но эти подотрасли не равнозначны.

Бюджетное право подзапутаннее и кодекс имеет несовершенную юридическую технику, более запутанный и бюджетное право труднее понимается и воспринимается, оно в меньшей степени предсказуемое и принципы бюджетного права легко изменяемы, потому что бюджетное право в самой большей степени политически обусловлено, оно очень зависит от политики. И бюджетное право в меньшей степени изучаемое, его меньше исследует и оно не привлекает такого интереса, как налоговое право.

Налоговое право тоже подотрасль, урегулировано НК, достаточно развитая подотрасль, в нём больше логики, к нему проявляется больший интерес, оно в большей степени стабильно в своих принципах, оно регулирует прежде всего отношения с участием физических лиц, интересы которых должны быть гарантированы.

Обе эти подотрасли финансового права сами имеют определённую структуру, то есть и бюджетное, и налоговое право подразделяется на институты. А в налоговом праве (настолько оно развитое), то там выделяется общая и особенная часть. В бюджетном праве всё сложнее, пытаются сейчас выделять.

В финансовом праве также, помимо этих двух крупных подотраслей, выделяется институт внебюджетных фондов, выделяется институт неналоговых доходов в бюджет, выделяется институт государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выделяется институт государственного кредита, выделяется институт финансово-правовых основ банковского дела…

Сейчас наука финансового права страдает от неоднозначности.

 

Тема 2: «Субъекты финансового права».

 

1. Понятие субъекта финансового права.

2. Государство как субъект финансового права.

3. Муниципальные образования как субъекты финансового права.

4. Коллективные субъекты финансового права.

5. Индивидуальные субъекты финансового права.

 

 

Тему нам не будут читать по вопросам – по диагонали самое важное, а остальное по учебнику или учебному пособию (которые писала лектор).

Субъекты права определяют в любой отрасли права.

Главный субъект финансового права – государство.

!!! Именно государство, а не государственный орган!!!!

Государство – это означает либо РФ, либо субъекты РФ.

Государство – это фикция, оно виртуальный, а не реальный субъект. Оно выступает всегда в лице какого-то одного органа.

В финансовом праве государство – главный субъект, оно выступает в лице прежде всего и главным образом в лице законодательного органа власти (Государственная Дума или Законодательное собрание субъекта РФ).

Научный критерий, когда именно государство выступает в финансовых отношениях, а не отдельный его орган: это только в том случае государство как таковое является субъектом финансового права, когда оно и только оно вступает в правоотношения, реализуя свой финансовый суверенитет.

Суверенные права – это особые права, которые принадлежат только одному субъекту – государству.

Суверенные права в области финансов:

1. Право утверждать бюджет.

2. Право устанавливать налоги.

3. Право осуществлять эмиссию денежных знаков.

4. Право устанавливать и взимать налоги.

Эти права не принадлежат никому другому, кроме как государству. И в этих случаях мы говорим, что, скажем, «субъектом выступает РФ в лице законодательного органа» в случае утверждения бюджета.

Взимание налога – это право государства на требование уплаты установленного им налога.

Насчёт эмиссии денежных знаков – не уверенны, что субъект именно РФ, так как если что, то ответственность несёт Центральный банк, а не РФ в лице субъекта РФ и т.д.

Есть ещё случаи, когда государство является субъектом финансового права, но при этом не осуществляет свои суверенные права. Но об этом в учебнике и обсудим на семинаре.

 

Помимо государство, может выступать субъектом и муниципальное образование.

Компетенция муниципального образования: утверждение местного бюджета, вводят в действие на своей территории местные налоги, выпускают муниципальные займы, выделяют субсидии, дотации в рамках муниципальных образований (межбюджетные трансферты) и т.д.

 

Государственный орган уполномочен государством и является коллективным органом.

Пример: правительство РФ разрабатывает проект бюджета. В данном случае при разработке бюджета правительство действует от своего имени, государство его управомочило, уполномочило на это – в его компетенцию включено это.

Государственный финансовый контроль осуществляет Государственная Счётная палата, которая уполномочена государством контролировать денежные средства.

ФНС – орган, который создан и уполномочен государством. Он действует от своего имени.

Есть большая разница между государством как субъектом и государственными органами как субъектами финансового права.

Государственные органы всегда являются коллективными субъектами.

 

Кроме государственных органов как коллективных субъектов финансового права, есть ещё коллективные субъекты. К ним относятся.

Бюджетные учреждения, казённые учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, организация (в частности, банковские и кредитные организации) и прочие субъекты.

 

Индивидуальные субъекты. Это – физические лица.

Он у нас идёт последним, потому что физические лица – не самые активные субъекты финансового права (хотя в налоговом праве они достаточно заметны – они могут выступать в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов).

Очень дискуссионный вопрос – с какого момента человек становится субъектом финансового права, в частности – налогового права.

Наш НК говорит так: «Физическое лицо может нести налоговую ответственность с 16 (шестнадцати) лет». Тут есть некоторые несуразицы с трудовым и гражданским правом.

В налоговом кодексе есть понятие «налоговый представитель», как то родители, опекуны и попечители, которые и должны платить за него платить.

С 16 лет налоговая дееспособность наступает.

 

Остальное читаем в учебнике.

 

Тема 3. «Правовое регулирование государством финансового контроля».

 

1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля.

2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля.

3. Методы государственного финансового контроля.

 

Нормативные акты:

Бюджетный Кодекс РФ. Глава 26 Бюджетного Кодекса «Основы государственного и муниципального финансового контроля».

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №703, которым утверждено положение о федеральном казначействе.

Остальное смотреть в методичке, там все есть.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.