Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Юриспруденция

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность 021100 – Юриспруденция

 

Присваиваемая квалификация - Юрист

 

Дата утверждения стандарта 27 марта 2000 г.

 

 

Требования к обязательному минимуму содер-

жания основной образовательной программы под-

готовки специалиста по специальности 021100 –

 

 

ИНДЕКС Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ОПД.19 Финансовое право Понятие финансов и финансовой деятельности; финансовая система; понятие финансового права; источники финансового права; финансовый контроль; бюджетная система; бюджетное право; понятие налога; налоговое право; государственный кредит; банковская система; банковское право; инвестиционное право; страховое право; валютное регулирование; правовое регулирование денежного обращения; безналичные расчеты.  

 

Финансовая деятельность публично-территориальных образований и финансовое право

 

1. Понятие, виды, методы и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

2. Понятие, предмет и методы финансового права как отрасли российского права.

 

Основная литература:

1. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.:Норма,2004.

Дополнительная литература:

2. Виницкий Д.В. Категория «финансовой деятельности государства» в науке российского финансового права / Государство и право. 2003. №2. Анишин А.Ю. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. 2004. № 3.

3. Рукавишникова И.В. К вопросу об особенностях метода финансового права // Государство и право. 2004. № 4.

4. Древаль Л.Н. К вопросу о предмете, методе и системе финансового права // Финансовое право. 2005. № 2.

 

1. Понятие, виды, методы и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Объективная необходимость денежных отношений обусловливает наличие специальной финансовой деятельности государства и муниципалитетов, которая выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевую разновидность государственной и, соответственно, юридической деятельности.

Финансовая деятельность государства и муниципалитетов имеет свои специфические признаки, к которым относятся:

1) обязательное участие государства или муниципалитета в лице их компетентных органов;

2) направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством (муниципалитетом) правотворческой функции;

3) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;

4) юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов, но и для иных субъектов финансового права (граждан, организаций и т.д.);

5) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Различия в сферах общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, субъектах ее осуществляющих, территориальных уровнях, формах, функциях и т.д. позволяет квалифицировать эту правовую категорию по нескольким основаниям.

В зависимости от видов общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить: бюджетную, налоговую, кредитную деятельность государства и муниципалитетов, финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий, государственную деятельность в сфере обязательного страхования и в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую деятельность муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).

Результатом финансовой деятельности государства и муниципалитетов становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для публичного субъекта: совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые отношения.

Осуществляется финансовая деятельность на основании разнообразных методов: добровольных и обязательных платежей, финансирования и кредитования, охранительных, регулятивных, административных, экономических методов, а также стимулов, ограничений и санкций.

Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, благотворительные пожертвования и т. д.

При распределении денежных средств используются методы финансирования и кредитования. Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной (социальной) деятельности государственных и муниципальных предприятий (учреждений). Следовательно, финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства и социального управления. Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство (муниципалитет) может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных льгот и иных видов льгот.

Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается от последнего возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из казны предоставляются в основном иностранным государствам и коммерческим организациям.

Финансовая деятельность, как и любая деятельность государства и муниципалитетов, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и внеправовой форме, не влекущей правовых последствий. Правовой формой осуществления государственной (муниципальной) деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных (муниципальных) органов по руководству обществом путем принятия финансово-правовых актов.

Финансово-правовые акты – это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.

Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяется большая группа финансово-плановых актов, под которыми понимаются акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственные, муниципальные органы, организации) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный период. К числу финансово-плановых актов можно отнести прогнозы социально-экономического развития соответствующих территорий, бюджетные росписи всех уровней, сметы бюджетных учреждений, финансовые планы организаций и т. д.

Таким образом, финансовую деятельность государства можно определить как основанную на правовых нормах публичную деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.