КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ст. Скм. Б.Б. МАРТИНО
С S НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ S Л u 2 например, коррупцию и концентрацию политических полномочий в руках главы О исполнительной власти, причем во имя создания либерального строя. w Итак, бросается в глаза, что в переходный период непредсказуемость результатов 5 сочетается с неопределенностью процедур. Так мы получаем двойную неопределен-<и ность, а если прибавить политические и экономические аспекты, то даже учетверенную. 6 Однако, что означает совмещение неопределенностей одновременно процедур и 5< результатов? Конечно же, колоссальную нестабильность. Я имею в виду ситуацию, М когда отсутствуют привычные — структурные — опоры в общественнбй жизни: о недостает представлений о ценностях; интересы, поведение людей носят случайный ** характер. Более конкретно (в зависимости от метода анализа) — это отсутствие U системности и, стало быть, четко определенных регуляторов и ограничителей, общественных ролей и отношений; нет установившихся норм и институтов; не определились группы интересов и сами классы. То есть отсутствует все, что придает социальной жизни относительную упорядоченность и систематизированность. Общество выглядит как судно в дрейфе без руля и без ветрил. Обществоведы имеют весьма смутное представление о том, как действуют люди в подобных ситуациях. Они предпочитают скорее изучать некие структуры, а не социальную обстановку. Например, обычно считается (впрочем, здесь играет роль и недостаток информации), что люди знают, к какому классу принадлежат, сознают свои интересы, осведомлены о правилах политической игры, обладают разумными представлениями о том, что произойдет в будущем и что оно принесет им, какие конечные результаты они сами предпочитают и какова должна быть стратегия их поведения для достижения подобных целей. Однако в переходный период с его непредопределенностью все допущения, сделанные исследователями касательно "нормальной" человеческой природы и поведения, оказываются под вопросом. л^ Как поведут себя люди в непредсказуемых условиях, когда так мало точек опоры, ----- а ставки — о чем следует всегда помнить — столь велики? Можно сделать несколько более или менее обоснованных предположений, каждое из которых требует эмпирической проверки. Первое: люди будут держаться за все то немногое, что кажется им долговечным, придавая чувство самоценности. Наиболее очевидный пример - этническая принадлежность, т.е. то, что в отличие от остальных социальных характеристик не подвержено "колебаниям" в переходный период. Второе: люди будут винить во всех неудачах что-то или кого-то (примеры — усиление антисемитизма, ненависть к конкретным политическим деятелям и правительству), либо превозносить кого-то или что-то (мечтания о "сильной руке" или объединенной Европе). Третье как закономерная реакция на нелогическую ситуацию: желание уйти из общественной жизни и сосредоточиться на частной. Политическую дестабилизацию можно наблюдать в большинстве стран Восточной Европы, в частности, падение интереса к выборам. Наконец, четвертое: люди страхуют себя от больших потерь. Если воспользоваться терминологией игры, то они стремятся не к большему выигрышу, а к меньшему проигрышу. Из нашего рассуждения вытекает простой, но существенный вывод. То, что обычно исследователи общества рассматривают как отправной пункт (т.е. классы, интересы, институты, сама система) в условиях переходного периода должно стать конечным результатом анализа. Все, что мы наблюдаем сейчас, — это не следствие воздействия системы, классов и т.д., а скорее процесс их становления. Постоянные величины, принятые в обществоведении, должны стать переменными, зависимыми от условий переходного периода. Отсюда вытекает второе наблюдение, оно заставляет обратить взоры в будущее. Из сказанного следует, что в Восточной Европе не приходится ожидать, особенно в ближайшее время, наступления эпохи либеральной демократии. Именно потому, что между государственным социализмом (от него надо вести отсчет) и либерально-капиталистической демократией — огромное расстояние. Как отмечено в таблицах 1 и 2, эти две системы обладают противоположными характеристиками и взаимоисключающим образом трактуют фактор неопределенности. В итоге их институты и культура основываются на противоположных принципах. Чтобы одну систему трансформировать в другую, надо ее в корне преобразовать. Могут возразить, что все сказанное типично лишь для периодов стремительных перемен — например, послереволюционных, или переходных от диктатуры к либеральной демократии. Это не так. Если сравнить временные отрезки, допустим, после революции большевиков, после "освобождения" стран Восточной Европы или второй мировой войны, либо недавние события на юге Европы, в Латинской Америке, то мы вправе утверждать, что нынешний переходный период в странах Восточной Европы более революционен по своим целям, если не по последствиям. Например, в некоторых районах бывшего СССР наблюдалась удивительная преемственность между царизмом и большевизмом, проявлявшаяся как раз в сочетании определенности конечных результатов с неопределенностью процедур; во всех других аспектах я не собираюсь уподоблять друг другу указанные периоды, ибо они различны по целям и движущим силам. И, напротив, я могу доказать, что недавние революции в Восточной Европе в преобразовании институтов и процедур зашли гораздо дальше, чем большевистская. Еще удивительнее то, что эти революции оказались (во всяком случае, так было до сих пор) значительно менее насильственными — конечно, если яе считать Югославию. Но есть еще одна причина, по которой мы не должны ожидать быстрого перехода к либеральной демократии. Как видно из табл.2, существуют четыре возможных исхода для режимов в этих странах: они застынут в переходном состоянии; могут вернуться назад к государственному социализму (или его вариантам); способны двигаться к "обычной" диктатуре, которой свойственна определенность процедур и конечных результатов. Есть также основания считать вероятной и либеральную демократию. Думают иногда, что переходный период затянется надолго, поскольку неопределенность влечет за собой неопределенность, а цели велики и неподъемны. К тому же взгляды экс-коммунистов на экономику и политику, раскол оппозиции и трудности самого перехода могут толкнуть на возвращение к какому—го варианту государственного социализма. Наконец, неопределенность процедур и конечных результатов может заставить нынешние власти избрать иной, еще нигде не виданный, но теоретически возможный путь, т.е. диктатуру с определенными процедурами и результатами. В статье утверждается, что мы не сможем понять сущность посткоммунизма в Восточной Европе, пока не подвергнем тщательному анализу прошлое, настоящее и возможно будущее коммунистических режимов и пути их дальнейшего развития. Я полагаю, что ключевым фактором в анализе политико-экономических систем является различное их отношение к элементам неопределенности и управлению ими. Если либерально—капиталистическую демократию характеризуют определенность процедур, но непредсказуемость конечных результатов, то государственный социализм, напротив, отличается неопределенностью процедур и определенностью результатов. Между тем существует и такой вариант посткоммунизма как переходный период, когда неопределенными являются и процедуры, и конечные результаты. Борьба за то, чтобы справиться с подобной неопределенностью, и составляет содержание нынешнего момента; этот подход позволит угадать направление, по которому будут развиваться события. Если мы проигнорируем такую возможность и вернемся к традиционным исследованиям на основе концепций, гипотез и доводов, полученных благодаря ситуациям большей определенности, мы рискуем ошибиться в настоящем и отрезать себе пути к пониманию будущего. Различие факторов определенности и неопределенности имеет немало следствий с точки зрения анализа особенностей переходного периода. Одно из них заключается в том, что либеральная демократия является лишь одним из вариантов будущего. Другое — в том, что нам следует более серьезно задуматься о переходных условиях как о самостоятельной политико-экономической системе со своими собственными закономерностями и набором особых черт. Таблица 1 1 аолица i Основные различия между государственным социализмом и либерально-капиталистической демократией Государственный социализм Либерально—капиталистическая демократия 1 Широкие гражданские права, записанные в за- 1 Широкие гражданские права, предусмотрен-коне, но не существующие на практике. ные законом и осуществляющиеся на практике. а Презумпция виновности а Презумпция невиновности б Расширительное толкование преступлений б Ограниченное толкование преступлений против государства против государства в Ограниченная процедура восстановления в Широкие процедуры восстановления в пра- в правах вах г Ограничение гражданских прав: голоса, вы- г Личные права голоса, публикаций, выезда из ражения своих взглядов, выезда из страны, страны, объединений в организации и груп- объединения в организации и группы пы д Реализация принципа "один человек — один д Осуществление принципа "один человек — голос" в ходе регулярных, но не свободных один голос", регулярные свободные выборы, выборов. 2 Неинституционализированное соревнование за 2 Институционализация соревнования за государ-государственные должности. ственные должности. а Однопартийная система и безальтернатив- а Многопартийная система и выборы на аль- ные выборы тернативной основе б Выборность лишь применительно к малозна- б Выборность применительно к самым важным чительным политическим должностям. политическим должностям. 3 Непредставительная власть. 3 Представительная власть. а Политики ответственны перед партийными а Политическая ответственность перед электо- функционерами, от которых зависит их ратом карьера б Представительные институты существуют, б Представительные институты принимают но маловластны в назначении должностных основные решения (назначения, формирова- лиц, определении бюджета, национальной ние бюджета, определение государственной политики политики) в Закулисный процесс принятия решений в Гласность (обсуждения, голосование) в приня- важными политическими институтами. тии решений наиболее важными институтами. 4 Управляют "кадры". 4 Управляет "закон". 5 Бюрократия невеберианского типа под контро- 5 Бюрократия веберианского типа, контролируе-лем не избираемых должностных лиц. мая избираемыми должностными лицами. а Отсутствие ограничений, налагаемых пра- а Ограничения, налагаемые правилами или вилами- или процедурами процедурами б Взаимоисключаемая юрисдикция раз- б Четко очерченная юрисдикция различных личных ведомств ведомств в Неясность критериев оценки проделан- в Ясные критерии оценки проделанной работы ной работы г Партия контролирует отбор и перемещение г Отбор и перемещение кадров в соответствии кадров с их заслугами д Приверженность законам на словах, уклоне- д Приверженность законам ние от них на практике е е. Ответственность перед неизбираемыми е Конечная ответственность перед избираемы- должностными лицами. ми должностными лицами. 6 Сосредоточение экономических ресурсов в ру- 6 Некоторые распыление экономических реках государства. сурсов. а Общественная и/или государственная собст- а Смешение государственной и частной собственность на средства производства венности б Партийно-государственный аппарат размёща- б Рынок — главный распределитель ресурсов ет трудовые ресурсы и капиталовложения, бе- труда и капитала (при некоторой роли пра- рет на себя ответственность за производство то- вительства); рынок — главный фактор цено- варов и услуг, а также определение цен образования в Главенство плановых органов в Главенство потребителя г Изоляция от мировой экономики г Интеграция в мировую экономику д Политическая власть как главный критерий д Уровень дохода и/или благосостояния — опре- покупатель ной способности деляющий фактор покупательной способности е Высокая степень корреляции между распре- е Умеренная корреляция между распределе- делением политической власти и распреде- нием политической власти и распределени- лением благосостояния и/или покупатель- ем благосостояния и/или покупательной ной способности. способности. Таблица 2 Борис Мартино – основатель Организации Российских Юных Разведчиков, мы предлагаем тебе его комментарии к законам (так они звучат в ОРЮР, но и для нас все мысли этого выдающегося руководителя бесценны). Почитай на досуге, многое из прочитанного может послужить темой для обсуждения в звене. Подумай, что изменилось в нашей Организации по сравнению с ОРЮР? Почему?
БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА
Мы, юные разведчики, не просто друзья и знакомые. Мы - КРЕПКОЕ БРАТСТВО РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. У нас определенные цели и задачи, для которых мы работаем в наших звеньях и отрядах. И у нас есть, поэтому особые правила, наши законы, по которым мы устраиваем всю нашу разведческую жизнь. Ни одно человеческое общество никогда не могло быть без закона. Божьи законы - даются нам Евангелием. Государственные - создавались веками русскими князьями и царями. Добровольные соединения людей тоже всегда имели свои законы, иногда и не писаные. Запорожская Сечь, казачьи войска, кавказское куначество (побратимство) и трудовое, артельное товарищество создавались такими, не писанными, но крепкими законами. Если наша суровая сегодняшняя жизнь может сравниться с тяжелым, ночным походом через дремучий лес, то наши законы - это факелы, которые нам освещают дорогу и помогают идти вперед. Первый закон разведчика - ЗАКОН ВЕРНОСТИ. И это не случайно. Все, что создано на земле великого и хорошего, - создано, в первую очередь, - верностью. Верностью помощников в труде, верностью воинов в борьбе, верностью вождей своему долгу и своей идее. Суворов говорил: "неверный в малом и в большом неверный будет!" - Старый полководец был прав. Подумайте сами. Представьте, что у вас есть знакомый, который обещает с вами встретиться, но никогда вовремя не приходит, обещает вам что-нибудь принести и не приносит... Если вы знаете, что он не исполняет маленьких дел, - разве вы ему доверите какое ни будь большое дело? Так и с каждым из нас. Кто всю жизнь, изо дня в день, предан своим родителям, на кого начальник может всегда положиться, кто не подводит своих друзей - тот никогда не изменит присяге, не предаст Родины, не оставит Бога. Верностью строилась Русская земля. Ровно 1.000 лет тому назад киевские князья со своими славянскими дружинами были грозой соседей-врагов. Верностью строилась Русская земля. Ровно 1.000 лет тому назад киевские князья со своими славянскими дружинами были грозой соседей-врагов. Славный князь Святослав своими походами устрашал не только диких степных кочевников, но и могущественное византийское царство. И вот однажды сам император греческий с огромным войском окружил дружину Святослава. Тогда суровый витязь сказал своим воинам: "Не посрамим земли русской, ляжем костьми, бо мертвые сраму не имут". А верная дружина, как один человек, ответили князю: "Где твоя голова ляжет, там и наши лягут!" И верность спасла русских. В кровавой сече отбились они от врага. И вот со времен князя Святослава, со времен еще не устроенной, языческой Руси, светят русским людям его слова. А знаете ли вы о подвиге ИВАНА СУСАНИНА? Это был простой крестьянин, отдавший свою жизнь за спасение Родины. Вот как это было: 300 лет тому назад переживала Россия тяжелое время, названное нашими предками СМУТНЫМ. В Москве тогда не было царя. Несколько самозванных царей пытались захватить власть. В эту усобицу были втянуты поляки и шведы, которые немилосердно опустошали русскую землю. Шайки разбойников бродили по всей стране и довершали разорение. Русские люди не знали к кому склониться, кого выбрать на царство. Наконец, после многолетней смуты, усердием и жертвами лучших людей, были побиты враги и "Земский Собор" выбранных со всего государства людей избрал единогласно нового царя. Это был Михаил Федорович Романов, молодой боярин из славной семьи, не раз страдавшей за Русь. Его отец мучился в польском плену. Он сам жил с матерью в деревне около Костромы. И вот, когда его выбрали на царство, прежде чем он успел приехать в Москву, задумали враги - остатки разбитых поляков - его убить. Если бы это удалось, снова бы настало смятение в России и опять пошли бы по ней гулять враги и разбойники. В поисках МИХАИЛА, поляки пришли в село, где старостой был ИВАН СУСАНИН. Они искали проводника дальше. СУСАНИН догадался, почему они ищут МИХАИЛА, и решил воспрепятствовать их намерению. Он послал предупредить царя о грозящей опасности и посоветовать укрыться в крепких стенах ближнего монастыря. Сам же решил задержать поляков. Он сказал им, что сам их проведет, и повел их непроходимой лесной чащей. Они долго блуждали без дороги. Наконец, полякам стало сомнительно, почему все еще нет выхода из леса. Тогда СУСАНИН открыто сознался в своем поступке. Разъяренные поляки выхватили сабли и зарубили на смерть СУСАНИНА. Но царь Михаил был спасен, спасено было и спокойствие России. Прошли века. Трудами верных своих сыновей, росла и благоденствовала Россия. И пока была сильна эта верность - не страшны ей были многочисленные враги. Одна, без чужой помощи охраняла она свои земли. И многие народы, бывшие кровавыми неприятелями русских, входили в большую семью Матери-России и тоже становились верными сынами великого БЕЛОГО ЦАРЯ. Но пришли годы тяжелых испытаний. Пришла страшная болезнь - коммунизм. Опять настало смутное время на Руси. Опять обманщики одурманили народ: пошел брат на брата, а сын на отца... И в это страшное время, когда, казалось бы, погибнет навсегда Россия от предательства и разрушения, нашлись люди, которые до конца были верными своей несчастной Родине. Их верность спасла честь России, дала нам и в страшные годы ненависти и раздора светлый пример верного служения вечной России. - Три года вели белые бойцы неравную, героическую борьбу за Россию против интернационала. Осенью 1919 кончилось сопротивление добровольцев на границах Эстонии. Их остатки ушли на чужбину и разоружились. Но на юге России продолжалась Белая Борьба. И вот горсточка людей замышляет дерзкий подвиг: — Маленькое суденышко, тральщик (корабль для вылавливания мин из моря) "Китобой", Решает не спускать Андреевского флага и прорваться из Финского залива в Черное море, где еще борются Белые Армии и флот. Это было рискованное предприятие! Ведь приходилось плыть вокруг всей Европы. Было неизвестно, как отнесутся к "Китобою" власти стран, в которых придется задерживаться. В некогда мощной России бушевала междоусобица, и иностранцы не относились к русским с прежним уважением и почтительностью. О борьбе же такой скорлупки не приходилось и думать. Однако "Китобой" отправился в путь... Скоро ему пришлось выдержать испытание верности. Когда он вошел в Копенгагенскую гавань в Дании и стал на якорь, адмирал, командующий английской эскадрой, стоявшей там же, прислал на русское судно двух офицеров с надменным требованием спустить Андреевский флаг и сдать корабль. Но гордые британцы услышали в ответ не менее гордые и мужественные, слова командира корабля "Китобой": - "Флага не спущу. Готов принять бой"... не поверили они ушам своим... Но вот пробили боевую тревогу и прислуга стала у двух маленьких пушек. Это против английского дредноута! И что же? Не посмели срамиться британцы. Не приняли боя с отважным малышом, а их офицеры приезжали даже, частным образом, пожать руку русским морякам и выказать им свое восхищение. Свободно и гордо, неся родной Андреевский флаг, продолжал "Китобой" свой дальний путь. Вечно будут жить эти светлые образы русской верности, русской славы. Всегда найдутся у России верные сыны, достойные своих отцов и дедов. И мы, готовясь верно, всю жизнь, служить России, ухе сейчас будем ей верны. Каждый день будем помнить о России. Каждый вечер спросим себя: — Что сделал я сегодня ДЛЯ РОССИИ?... * * * Только что мы прослушали беседу на тему 1-го Закона - Разведчик верен Богу, предан Родине, Родителям и Начальникам. Эту Беседу, и последующие беседы составил, ныне покойный. Ст. Скм. Б.Б. Мартино.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |