Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус субъектов РФ




Конституционно-правовой статус республик в составе РФ.

Федеральное вмешательство федеральных органов власти в функционирование органов власти субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации в отличие от конституций большинства зарубежных федеративных государств не предусматривает право федерального центра на применение мер федерального вмешательства. Вместе с тем институт федерального вмешательства является одним из элементов сбалансированной системы организации федеративного государства.

Сущность рассматриваемого института, как представляется, связана с правовой природой федеративного государства, в котором осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации. При этом федеративное устройство государства не только не исключает, но и создает определенные предпосылки для возникновения конфликтов между федеральным центром и субъектами федерации, заключающихся в неисполнении субъектами федерации обязанности соблюдать федеральную конституцию. В случае неисполнения такой обязанности федерация как суверенное государство должна иметь возможность восстановить конституционную законность и, при определенных обстоятельствах, применить меры воздействия по отношению к субъектам федерации, допустившим подобные нарушения. Такое право является, по нашему мнению, одним из признаков, отличающих федерацию как единое государство, состоящее из субъектов - государственных образований, от конфедерации как союза суверенных государств. Конституционным назначением института федерального вмешательства является защита Конституции Российской Федерации в целом и некоторых особо выделенных конституционно значимых ценностей, таких, как права и свободы человека и гражданина, единство и территориальная целостность Российской Федерации, национальная безопасность и обороноспособность Российской Федерации, единство экономического и правового пространства Российской Федерации и восстановление конституционной законности.

Институт федерального вмешательства является одним из элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации и субъектов РФ. Однако утверждения ряда авторов о том, что он является признаком иерархически организованной вертикали власти, подчиненности органов государственной власти субъектов федерации федеральным органам государственной власти и представляет собой лишение субъектов федерации государственного статуса <*>, представляются необоснованными, т.к. применение мер федерального вмешательства возможно лишь вследствие установленного в судебном порядке нарушения органами государственной власти субъекта РФ конституционно-правовых норм, что необязательно в условиях иерархической структуры органов, и недопустимо в случае осуществления субъектом РФ государственной власти в пределах своей компетенции.

федеральное вмешательство можно определить как конституционно-правовой институт, устанавливающий комплекс мер, применяемых федеральными органами государственной власти по отношению к органам государственной власти субъектов РФ в случае нарушения последними обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы, которые заключаются в ограничении полномочий органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, досрочном прекращении их полномочий либо применении в отношении органов государственной власти субъектов РФ иных мер организационного характера, предусмотренных действующим законодательством, с целью восстановления конституционной законности.

Институт федерального вмешательства, как представляется, должен основываться на следующих принципах, которые необходимо установить законодательно:

1. Принцип конституционности правовой базы федерального вмешательства: законодательство о федеральном вмешательстве должно быть основано на Конституции Российской Федерации; основные положения института федерального вмешательства должны быть установлены Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

2. Принцип допустимости федерального вмешательства: федеральное вмешательство может быть осуществлено исключительно в случае нарушения органами государственной власти и должностными лицами субъекта Российской Федерации обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; запрещается применение мер федерального вмешательства в зависимости от результатов деятельности органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, осуществляемой с соблюдением Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, в зависимости от политической ориентации органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также иных обстоятельств, не связанных с нарушением Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

3. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина: при осуществлении федерального вмешательства не допускается нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением временного ограничения права участвовать в управлении государством на уровне субъекта Российской Федерации.

4. Принцип разделения властей: полномочия федерального центра по осуществлению федерального вмешательства разграничиваются между федеральными органами государственной власти с учетом их положения в системе разделения властей; к полномочиям Президента Российской Федерации относится вынесение предупреждения органам государственной власти и должностным лицам субъекта Российской Федерации, принятие решения о применении мер федерального вмешательства; к полномочиям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - утверждение актов Президента Российской Федерации о применении мер федерального вмешательства; к полномочиям судов - установление наличия оснований федерального вмешательства, рассмотрение дел об оспаривании решений Президента Российской Федерации, о вынесении предупреждения и о применении мер федерального вмешательства.

5. Принцип гласности: все действия, связанные с осуществлением федерального вмешательства, осуществляются гласно и открыто; акты органов государственной власти и должностных лиц, принимаемые в процессе осуществления федерального вмешательства, подлежат официальному опубликованию; органы государственной власти и должностные лица субъектов Российской Федерации вправе принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с осуществлением федерального вмешательства на всех стадиях его процесса.

Рассматривая институт федерального вмешательства, отечественные правоведы относят к нему весьма различные по своему содержанию и правовым последствиям меры <*>, не все из которых можно признать мерами федерального вмешательства. Так, поскольку институт федерального вмешательства является внутригосударственным механизмом, цель которого заключается в обеспечении действия федеральной конституции и федеральных законов, обеспечении прав и свобод человека и гражданина в едином конституционном пространстве - на всей территории федерации, к нему не следует относить меры, воздействие которых прямо или косвенно направлено на население субъекта федерации, а также меры, применение которых может оказать на него негативное воздействие (экономическая блокада, экономические санкции в отношении субъекта федерации, приостановление финансирования федеральных программ на территории субъекта федерации и т.п.). Негативные последствия мер федерального вмешательства могут быть направлены исключительно на органы государственной власти субъекта федерации, нарушающие конституционные предписания. Федерация обязана исходить из того, что ограничение прав жителей субъекта - граждан федерации недопустимо, а коллективная ответственность граждан за решения и действия органов государственной власти и должностных лиц субъекта федерации, в т.ч. избранных ими, противоречит принципам демократического правового государства.

Исходя из конституционно закрепленного принципа федерализма, в России, на наш взгляд, вряд ли можно признать допустимым применение мер, результатом которых становится утрата субъектом федерации своего статуса. Одним из основных отличий федеративного государства от унитарного является то, что субъекты федерации являются государственными образованиями, а не частями территории государства, образованными центральной властью для оптимизации государственного управления, и обладают конституционно-правовым статусом, который не может быть изменен без их согласия. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией или уставом субъекта РФ и может быть изменен исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом; все субъекты РФ перечислены в Конституции РФ, изменения в которую могут быть внесены только в установленном ей порядке. Следует отметить, что целью федерального вмешательства является восстановление конституционной законности в субъекте РФ, что представляется весьма затруднительным при его ликвидации. Кроме того, установленное Конституцией РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его места жительства распространяется и на право на участие в управлении делами государства на уровне субъекта федерации, которое может быть лишь временно ограничено, но не отменено.

С другой стороны, к институту федерального вмешательства, по нашему мнению, следует относить только конституционно-правовые меры, носящие публичный характер и затрагивающие в той или иной мере субъект РФ в целом. В этой связи сложно признать мерой федерального вмешательства привлечение высшего должностного лица субъекта федерации к уголовной ответственности.

Представляется недопустимым введение такой меры федерального вмешательства, как отрешение от должности или лишение полномочий либо запрет баллотироваться на следующих выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, которые голосовали либо не голосовали за определенное решение, т.к. отдельный депутат, являющийся членом коллегиального органа, не обладает государственно-властными полномочиями и не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, соответствующие статусу депутата. Нельзя не согласиться с точкой зрения Т.Д. Зражевской о том, что конституционно-правовая ответственность "применяется не к сумме физических лиц - членов коллектива, а к цельному организму, обладающему государственно-правовой компетенцией" <*>.

В завершение следует отметить, что применять меры федерального вмешательства следует лишь в крайних случаях, когда восстановление конституционной законности в субъекте Российской Федерации иным способом невозможно. Нельзя допускать использование института федерального вмешательства в целях, не связанных с его конституционным назначением, превращая его в один из способов политической борьбы.

Статус субъекта Федерации – базовый видовой статус территориальной единицы государства, включающий права и обязанности, вытекающие из самого нахождения в составе Федерации (осуществление власти на своей территории; принятие законов; формирование собственных органов власти) и прав и обязанностей в отношениях с Федерацией (на законодательную инициативу; на обращение за законной защитой своих прав и др.).

 

Конституционно-правовой статус республик состоит из общих черт конституционного статуса любого субъекта РФ и особенностей статуса республик в составе РФ.

 

Особенности конституционного статуса республик в составе РФ

1.Республики вправе иметь наряду с государственным русским языком и свой государственный язык.

2.Республики имеют свою конституцию и конституционно-правовую систему.

3.республики вправе устанавливать своё гражданство (однако ст. 71 говорит о том, что гражданство находится в исключительном ведении Федерации).

В Федеративном Договоре 1992 года говорится о “суверенных республиках”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.