Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Читайте также:
  1. II. Объекты оценки
  2. VII. Объекты торговли
  3. X. Объекты сельскохозяйственного производства
  4. XI. Объекты транспорта
  5. XIII. Объекты хранения
  6. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
  7. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим на гражданских, административных и иные правонарушений
  8. Аттестация государственных гражданских служащих
  9. Аттестация п-ла. Объекты и показатели аттестационной оценки.
  10. Билет 59. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Система судебных органов в РФ.
  11. Билет 60 Порядок рассмотрения гражданских дел в суде. Исполнение судебных решений.
  12. Бухгалтерский учет в деятельности коммерческой организации: понятие, источники правового регулирвоания, объекты, структура бухгалтерского баланса, правовое значение



Российская Федерация, субъекты российской федерации, муниципальные образования как субъекты гражданского права

 

В отличие от ГК 1964 г., где лишь в отдельных статьях было предусмотрено разграничение гражданско-правовой ответственности государства и юридических лиц, действующее гражданское законодательство, сохранив этот принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц, ввело в сферу гражданско-правовых отношений новые субъекты права - Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Исходя из анализа действующего законодательства, следует различать Российскую Федерацию, ее субъекты как носители политической власти, и Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации как субъекты гражданского права. В последнем случае Российская Федерация как субъект гражданского права обладает право- и дееспособностью, объем, характер которых отличается от правосубъектности других участников гражданских правоотношений.

Во-первых, Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ обладает правом принятия законов, обязательных для исполнения другими субъектами права. Во-вторых, Российская Федерация своими законами изменяет, устанавливает объем правомочий каждого субъекта права, устанавливая объем правомочий и для самой себя. В-третьих, Российская Федерация обладает такими правами, какими ни один из участников гражданских правоотношений не вправе обладать. Например, только Российская Федерация вправе устанавливать правовые основы единого валютного и кредитного регулирования, денежной эмиссии и др.

Российская Федерация - это государство с федеративным устройством, что обусловливает возможность участия в гражданских правоотношениях как саму Российскую Федерацию, так и ее субъектов. К субъектам Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ, ст. 124 ГК РФ относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Как любой субъект гражданского права, государство, в лице Российской Федерации, обладает правоспособностью. Правоспособность Российской Федерации отличается от правоспособности граждан или юридических лиц.

С одной стороны, государству могут принадлежать права, которыми не могут обладать другие субъекты, например выпускать заемные ценные бумаги (облигации). С другой, государство, в лице Российской Федерации, не может быть носителем таких прав, как право на имя, право завещательного распоряжения имуществом и др. Однако правоспособность государства не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Во-первых, нигде перечень полномочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности. И ему нельзя в этом отказать. Ведь жизнь постоянно ставит перед ним все новые и новые проблемы. Наконец, в сфере международных отношений, где государство в полной мере осуществляет свой суверенитет, признание его правоспособности специальной только стеснит свободу и самостоятельность, которая крайне необходима во все времена.



Правоспособность государства - это особая правоспособность, основанная не на частных интересах, а на общественных, поскольку деятельность государства ограничена рамками Конституции РФ, где указывается обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2). Поэтому осуществляя правоспособность, государство не вправе использовать или устанавливать такие права, которые ущемляли бы интересы граждан; государство не вправе наживаться за счет своих граждан.

Особенностью осуществления правоспособности является то обстоятельство, что государство приобретает права и осуществляет свои обязанности не непосредственно, а через государственные органы, должностных лиц, уполномоченных действовать от имени государства.

Можно выделить следующие формы участия государства в гражданском обороте:

а) участие государства посредством созданных им юридических лиц, действующих как таковые и приобретающих права для себя, а не для государства. Посредством этих юридических лиц государство действует косвенно. Речь идет о таких юридических лицах, как, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. Государство является собственником имущества, на основании которого указанные юридические лица осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому государство стоит за каждой сделкой, совершаемой ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаях за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т. п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.

Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).

б) непосредственное участие государства во внутреннем обороте. Оно осуществляется в тех случаях, когда государство создает специальные юридические лица, которые могут действовать не как обособленные субъекты гражданских правоотношений, а как особые представители государства. В таких случаях, например, от имени государства могут выступать в гражданском обороте как представительные, так и исполнительные органы власти Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство РФ, Госкомимущество РФ и др. Наиболее часто от имени государства действуют исполнительные органы власти, и прежде всего, Правительство РФ (администрации субъектов Федерации), а также федеральные (республиканские) органы исполнительной власти, как отраслевые, так и функциональные. Случаи выступления этих органов от имени государства (а они довольно многочисленны) предусмотрены законами и подзаконными актами, устанавливающими полномочия соответствующих органов. Причем вышестоящий орган, как правило, может делегировать свои полномочия нижестоящему. Так, Правительство РФ делегировало многие свои функции министерствам и ведомствам, а те, в свою очередь,— территориальным органам. В случаях, установленных законодательством, от имени государства могут выступать любые лица - органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК);

в) участие государства во внешнеторговом обороте. Особенностью такого участия является то, что государство, действуя на чужой территории и обладая иммунитетом, должно соизмерять свои действия с законами тех территорий, где осуществляет свою правоспособность. Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. Например, как собственник земли, зданий, сооружений, находящихся за границей. При вступлении в правоотношения с участием иностранных юридических лиц, граждан и иностранных государств ответственность Российской Федерации и её субъектов определяется специальным законом об иммунитете государства и его собственности. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия. Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п. 1 ст. 124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений началах. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст. 127 ГК. Говоря о правоспособности Российской Федерации как государства, следует различать случаи, когда носителем соответствующих прав могут быть:

а) только Российская Федерация;

б) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации;

в) только субъекты Российской Федерации.

Так, например, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ могут принадлежать некоторые субъективные гражданские права (обязанности), связанные с осуществлением финансовой, валютной деятельности, регулированием основ ценовой политики. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся такие вопросы, как владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; регулирования государственной собственности и др. В тех случаях, когда носителями субъективных гражданских прав, в соответствии с законом, не являются Российская Федерация и ее субъекты, их носителями являются субъекты Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

Все субъекты Российской Федерации, сама Российская Федерация как государство, в соответствии с законом наделены возможностью выступать в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками этих отношений. При этом на Российскую Федерацию и ее субъекты распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенности данных субъектов.

Деятельность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации как субъектов гражданского права осуществляется через органы государственной власти в рамках их компетенции; от имени муниципальных образований приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности уполномоченные органы местного самоуправления, а в случаях и в порядке, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов федерации и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, ее субъекты, обладая имуществом, обособленным от имущества других субъектов гражданского права, вступают б различные правоотношения, направленные на возникновение, изменение, прекращение имущественных прав и обязанностей. Так, Российская Федерация, ее субъекты приобретают право собственности на имущество, взысканное в доход государства в виде санкций за совершение и исполнение недействительных сделок; на основе акта о реквизиции и конфискации; в случаях, предусмотренных законом, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации могут быть субъектами наследственных правоотношений; в определенных случаях Российская Федерация, ее субъекты приобретают права, связанные с использованием произведений науки, литературы, искусства.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом на праве собственности, за исключением имущества, которое закреплено за юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Однако в соответствии с п. 5 ст. 115 ГК государство в лице Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

 

Нормативные акты:

Гражданский кодекс РФ. Ст.ст. 17-127;

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 28.12.2004 г.)

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2004 г.);

Закон РФ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 г.);

5. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. №5242-1 (в ред. от 02.11.2004);

6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г, № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2004 г.);

7. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29.12.2004 г.);

8. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 11.06.2003 г.);

9. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах» (в ред. от 21.03.2002 г.);

10. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002 г.)

11. Закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23.12.2003 г.);

12. Закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 22.08.2004 г.);

13. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 24.10.2005 г.);

14. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 08.12.2003 г.)

15. Федеральный закон от 08 августа.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 02.07.2005 г.).

 

Судебная практика:

1. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 618 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень. Верх. Суда РФ. 1996. № 9; Вестник ВАС РФ. 1996.

№ 9.

2. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. «О практике

рассмотрения судами РСФСР об ограничении дееспособности граждан, злоупотреб­ляющих

спиртными напитками или наркотическими вещества­ми»: //Бюллетень Верх. Суда РСФСР.

1990. № 7. С. 9-12;

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-п «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

 

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.13.210
Генерация страницы за: 0.019 сек.