Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллизионно-правовое регулирование международных договорных обязательств. 4 страница




52. Международно-правовое регулирование трудовых отношений. Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.В соответствии с Конституцией РК (ст. 4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РК являются составной частью ее системы. Если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора.Международные договоры РК с другими государствами и международными организациями заключаются от его имени уполномоченными государственными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории Казахстана.Таким образом, в Конституции РК закреплен принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах."Проникновение" норм международно-правового регулирования в трудовое законодательство Казахстана имеет 2 направления:- во-первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов; - во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами. Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, европейского регионального объединения государств Совета Европы, Содружества Независимых Государств (в первую очередь, это конвенции и рекомендации МОТ); второе - с совместной нормотворческой практикой двух или нескольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или региональном урегулировании вопросов трудового законодательства.Это, в свою очередь, приводит к изменению сложившихся стереотипов в формировании казахстанской правовой системы и в применении правовых норм:- во-первых, становится возможным и необходимым прямое (непосредственное) применение международных норм в случае их ратификации РК;- во-вторых, происходит включение международно-правовых норм в казахстанское законодательство, в структуру конкретных законов.- в-третьих, имеет место реализация положений, закрепленных в международно-правовых нормах через принятие соответствующих актов казахстанской правовой системы и через правоприменительную практику.Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки трудового права и трудового права как учебной дисциплины.В международной практике для исследования социально-трудовой сферы при­меняются 3 основные классификации:- Международная стандартная отраслевая классификация видов экономиче­ской деятельности (ISIC) упорядочивает предприятия по сферам деятель­ности исходя из характера производимой продукции или предоставляемых услуг и имеет четыре уровня;- Международный стандартный классификатор профессий (ISCO) группиру­ет профессии также по четырем уровням. Критерием группировки служит сходство квалификации, требуемой для выполнения работы на данном ра­бочем месте, причем в квалификации учитываются ее уровень и специализа­ция. В свою очередь, для определения уровня квалификации международ­ный стандартный классификатор профессий опирается на Международную стандартную классификацию образования (ICSED); - Международная классификация статуса занятых (ICSE) предусматривает выделение шести категорий занятости — наемные работники, работодатели, лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, по­могающие члены семьи и работники, не классифицированные по статусу занятости.

53. Коллизионное регулирование трудовых отношений в международном частном праве. К отношениям гражданско-правового характера в широком смысле слова, подпадающим под действие международного частного права, относятся и трудовые отношения с иностранным элементом, но только в той мере, в какой их правовая регламентация осуществляется с использованием категорий гражданского права (контрактные обязательства, право– и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность). Система норм, регулирующих такие трудовые отношения, образует самостоятельную отрасль международного частного права – МЧТП, состоящую из материально-правовых и коллизионных предписаний.В сфере трудового права с большей силой, чем это свойственно гражданскому праву, проявляет себя публично-правовое начало. Трудовое право (как и семейное) представляет собой конгломерат публично-правовых и частноправовых предписаний, хотя в принципе трудовое право входит в систему частного национального права. Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью проведения определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей с целью избежать социальных потрясений, сохранить стабильность в обществе, максимально устранить безработицу. С этим связано появление и развитие теории социального партнерства, господствующей в современном регулировании трудовых отношений (закреплена и в ТК).Активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений предопределяет ограничение действия коллизионных норм, т. е. ограничение в итоге применения иностранного права. Даже когда частноправовая природа трудовых отношений не вызывает сомнений, в большинстве государств эти отношения оказываются в пределах правового поля, где обязательно применение национального законодательства, и его императивные нормы имеют решающее значение. Практически везде подчинение трудовых отношений общим цивилистическим и коллизионным началам сталкивается с публично-правовыми предписаниями об охране труда, об «увечных» делах, о забастовках и т. п. Особенности мЧтП – осторожное отношение законодателя к возможности автономии воли сторон, тенденция ее ограничения, ориентирование на защиту интересов «слабой» стороны.Коллизионное регулирование трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права (но с существенными оговорками). Поскольку трудовой контракт – это договор, то к нему достаточно широко применяется автономия воли как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств. Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта как любого гражданско-правового договора. Однако далеко не все вопросы контракта могут регулироваться автономией воли сторон. Самое существенное ее ограничение – необходимость соблюдения императивных норм трудового законодательства и страны места работы, и страны места заключения трудового контракта, и государства гражданства работника.При отсутствии в контракте соглашения сторон о применимом праве в западных судах производится отыскание гипотетической, подразумеваемой воли сторон. Субсидиарными специальными коллизионными привязками являются закон места работы и закон места заключения договора. Трудовая право– и дееспособность определяется на основе личного закона работника, но с некоторыми изъятиями в пользу закона места работы или закона места заключения контракта. Коллизионно-правовые проблемы международных трудовых отношений: 1) возможность регулирования трудового контракта по принципу автономии воли; 2) государственное регулирование трудовых прав и обязанностей иностранцев и апатридов; 3) возможность ограничения трудовых прав граждан по нормам двусторонних международных договоров. Основными общими и специальными коллизионными привязками являются законы: 1) места заключения трудового договора; 2) места производственной деятельности; 3) флага на морском и воздушном транспорте; 4) личный закон работника; 5) места нахождения работодателя; 6) места постоянной работы; 7) места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку; 8) места регистрации транспортных средств; 9) перевозчика.

54. Трудовые права иностранных граждан в РФ. Трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации; 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

55. Основные формы заемного труда. Актуальность темы исследования. Осуществление глубоких социально-экономических преобразований в нашей стране, связанное с возникновением наряду с государственной иных новых форм собственности, предопределило реформирование всего механизма управления в хозяйственной сфере.Интересы новых собственников в основном направлены на извлечение чистой прибыли, что обуславливает, в частности необходимость минимизировать затраты, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской, коммерческой деятельности. В этой связи одной из наиболее привлекательных является сфера организации процесса труда, его управление.Начальная стадия формирования рыночных отношений характеризуется игнорированием в большинстве случаев новыми собственниками действующего законодательства, в том числе в сфере организации и управления хозяйственными процессами. Ей на смену пришел новый более «цивилизованный этап» - период поисков новых приемов, применения опыта западных стран, не всегда позитивного, но при этом позволяющего значительно снижать расходы, уклоняясь от исполнения юридических обязанностей, не нарушая при этом существующие нормы права. Это время характеризуется появлением новых общественных отношений, не урегулированных правовыми нормами, но и не запрещенных законом. Примером могут служить отношения по поводу применения заемного труда, который явочным порядком получил довольно широкое распространение.Заемный труд отнесен к числу нестандартных форм занятости. При этом как явление объективно существующее, заемный труд не является самостоятельным объектом правового регулирования.Между тем, отсутствие правовой оценки данного явления, равным образом, отсутствие правовых норм, либо запрещающих его применение, либоего легализующих, определяющих правовое положение лиц, являющихся субъектами отношений, возникающих в ходе его применения, предопределяет отсутствие надлежащих механизмов защиты прав, свобод и законных интересов участников этих отношений.Неодинаковая судебная практика рассмотрения гражданских дел, предметом спора которых служит заемный труд, также свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.Заемный труд, проблемы его применения исследовались экономистами, представителями науки гражданского права, к ним обращались специалисты и в науке трудового права.Однако эти исследования сводились в основном к анализу и обобщению зарубежной и международной практики правового регулирования отношений по заемному труду. Комплексного исследования вопросов применения заемного труда в российских условиях не проводилось.В этой связи нельзя не сказать о разработке проекта Федерального закона «О защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам»1, разработанного рабочей группой при Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике, содержание которого не подвергалось комплексному правовому анализу. Его положениям не дана соответствующая оценка с учетом имеющихся форм заемного труда, применяемого в нашей стране.Цели и задачи исследования. Учитывая изложенное выше, поставлена цель диссертационного исследования - на основании проведения комплексного исследования проблем, связанных с применением заемного труда в Российской Федерации предложить научно обоснованную систему легализации заемного труда, в том числе путем реформирования действующего законодательства.Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: - провести историко-правовой анализ возникновения, становления и развития заемного труда в России;изучить источники права, регулирующие вопросы применения заемного труда, дать им общую характеристику в контексте реализации права человека на защиту от безработицы и содействия в трудоустройстве;исследовать правовые формы применения заемного труда;выявить причины расширения сферы применения нестандартных форм занятости на российском рынке труда и проанализировать перспективы развития заемного труда как одной из форм непостоянной (временной) занятости;проанализировать особенности отношений, возникающих в ходе применения заемного труда.Объект и предмет исследования. Объектом исследования служат отношения, возникающие в процессе применения заемного труда. Предметом исследования являются теоретические проблемы существования неформальных отношений, возникающих по поводу применения заемного труда, сущность заемного труда, основные формы его применения, особенности применения правовых норм, регулирующих возможность использования заемного труда в России как гибкой нестандартной формы занятости.Методологическая основа исследования. В процессе проведения диссертационного исследования применению подлежали как общенаучные методы (индукции и дедукции, анализа и синтеза, диалектический, сравнительный), так и специально-правовые методы (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический) и другие методы научного познания.Теоретическая основа исследования. Научную базу в ходе проведения диссертационного исследования составили труды общетеоретического и отраслевого характера. Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, нормативные договоры и рекомендательные акты Международной Организации Труда (Конвенции и Рекомендации), действующие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

 

56. Коллизионные вопросы брачно-семейных отношений в международном частном праве. Брачно-семейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормами гражданского (в широком смысле слова) права. Во многих странах отсутствует семейное право как самостоятельная отрасль права, и семейные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ФРГ, Швейцария). Во Франции первый Семейный кодекс был принят только в 1998 г. В большинстве современных государств семейное право отделено от гражданского, кодифицировано и представляет собой самостоятельную отрасль права (Российская Федерация, Алжир, страны Восточной Европы и Латинской Америки). Правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет значительную публично-правовую составляющую. В доктрине семейное право определяют как конгломерат частных и публичных норм. Разумеется, семейное право входит в систему частноправовых от-раслей национального права, но государственное регулирование проявляется здесь намного рельефнее, чем в гражданском праве. Это связано с тем, что любое государство проводит определенную демографическую политику, пытается контролировать воспроизводство населения и обеспечить надлежащие условия для развития нового поколения. В нормативных актах большинства государств отсутствует законодательное определение брака[4], и его правовые проблемы до конца не урегулированы ни в законах, ни в доктрине. Практически общепризнано, что брак — это юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и презюмирующий совместное сожительство с ведением общего хозяйства. Сразу же следует оговориться, что такое определение брака соответствует праву далеко не всех государств (например, тех государств, законодательство которых допускает однополые или полигамные браки). В современной доктрине права и судебной практике брак определяется как брак-договор, брак-статус или брак-партнерство. Наиболее распространенной является точка зрения, что брак — это договор, гражданско-правовая сделка, порождающая личные и имущественные права и обязанности супругов. Семейные отношения с иностранным элементом являются составной частью международных гражданских правоотношений. Иностранный элемент в брачно-семейных отношениях может проявляться во всех его вариантах. В законодательстве некоторых государств особо выделяются «иностранные» (между иностранцами) и «смешанные» (между иностранцами и собственными гражданами) браки. Семейные отношения в максимальной степени связаны с национальными традициями, религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации. Все это вызывает серьезные коллизии законов в области брачно-семейного права. Многочисленные коллизионные проблемы возникают прежде всего потому, что соответствующие материальные нормы разных государств существенно различаются между собой. Основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи заключаются в следующем: 1) форма и условия заключения брака; 2) расовые и религиозные ограничения; 3) запреты на браки с иностранцами; 4) необходимость разрешения (дипломатического, родителей или опекунов) для вступления в брак; 5) личный закон (главенство) мужа; 6) заключение брака по доверенности и через представителя; 7) полигамия и моногамия; 8) однополые браки; 9) юридическая ответственность за отказ вступить в обещанный брак; 10) «хромающие» браки и др.

 

57. Заключение брака в международном частном праве. Порядок заключения брака и его основные формы с позиции возникновения правовых последствий в разных странах определяются принципиально поразному: только гражданская форма брака (Российская Федерация, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады); альтернативно или та или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии). Уместно отметить, что определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некᴏᴛᴏᴩых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака. Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и ряд общих черт: достижение установленного законом брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака; запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными; запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами; необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты. В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков – консульские браки. Нужно помнить, такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства. Консульские браки заключаются на базе консульских конвенций; к таким бракам применяется законодательство государства аккредитования. В некᴏᴛᴏᴩых консульских конвенциях предусмотрено требование учи ты вать и право государства пребывания (Кон суль с кая кон вен ция между Российской Федерацией и США). Самая острая проблема брачносемейных отношений с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т. е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Кстати, эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. К примеру, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. Хромающие браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия. Не так давно была предпринята попытка устранить данные недостатки с помощью Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. При этом эта Конвенция в силу пока не вступила, так как она имеет ограниченный круг участников и государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились. Генеральными коллизионными привязками для решения вопроса о заключении брака будут личный закон обоих супругов (ему подчинены внутренние условия брака) и закон места заключения брака (определяет форму и порядок заключения брака). Эти привязки предусмотрены как в национальном законодательстве, так и в Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака. При заключении смешанных и иностранных браков на территории России их порядок и форма подчиняются российскому законодательству (п. 1 ст. 156 СК). Законодатель предусмотрел кумуляцию коллизионной привязки. Условия заключения брака определяются личным законом каждого из супругов (т. е. возможно применение одновременно постановлений двух правовых систем). При ϶ᴛᴏм крайне важно учитывать положения российского права относительно обстоятельств, препятствующих вступлению в брак (п. 2 ст. 156 СК). Регулирование порядка вступления в брак бипатридов и апатридов производится в особом порядке. В случае если бипатрид имеет и российское гражданство, условия его вступления в брак определяются по российскому праву. Стоит сказать, для лиц с множественным гражданством условия вступления в брак определяются законодательством государства по выбору самого лица (п. 3 ст. 156 СК). При определении условий вступления в брак для апатридов применяется право государства их постоянного места жительства (п. 4 ст. 156). Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ст. 156 СК установлена «цепочка» коллизионных норм, поразному регулирующая порядок заключения брака для разных категорий физических лиц. Браки между иностранцами, заключенные в консульских и дипломатических представительствах иностранных государств на территории РФ, признаются действительными на условиях взаимности (п. 2 ст. 157 СК). Заключение браков за пределами территории РФ урегулировано в п. 1 ст. 157 и ст. 158 СК. Норма п. 1 ст. 157 СК вызывает много вопросов: какой характер она имеет – императивный или диспозитивный; что именно она устанавливает – право или обязанность для граждан Российской Федерации заключать браки за границей в дипломатических или консульских учреждениях РФ; имеют ли российские граждане право вступать за пределами Российской Федерации в браки между собой не в дипломатических или консульских учреждениях РФ, а в местных органах регистрации браков? Браки, заключенные между российскими и иностранными гражданами за пределами Российской Федерации, признаются действительными в России, если их форма и порядок заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют закону места заключения брака и не нарушены предписания ст. 14 СК. В связи с некᴏᴛᴏᴩыми специфическими тенденциями в развития семейного права за рубежом (Нидерланды, Швеция, США и др.) возникает проблема признания в Российской Федерации однополых браков, заключенных между российскими и иностранными гражданами за пределами РФ, поскольку российское законодательство прямо не запрещает однополые браки. Браки между иностранцами, заключенные вне пределов Российской Федерации, признаются действительными при соблюдении законодательства места заключения брака. Недействительность браков с иностранным элементом определяется по законодательству, кᴏᴛᴏᴩое применялось при заключении брака (ст. 159 СК).

58. Расторжение брака в международном частном праве. До 70-х гг. XX в. практически во всем мире развод рассматривался как санкция за виновное поведение супругов, за нарушение брачного договора с взысканием убытков и возмещением морального вреда. В середине 70-х гг. XX в. в большинстве государств Европы была проведена реформа развода. Стоит отметить, что основная тенденция реформы – отказ от концепции развода как санкции и переход к концепции: развод – ϶ᴛᴏ констатация неудачного брака. Современное законодательство большинства стран предусматривает как судебный, так и несудебный порядок расторжения брака. На международном универсальном уровне данные вопросы урегулированы в Гаагской конвенции о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. для стран СНГ устанавливает, что по делам о расторжении брака применяется право страны, гражданами кᴏᴛᴏᴩой будут супруги в момент расторжения брака. При различном гражданстве супругов применяется право государства места расторжения брака. Порядок расторжения иностранных и смешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве государств признается расторжение браков, произведенное за границей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода – закон места расторжения брака, субсидиарные привязки – личный закон супругов и закон суда. В европейских государствах существует аналогичный разводу, но юридически иной способ прекращения брачносемейных отношений. По просьбе сторон суд выносит решение о сепарации (судебном разлучении) супругов. Брак не прекращается, но супруги получают право раздельного проживания. Стоит отметить, что основное отличие сепарации от развода – в случае смерти одного из супругов другой сохраняет наследственные права. Порядок расторжения браков с иностранным элементом по российскому праву установлен в ст. 16 °CК, содержащей «цепочку» коллизионных норм. К расторжению любых браков на территории РФ применяется только российское право, т. е. закон суда. Законодательно закреплено право российских граждан расторгать браки с иностранцами, проживающими вне пределов Российской Федерации, в российских судах или в дипломатических и консульских представительствах РФ. Расторжение любых браков за пределами Российской Федерации признается действительным в России при соблюдении права ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего иностранного государства.

Стоит отметить, что основные требования – соблюдение предписаний иностранного права о компетенции органов и законодательства о расторжении браков.

59. Правоотношения между супругами в международном частном праве. По общему правилу коллизионное регулирование личных неимущественных отношений супругов основано на применении личного закона мужа и личного закона жены. Стоит отметить, что основная коллизионная привязка – закон последнего совместного места жительства супругов. Уместно отметить, что определяющее начало имеет территориальный признак. В случае если супруги никогда не проживали совместно, то применяется право страны суда. Отмечается широкое применение оговорки о публичном порядке. В развитых странах закондательно установлены равные права мужа и жены. Своеобразное регулирование личных отношений супругов имеет место в англо-американском праве (Великобритания, США). Супруги обязаны создать супружескую общность жизни (консорциум). Проблема выбора применимого к регулированию личных супружеских отношений права решается при помощи «цепочки» коллизионных норм. Генеральная коллизионная привязка – закон страны совместного проживания супругов; при отсутствии совместного места жительства – закон государства, на территории кᴏᴛᴏᴩого супруги имели последнее общее проживание. В случае если супруги никогда не проживали совместно, применяется право страны суда. В некᴏᴛᴏᴩых государствах (Великобритания, ФРГ, Франция) господствующей коллизионной привязкой выступает личный закон мужа, кᴏᴛᴏᴩый применяется независимо от различного места жительства и различного гражданства супругов. Имущественные отношения между супругами основаны на договорном или легальном режиме совместного имущества. Виды легальных режимов имущества – общности (Франция, Швейцария), раздельности (Великобритания, ФРГ), отложенной собственности (Дания, Швеция, Норвегия). В законодательстве большинства европейских стран предусмотрены обязанности по взаимному алименти-рованию супругов. Решение ϶ᴛᴏго вопроса возможно как в судебном порядке, так и по соглашению между супругами об уплате алиментов. Коллизионные проблемы алиментных обязательств разрешаются на базе применения права юридического домицилия (совместного места жительства супругов). Проблемы могут возникнуть при отсутствии совместного места жительства супругов. В подобных случаях основным коллизионным началом выступает закон суда. Отметим тот факт - что в современном праве закреплен принцип равенства имущественных прав и обязанностей супругов. В западных странах при вступлении в брак обязательно заключается брачный контракт. Возможно заключение такого контракта под условием (отлагательным или от-менительным). В законодательстве большинства стран предусмотрена неограниченная автономия воли относительно содержания брачного контракта. Единственное ограничение – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие положений брачного контракта публичному порядку государства. Установлена также возможность неограниченной автономии воли по вопросу применимого права. Применяется также право общего гражданства или общего домицилия супругов, закон страны суда. В российском праве по вопросу личных и имущественных отношений между супругами также установлена «цепочка» коллизионных норм – право страны совместного места жительства, право страны последнего совместного места жительства, российское право (на территории РФ) как закон суда (ст. 161 СК). Понятие и порядок заключения брачного договора – совершенно новые положения для российского права (ст. 40–44 СК). Стоит отметить, что основное отличие российского брачного контракта от брачного контракта в зарубежном праве – право сторон урегулировать только имущественные отношения. При заключении брачного договора и соглашения об уплате али ментов в браках с иностранным элементом сторонам предоставлена возможность выбора применимого права. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве регулирование осуществляется посредством применения «цепочки» коллизионных норм, установленной ст. 161 СК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.