КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация продукции
Правовое регулирование качества. Качество — совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом — обязательным требованиям, установленным государственными стандартами. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного. Первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг занимает договор. Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современньк условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Статья 469. Качество товара. Статья 721. Качество работы. Статьи 421 и 422 «Свобода договора», «договор и закон» Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком. Важная роль в законодательстве, призванном обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10 июня 1993 г. № 5154 «О стандартизации», который устанавливает основные положения, принципы понятия, порядок организации работ в области стандартизации являющиеся едиными и обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности,; также для граждан-предпринимателей. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; • единства измерений; • экономии всех видов ресурсов; • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Также немаловажное значение для стандартизации имеет Закон РФ от 27 апреля 1993г. №4871-I «Об обеспечении единства измерений» и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов. Отношения, связанные со стандартизацией, могут регулироваться нормативными актами Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, а также предприятий и организаций в пределах их компетенции. Стандартизация необходима для обеспечения определенного технического и организационного единства в общегосударственном масштабе. Конституция РФ относит «стандарты» к ведению Российской Федерации. Государственное управление стандартизацией осуществляет Госстандарт России. Конкретные задачи и функции этого органа сформулированы в упоминавшемся уже Положении о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498, согласно которому Госстандарт России, в частности: • реализует государственную политику в сфере стандартизации; • обеспечивает функционирование и развитие систем стандартизации; • организует и проводит государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; • совместно с федеральными органами исполнительной власти формирует общегосударственные информационные ресурсы и инфраструктуру стандартизации. Другие органы государственного управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их полномочий. Разграничение полномочий между Госстандартом и другими центральными органами федеральной исполнительной власти регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом. Вместе с тем все министерства и ведомства, организуя работы по стандартизации, руководствуются принципами государственной политики и общими правилами проведения работ по стандартизации, установленными Госстандартом. Последний вправе принимать для них обязательные решения по вопросам стандартизации. Что касается взаимодействия Госстандарта России с органами власти и управления субъектов Федерации, то его основой является ст. 78 Конституции РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Своим территориальным органам Госстандарт России вправе передавать любые принадлежащие ему полномочия полностью или частично, если это не противоречит действующему законодательству в данной области. Сегодня в Российской Федерации государственными стандартами устанавливаются два вида требований к качеству продукции: • обязательные для всеобщего применения в силу закона, в частности, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона о стандартизации; • носящие рекомендательный характер, которые включают большинство потребительских характеристик продукции. Выбор необязательных требований относится на усмотрение изготовителя продукции. Они определяются в его технической Документации, прежде всего в технических условиях (ТУ), которые в настоящее время не включены Законом о стандартизации в перечень нормативных дoкyмeнтoв. Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены в ст. 6 Закона о сертификации. Так, к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом, относятся: • государственные стандарты Российской Федерации; • применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; • общероссийские классификаторы технико-экономической информации; • стандарты отраслей; • стандарты предприятий; • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Обязательная сертификация осуществляется в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». В соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом (договором), если федеральным законодательством не установлено иное. Порядок ввоза продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов также определяются федеральным законодательством. В последнее время стандартизация коснулась новых видов деятельности — банковских услуг, бухгалтерского учета и отчетности и ряда услуг непроизводственного характера.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |