КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности 1 страница
Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Виды наказаний: Замечание Выговор Увольнение Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие. Материальная ответственность — Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей. Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской федерации. Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации. Ответственность за нарушение экологического законодательства — установленная государством и предусмотренная санкцией юридической нормы мера принуждения, применяемая к лицу, совершившему экологическое правонарушение. Презумпция невиновности (Presumption of innocence) Каждый, кто обвинен в совершении уголовного преступления, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в открытом судебном разбирательстве с соблюдением всех процессуальных гарантий, необходимых для защиты в соответствии с законом.
16.Понятие, уровни и функции правосознания.. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Функции правосознания Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой. Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере. Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.
17.Правовая культура: понятие и структура. Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества». Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение. Виды правовой культуры: 1) ПК индивида; 2) ПК социальных групп; 3) ПК общества того или иного государства; 4) Национальная ПК; 5) Общечеловеческая ПК. Структура правовой культуры: 1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта; 2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности; 3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение. Уровни развития правовой культуры общества определяются: 1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям; 2) соответствием системы ценностей правовым ценностям; 3) степенью развитости системы права; 4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений; 5) состоянием правосудия; 6) способами взаимодействия между госорганами; 7) способами взаимодействия между госорганами и населением;
8) способами решения правовых конфликтов в обществе. Уровень развития правовой культуры индивида определяется: 1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям; 2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит; 3) социальным статусом индивида; 4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит; 5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения. 18.Законность и правопорядок. В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами правил действующего законодательства. Законность может быть рассмотрена в узком и широком смысле. В узком смысле под ней понимается принцип функционирования государственного аппарата, согласно которому все органы должны осуществлять свои функции в рамках закона, соблюдая права и свободы каждого члена общества. В широком смысле под законностью понимают такой требуемый государством образ поведения, когда все законы и подзаконные акты безусловно соблюдаются всеми. Следовательно, законность может быть рассмотрена как принцип, как метод осуществления власти (способ деятельности всех участников общественных отношений) и как режим общественной жизни, т. е. как система требований, предъявляемых к личности. Формирование демократического правового государства, реализация правовой реформы, развитие местного самоуправления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве. В связи с этим основное внимание должно уделяться вопросам правовой защиты личности, соблюдения гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан. Для этих целей государство должно надежно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности своих органов и всего общества в целом. Укрепление законности неразрывно связано с повышением эффективности права, с выработкой наиболее совершенных законодательных актов, полностью отвечающих потребностям современного общества. Здесь следует выделить особую роль Конституции РФ, значение и действие которой выражается в закреплении основных начал, принципов осуществления государственной власти и управления. Конституционные принципы — наиболее общая и высшая форма юридического закрепления режима законности. Это объясняется тем, что она служит базой для построения всей системы законодательства, а все принимаемые в стране законы издаются на основе Конституции РФ и во исполнение ее установлений. В этом состоит ее верховенство по отношению к другим актам в государстве.
Конституционные нормы, касающиеся принципа законности, распространяются на все три ветви государственной власти — законодательную, исполнительную и судебную и имеют особое значение в сфере государственного управления, что выражается в деятельности всех субъектов права. Это связывается с тем, что должностные лица, государственные служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагивающих права и интересы граждан, государственных и иных организаций и учреждений. Законность обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности права и управления. Принцип законности закрепляется Конституцией РФ (ст. 4, 15) и характеризуется тем, что: — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; — Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации; —.законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; — Российская Федерация признает приоритет общепризнанных принципов и международных договоров и обеспечивает соответствие им российского законодательства. Соотношение законности и целесообразности. Органам управления, должностным лицам дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Насколько они самостоятельны в своих действиях? Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности. Целесообразность только тогда может приносить пользу обществу, государству и личности, когда она не противоречит законности. Соотношение законности и целесообразности определяется тем, что: — все нормативные и индивидуальные акты в то же время и целесообразны; — субъект права (орган управления или должностное лицо) в соответствии с законом избирает оптимальный, т. е. наиболее целесообразный вариант действия; — при наличии правовой нормы недопустимо руководствоваться целесообразностью, недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Принципы и гарантии законности. В законодательстве и юридической литературе выделяются следующие принципы и гарантии законности: — верховенство закона по отношению ко всем иным подзаконным актам. Согласно этому принципу акты органов власти, управления, следственных и судебных органов должны соответствовать закону и издаваться на его основе; —единство понимания и применения законов на всей территории государства и распространение их на всех членов общества. Это означает, что законы действуют и применяются на территории всей страны без какого-либо исключения; — равенство всех перед законом и судом. В этом принципе заключена неразрывная связь законности и демократии, устанавливающей широкие права и свободы для всех субъектов права; — пресечение любых правонарушений. Любое правонарушение является нарушением законности, быстрое его выявление, пресечение и наказание за его совершение играют важную роль для стабильности и укрепления законности; — быстрое и эффективное рассмотрение жалоб и просьб граждан. Осуществление этого принципа служит эффективным средством укрепления законности и реализацией конституционного права граждан вносить в государственные- органы и организации конкретные предложения, замечания и жалобы; — надзор и контроль за состоянием законности. Законность и правопорядок. Законность представляет собой особый государственный и общественный режим, принцип поведения участников общественных отношений, к которым предъявляется основное требование — точно и неуклонно исполнять все законы и подзаконные акты. От законности необходимо отличать правопорядок, который можно определить как реально существующее в стране состояние общественных отношений, урегулированных правом. Этот фактический порядок проявляется в том, что: не нарушаются правовые запреты; беспрепятственно осуществляются права всех граждан; выполняются правовые обязанности; в случае нарушения права, неисполнения обязанности или правового запрета обязательно наступает юридическая ответственность. Вполне понятно, что правопорядок может быть оценен по-разному. Если все участники общественных отношений действуют строго в соответствии с законом, можно говорить о наличии в стране высокого уровня правопорядка. Следовательно, правопорядок есть результат осуществления законности. Его уровень показывает, в какой степени законность реализуется. Правопорядок реально осуществляется, воплощаясь в актах поведения конкретных людей. Если нормы права систематически нарушаются, преступления вовремя не пресекаются и не раскрываются, есть все основания говорить о низком уровне правопорядка. Именно от того, насколько точно и неуклонно соблюдаются законы, зависит слаженность и эффективность работы управленческих органов, их дисциплина, развитие партнерских и трудовых отношений между людьми. Прочный правопорядок — это гарантия осуществления демократии во всех звеньях государственной власти, обеспечения прав личности, участия граждан в управлении делами государства. Охрана правопорядка — одна из основных внутренних функций социального государства.
20.Основы конституционного строя РФ. Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй. Принятие государством конституции само по себе еще не означает установление в нем конституционного строя. Конституционный строй характеризуется особыми чертами, ибо предполагает такую организацию государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характера и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Под основами конституционного строя следует понимать закрепляемые Конституцией коренные устои, базовые начала, принципы, которые, определяя характер взаимоотношений человека, общества и государства, призваны обеспечить подчинение государства праву, соблюдение и защиту прав и свобод человека, реализацию народовластия. Основы конституционного строя России закрепляет гл. 1 Конституции. Особенность положений главы состоит в том, что они могут быть изменены только путем принятия новой Конституции и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В науке конституционного права предлагаются разные критерии классификации принципов конституционного строя России, закрепляемые Конституцией РФ. Можно выделить конституционные положения и принципы, определяющие политические основы конституционного строя. Прежде всего надо отметить, что, закрепляя данные основы, Конституция РФ определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет которого распространяется на всю территорию Российской Федерации (ст. 1,4). Основы организации России как демократического и правового государства определяют: признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); Конституционное положение о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что в демократическом правовом государстве недопустимо всевластие и произвол государства в его взаимоотношениях с индивидом, что обеспечение общегосударственных интересов не должно игнорировать и подавлять интересы личности, полностью подчиняя их общегосударственным ценностям и приоритетам. Напротив, интересы человека, его права и свободы должны определять смысл и содержание деятельности всего государственного аппарата, всех государственных и муниципальных органов власти, ибо человек, его права и свободы как высшая ценность обладает приоритетом в демократическом, правовом государстве. принцип народовластия (ст. 3); определяет принадлежность власти народу и основные формы ее осуществления в демократическом государстве. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств. Принцип народовластия означает, что народ обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти в государстве. Принцип верховенства Конституции и закона (ст. 4); Одним из важнейших принципов конституционного строя, характеризующих Российскую Федерацию как правовое государство, является верховенство права. Государство, государственные органы, образно говоря, связаны правом: они должны действовать строго в пределах своих полномочий, установленных нормами права. Верховенство права находит свое воплощение прежде всего в верховенстве Конституции и законов, которые обеспечивают незыблемость демократических устоев общества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции. принцип разделения властей (ст. 10); Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам их деятельности, т.е. осуществление государственной власти на основе ее разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются соответствующие самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ). Каждая из ' ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на. себя осуществление функций другой ветви власти. Однако при этом все ветви власти взаимосвязаны. взаимодействуют, уравновешивая друг друга, и образуют единый государственный механизм. принцип местного самоуправления (ст. 12); Выступает одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением городских и сельских поселений, а также других территорий вопросов местного значения. принцип политического и идеологического многообразия, многопартийности (ст. 13); Принцип многопартийности обеспечивает плюрализм политической жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает наличие политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Политические партии обеспечивают участие граждан в политической жизни общества путем формирования и выражения общественного мнения, организации и проведения общественно-политических акций. Они участвуют в выборах и референдумах, а также представляют интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления; принцип федерализма; Конституция закрепляет следующие основы федеративного устройства Российской Федерации: а) государственная целостность; б) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; г) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; д) равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5), которые также характеризуют конституционный строй нашего государства. Суверенитет РФ Верховенство государственной власти означает полноту власти государства в решении вопросов государственной и общественной жизни и характеризуется тем, что оно устанавливает общий правопорядок в государстве, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни, самостоятельно решает все вопросы внутренней жизни страны. Верховенство государственной власти обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Единство государственной власти проявляется в закрепляемом Конституцией РФ единстве системы государственной власти (ст. 5) и обеспечивается правом Российской Федерации устанавливать единые принципы организации государственной власти, а также запретом присваивать кому-либо функции государственной власти (ст. 3). Единство государственной власти обеспечивается также тем, что она имеет единый источник — многонациональный народ РФ. Независимость государственной власти проявляется, прежде всего, в сфере межгосударственных отношений и означает самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими государствами, в определении своей внешней политики. Конституция РФ устанавливает республиканскую форму правления, вторая предполагает выборность верховной власти в государстве, ее сменяемость демократическим путем. Особенность республиканской Формы правления в РФ заключается в том, что в ней сочетаются признаки президентской и парламентской республик при наличии достаточно сильной президентской власти. Идеологическое многообразие (плюрализм) означает, что в Российской Федерации можно свободно развивать, распространять и защищать любые идеологические воззрения, кроме тех, которые направлены на обоснование запрещаемых Конституцией действий (захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя и др.). При этом Конституция РФ устанавливает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13). Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Этот принцип означает, что никакая религия не может признаваться государственной или обязательной. При этом Конституция гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, свободу распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Принцип светского государства означает также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах в органы власти. Но и государство не должно вмешиваться в дела религиозных объединений
21.Правовой статус личности и его элементы. Правовой статус личности: понятие и структура Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: правовой статус гражданина; правовой статус иностранного гражданина; правовой статус лица без гражданства; правовой статус беженца; правовой статус вынужденного переселенца. Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений. Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека). Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования. Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы: общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах; конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве; отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.); родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности; индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п. Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям. В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа.
22. Федеральное Собрание. Статус депутата. Федеральное Собрание, или как еще принято его называть - парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом государства. Федеральное собрание включает в себя две палаты: Совет Федерации и Государственную Думу. Каждая из палат независима от другой, взаимодействие между палатами осуществляется по принципу дополнения друг друга. Сферы ответственности и влияния разделены между палатами и только Счетная палата — орган, созданный для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, подконтрольна как Думе, так и Совету Федерации.
Совет Федерации. Государственная Дума.
Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительнуювласть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах. Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |