Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности 2 страница




В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.

 

23. Структура и полномочия Правительства. Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

Правительство – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство как главный орган исполнительной власти организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Компетенция Правительства:

разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

управление федеральной собственностью;

осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, а в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом или в судебном порядке.

 

24. Президентская власть в РФ.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ — форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности. П.в. в республиках президентского типа — это всегда сильная власть. Президент занимает своеобразное положение в системе разделения властей. Он не только действует независимо от иных властей, но и отчасти законодательствует, обладает значительными исполнительными полномочиями и может реально влиять на судебную власть. Президент получает свой мандат непосредственно от народа, в силу чего он не подлежит контролю со стороны парламента. Президент (с незначительным участием парламента) самостоятельно формирует правительство, которое подконтрольно исключительно президенту, приобретая вследствие этого стабильный характер (что исключается для республик парламентского типа). Считается, что сильная П.в. не только не подрывает демократический характер правового государства, но и при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

 

25 .Система судебных органов РФ: структура, принципы судопроизводства.

Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые сидьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий – уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом;

К основным принципам судопроизводства относятся:

Законность.

Осуществление правосудия только судом.

Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Независимость судей и подчинение их только закону.

Обеспечение доказанности вины.

Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.

Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

Обеспечение обвиняемому права на защиту.

Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.

Обязательность решений суда.

 

26.Местное самоуправление в РФ: понятие и правовая основа.

Местное самоуправление занимает «промежуточную позицию» между государством и обществом, что определяет двойственность его природы. В РФ реформа местного самоуправления началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ и прошла несколько этапов, последний из которых связан с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, т.к. является важнейшим демократическим принципом организации и осуществления власти, обеспечивающим децентрализацию системы управления с учетом интересов местного населения. Конституция РФ признает и гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории РФ (ст. 12).

Местное самоуправление определяется, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации. Местное самоуправление реализуется в форме непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции). Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан – референдум, выборы, собрания, сходы граждан.

Местный референдум – это голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Выборы – наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, с помощью которой формируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администрации. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований. ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает возможность проведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, которое проводится по инициативе населения. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления в случае их подтверждения в судебном порядке.

Сходы – их проведение предусмотрено в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Территориальное общественное самоуправление – предполагает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. ТОС осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания граждан – проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления ТОС на части территориального муниципального образования. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления с направлением письменного ответа.

Конференция граждан (собрание делегатов) – вправе осуществлять полномочия собрания в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

ФЗ предусматривает и другие формы участия населения. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. ФЗ обязывает должностных лиц местного самоуправления давать письменные ответы по существу обращений в течение одного месяца.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Однако ФЗ предусмотрел возможность наделения органов местного самоуправления отдельными гос полномочиями. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; управление муниципальной собственностью; регулирование земельных отношений в пределах муниципального образования и охрана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного порядка, прав и свобод граждан. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

 

27.Гражданское правоотношение: субъекты и объекты.

Гр-кие правоотношения имеют общие черты, роднящие их со всеми правоотношениями, и специальные черты. К специальным чертам гражданских правоотношений относят следующие. Во-первых, самостоятельность субъектов гр-ких правоотношений и их юр-кое равенство. Правоотношения, в которых 1 субъект в силу своего правового положения имеет возможность давать указания, обязательные для исполнения другим субъектом, не относятся к числу гражданско-правовых. Во-вторых, самостоятельность и юр-кое равенство субъектов гр-ких правоотношений предопределяет акт свободного волеизъявления – сделку – в качестве основного факта, порождающего гр-кие правоотношения. В-третьих, характер гр-ких правоотношений предопределяет им-ный характер способов защиты субъективных гр-ких прав и мер ответ-ти за нарушение гр-ких обязанностей.

Гражданские правоотношения – это субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъективное гражданское право – это мера дозволенного поведения субъекта гр-го правоотношения.

Гражданские правоотношения подразделяются на виды:

1) исходя из характера взаимосвязи управомоченного и обязанного субъекта: абсолютные (относится право собст-сти и иные вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной д-ти и др.) и относительные (относятся обязательственные и ряд других правоотношений.).

2) исходя из характера предмета: имущественные (имеют своим объектом м-ные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества какому-либо лицу, либо переход имущества от одного лица к другому) и неимущественные (имеют своим объектом нем-ные блага).

3) исходя из способа удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные (интерес управомоченного лица удовлетворяется путем его взаимодействия с вещью за счет извлечения ее полезных свойств) и обязательственные (интерес управомоченного лица м.б. удовлетворен за счет действий обязанного лица, которое может взаимодействовать с вещью). Т.о., в вещных - управомоченный субъект может воздействовать непосредственно на вещь, а в обязательственных – только посредством обязанного лица.

Субъектами гражданских правоотношений являются физ. лица, юр-е лица и публичные образования.

Все субъекты гражданских правоотношений обладают гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью.

Правоспособность - способность лица иметь субъективные гр-кие права и нести субъективные гр-кие обяз-ти, т.е. способность быть субъектом гр-ких правоотношений.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные гр-кие права, создавать для себя субъективные гр-кие об-ти и исполнять их.

Все субъекты гр-ких правоотношений обладают правоспособностью, однако не все из них обладают дееспособностью. Разница м/у правоспособностью и дееспособностью состоит в том, что правоспособность представляет собой потенциальную возможность участия в правоотношениях, дееспособность же предполагает наличие возможностей для реализации прав и обяз-тей.

Физическим лицом (гражданином) признается любой человек независимо от возраста, пола, вероисповедания, национальной и расовой принадлежности, а также иных характеристик.

Правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается со смертью, она м.б. ограничена лишь согласно закону. Граждане м. иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься пред-ой и любой иной не запрещенной законом д-тью; создавать юр-кие лица – самостоятельно или совместно с другими гражданами и юр-кими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной д-ти; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность граждан имеет особый характер, а ее степень ставится в зависимость от возраста гражданина. Малолетние дети, не достигшие 6летнего возраста, не обладают гражданской дееспособностью, все сделки от их имени осуществляют их родители, усыновители или опекуны. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет также недееспособны, однако их недееспособность носит частичный характер, поскольку они наделены правом самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо гос-ной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все иные сделки от имени малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны, которые также несут имущественную ответственность по сделкам малолетних. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью, поскольку могут самостоятельно совершать все сделки, на которые управомочены малолетние, а также распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного результата своей интеллектуальной д-ти; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По достижении 18 возраста гражданин обретает полную дееспособность. Возможность обретения полной дееспособности до достижения 18 лет предусмотрена при вступлении лица в брак или путем эмансипации, т.е. признания лица, достигшего 16 возраста, полностью дееспособным. Гражданин, который вследствие психического расстройства не м. понимать значения своих действий или руководить ими, м.б. признан недееспособным по решению суда. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, и опекун совершает от его имени все сделки и несет гражданско-правовую ответ-ть за совершение этих сделок и за причинение этим гражданином вреда. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, м.б. ограничен судом в дееспособности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.