Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение




БИЛЕТ № 18

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Статья 31. Иные представители работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

 

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

 

Комментарий к статье 23

 

1. Социальное партнерство (или, по терминологии Международной организации труда, социальный диалог) - важнейшая часть коллективных трудовых отношений. Это понятие стали использовать в международных трудовых нормах несколько десятилетий назад. Исторически первый шаг на этом пути был сделан в конце 40-х гг. XX в. путем закрепления в ст. 4 Конвенции N 98 МОТ "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.) положения о поощрении и содействии полному развитию и использованию процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров. Данное положение имеет всеобъемлющий характер и сохраняет свое значение в полной мере.

В принятой в начале 50-х гг. XX в. Рекомендации N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.) устанавливается цель заключения, содержание и местоположение коллективных договоров в системе актов, регулирующих отношения между работодателями и работниками.

Коллективный договор определяется как письменное соглашение относительно условий найма и условий труда, заключаемое, с одной стороны, работодателем, группой работодателей или организацией работодателей и одной или несколькими представительными организациями работников - с другой (подп. 1 п. 2 Рекомендации N 91 МОТ). Такое определение подразумевает наличие коллективных договоров разных уровней, в том числе отраслевого и регионального. В пользу данного толкования говорит и тот факт, что согласно положениям п. п. 4 и 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на работодателей и работников предприятий отрасли или территории.

Индивидуальные трудовые договоры не должны противоречить коллективным договорам. В случае такого противоречия, которое по смыслу положения подп. 1 и 2 п. 3 Рекомендации ведет к ухудшению положения работника, автоматически должны применяться соответствующие положения коллективных договоров. Напротив, если положения трудового договора более благоприятны для работника, то они не считаются противоречащими коллективному договору.

2. Новейшие международно-правовые нормы о месте и значении коллективно-переговорного метода регулирования трудовых отношений закреплены в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.) и сопровождающей ее Рекомендации N 163. В ст. 2 названной Конвенции дается определение понятия "коллективные переговоры", которое означает переговоры, проводимые "между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников, с другой стороны, в целях: (a) определения условий труда и занятости; и (или) (b) регулирования отношений между работодателями и работниками; и (или) (c) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями

Так, существенные изменения внесены в статьи о представительстве работников (ст. 30, 31), порядок ведения коллективных переговоров (ст. 37). Данный раздел дополнен статьями об участии органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1), о действии соглашения (ст. 48), более полно указано на вопросы, включаемые в коллективный договор (ст. 41) и соглашения (ст. 46).

Отмеченные и другие изменения, внесенные в раздел "Социальное партнерство в сфере труда", комментируются применительно к его конкретным статьям.

§ 2. Новая редакция ст. 23 дополняет ее наименование и содержание указанием на сферу труда. Таким образом определена и уточнена сфера социального партнерства, регулируемых трудовым правом социально-партнерских отношений. Трудовой кодекс регулирует отношения социального партнерства именно в сфере труда.

Известно, что социальное партнерство понимается достаточно широко. Им обозначают отношения между государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.

Выделение социального партнерства в сфере труда в качестве объекта регулирования трудовым правом, и прежде всего нормами Трудового кодекса, вполне естественно, поскольку отношения социального партнерства в этой сфере неразрывно связаны с трудовыми отношениями. На это прямо указывает ст. 1 ТК.

Часть 2 из ст. 23 перенесена в ст. 25 и стала ее ч. 2 в уточненной редакции.

§ 3. Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло отражение в ТК, его разделе II "Социальное партнерство в сфере труда". Он содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.

Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).

§ 4. Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены и вместе с тем могут быть дополнены и развиты, поскольку как часть трудового законодательства они входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (см. п. "к" ст. 72 Конституции РФ).

§ 5. Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4558), Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148), законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ (см., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве" // Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области" // Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.).

После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше Законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК).

§ 6. Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.

Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

§ 7. В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29 - 34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.

Государство как таковое не является субъектом (участником) отношений по социальному партнерству. Оно как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия соответствующих законов. С целью проведения государственной политики в социальном партнерстве выделяются представители от органов исполнительной власти.

§ 8. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 25 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию

Стороны социального партнерства — работники и работодате­ли — не могут действовать иначе, чем через своих представителей. В связи с этим законодатель включил в содержание Кодекса специ­альную главу, определяющую круг представителей сторон и их пра­вовое положение.

1.1. Представители работодателя (работодателей)

♦ Представителем работодателя названы руководитель органи­зации или уполномоченные им лица1.

Руководитель организации в соответствии с ч. 4 ст. 20 ТК осу­ществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношени­ях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управле­ния (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредитель­ными документами организации или локальными нормативными актами.

Надо учитывать также возможность передачи полномочий испол­нительного органа общества управляющей организации или управ­ляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том чис­ле и при осуществлении социального партнерства, если иное не пре­дусмотрено уставом.

В последние годы приобретает актуальность еще один вид пред­ставительства. В случае признания организации банкротом и откры­тия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника пре­кращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. 94, 129 Феде­рального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)».

Соответственно внешний управляющий или конкурсный управ­ляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Такой вид представительства актуален скорее не для заключения коллективного договора, а для его изменения или обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

При заключении коллективного договора в обособленном струк­турном подразделении представительство интересов работодателя осуществляется обычно по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем соответст­вующего обособленного структурного подразделения, который дей­ствует от имени юридического лица. Однако в соответствии со ст. 40 ТК представлять интересы работодателя в этом случае может и иное лицо.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий дру­гим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Эти лица ведут коллективные переговоры, представляя интересы рабо­тодателя, но не принимают окончательных решений и не подписы­вают коллективный договор.

При участии в механизме социального партнерства на федераль­ном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работо­дателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая ор­ганизация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона об объединениях работодателей объединение работодателей является самостоятельной формой неком­мерческой организации, которая основана на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Предложенное определение позволяет выделить характерные черты объединения работодателей. Это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве ос­новной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Она основана на член­стве. Основной задачей объединения работодателей является пред­ставительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.Объединения работодателей могут создаваться по территориаль-ному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотрасле-вому, территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объе-динениях работодателей). Закон называет следующие виды объеди-нений работодателей:

общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение рабо-тодателей;

межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение рабо-тодателей;

региональное объединение работодателей;

региональное отраслевое объединение работодателей;

территориальное объединение работодателей;

территориальное отраслевое объединение работодателей.

Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей — обще-российское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность не-зависимо от органов государственной власти, органов местного само-управления, профессиональных союзов и их объединений, полити-ческих партий и движений, других общественных организаций (объ-единений).

Вмешательство органов государственной власти, органов местно-го самоуправления и их должностных лиц в деятельность объедине-ний работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, запрещается (ст. 6 указанного Закона).

Объединения работодателей участвуют в коллективных перего-ворах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые выступают в качестве органов соци-ального партнерства (ст. 35 ТК). Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров интересов, т.е. споров, возникших при заключении или изменении соглашений (ст. 398-408 ТК)

Статья 13 Закона об объединениях работодателей предусмат­ривает и другие права объединений, в частности право формиро­вать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами го­сударственной власти, органами местного самоуправления; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участ­вовать в их разработке; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить кон­сультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объе­динениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономи­ческой политики.

Объединение работодателей, будучи некоммерческой организаци­ей, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и га­рантировать выполнение работодателями принятых на себя обяза­тельств. Объединение работодателей осуществляет лишь представи­тельские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в пра­вилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права — разногласий по поводу невыполнения соглашений.

♦ Интересы государственных и муниципальных предприятий в системе социального партнерства также представляют объедине­ния работодателей, а вот государственные и муниципальные учреж­дения и другие организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены соответствующими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправ­ления (ст. 34 ТК).

На практике интересы государственных учреждений обычно пред­ставляет государственный орган отраслевого управления — мини­стерство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправле­ния могут быть уполномочены на представительство законодательст­вом, например законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей

Все представители работодателей в системе социального парт-нерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК). Следовательно, именно они могут принимать участие в консультациях, получать информацию, направлять предложения о принятии законов и т.п.

По сложившейся практике в региональные трехсторонние комис-сии также входят объединения работодателей, а не иные представи-тельные органы. Это нашло отражение в целом ряде законов субъек-тов РФ. Кстати, ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятель-ность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов ис-полнительной власти или органов местного самоуправления, пред-ставляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов Федерации определя-ются в конечном счете региональным законодательством.

Об участии указанных представительных органов в деятельности территориальных трехсторонних и отраслевых комиссий Трудовой кодекс не упоминает. Очевидно, этот вопрос должен решаться в по-ложениях о соответствующих комиссиях.

1.2. Представители работников

Основными представителями работников выступают профсою-зы и их объединения, профсоюзные организации.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.

В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образован-ные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организа-ции (ст. 3). Органом профессионального союза может быть и проф-союзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциа-ции) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организа-ции или решением профсоюзного органа.

На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании направлений социально-экономической

политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (регио­нальные, общероссийские).

♦ Для взаимодействия на федеральном уровне по согласованию
основных направлений социально-экономической политики, заклю­
чению генерального соглашения, организации работы РТК создаются
общероссийские объединения профсоюзов. В соответствии со ст. 3
Закона о профсоюзах общероссийским объединением (ассоциацией)
профсоюзов признается добровольное объединение общероссийских
профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организа­
ций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на тер­
риториях более половины субъектов РФ.

Общероссийское объединение профсоюзов создается доброволь­но на основе учредительного договора и устава. В уставе должны быть указаны наименование, цели и задачи объединения, состав участников, территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность, порядок образования профсоюзных органов и их ком­петенция и др.

♦ Интересы работников организации при осуществлении соци­
ального партнерства, как правило, представляет первичная профсо­
юзная организация.
Как указано в ст. 30 ТК, первичные профсоюзные
организации и их органы представляют в социальном партнерстве на
локальном уровне интересы работников данного работодателя, яв­
ляющихся членами соответствующих профсоюзов. Это общее прави­
ло. Однако законодатель устанавливает и исключения: в некоторых
случаях первичная профсоюзная организация представляет интересы
всех работников данного работодателя независимо от их членства в
профсоюзах. Статья 37 ТК предусматривает три случая, когда проф­
союзные организации (созданный ими единый представительный
орган) выступают в коллективных переговорах от имени всех работ­
ников данного работодателя:

1) когда в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая бо­лее половины работников (ч. 3);

2) когда две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);

3) когда на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени всех работников (ч. 4).

При этом передача первичной профсоюзной организации полно-мочий от имени работников, не являющихся членами профсоюза, не производится. В указанных случаях профсоюз осуществляет пред-ставительство всех работников независимо от членства в профсоюзе в силу прямого указания закона.

Трудовой кодекс предусматривает возможность представительства профсоюзами работников, не состоящих членами соответствующих организаций, только для проведения коллективных переговоров, за-ключения или изменения коллективного договора, разрешения кол-лективных трудовых споров. Представительство первичными проф-союзными организациями всех работников организации (индивиду-ального предпринимателя) в иных формах социального партнерства Трудовым кодексом не предусмотрено, что отличается от ранее дей-ствовавших правил.

Это недостаток действующего законодательства, однако он мо-жет быть исправлен в коллективном договоре либо соглашении.

♦ В тех случаях, когда работники данного работодателя не объе-динены в какие-либо первичные профсоюзные организации, допуска-ется создание на общем собрании (конференции) работников иного представителя (представительного органа). Такой орган (представи-тель) избирается тайным голосованием из числа работников органи-зации (индивидуального предпринимателя).

Такие же правила действуют в том случае, когда ни одна из имею-щихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более по-ловины работников данного работодателя и не уполномочена общим собранием (конференцией) представлять интересы всех работников при проведении коллективных переговоров.

По смыслу ч. 1 ст. 31 ТК представителем работников при отсут-ствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности может выступать как представительный орган, так и специально из-бранные работники — представители. Решение этого вопроса, а так-же вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов, видимо, достаточно избрания одного или нескольких представителей.

В соответствии с положениями Конвенции МОТ № 135 «О пред-ставителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей

работников не может использоваться для подрыва позиции заинтере­сованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не мо­жет являться препятствием для осуществления профсоюзной орга­низацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК). Статья 16 Закона о профсоюзах провозглашает сотрудничество принципом отноше­ний между профсоюзами, первичными профсоюзными организа­циями и их органами и другими представительными органами ра­ботников. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы ор­ганизации (п. 2 ст. 16 Закона).

Работодатель несет соответствующие обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК). В соответствии со ст. 377 ТК работодатель обязан без­возмездно предоставлять выборным профсоюзным органам поме­щение для проведения собраний (конференций), предоставить воз­можность размещения информации и т.п. Аналогичное положение содержится в ст. 28 Закона о профсоюзах. Конкретные обязатель­ства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Аналогичные условия должны создаваться для избранных пред­ставителей работников (представительного органа) в случае отсут­ствия или малочисленности первичной профсоюзной организации.

> 2. Участие органов государственной власти и органов местно­го самоуправления в системе социального партнерства.

Социальное партнерство — явление многогранное. Оно может развиваться как двустороннее взаимодействие и как сотрудничест­во на основе трипартизма, т.е. участия в системе социального парт­нерства органов государства и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления участвуют в создании и деятельности постоянно действую­щих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллектив­но-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях,

Они выступают не в качестве социальных партнеров, а как тре­тий независимый участник консультаций или переговоров, оказы­вающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаи­моприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

«Второстепенная» роль органов государства и органов местного самоуправления проявляется и в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнерства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во-первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на дву­сторонней основе. Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государст­венных органов или органов местного самоуправления, если пред­ставители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК).

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства, не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами вы­ступают в качестве работодателей или представляют интересы рабо­тодателей в соответствии со ст. 34 ТК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.