Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и правовой статус безработного. Порядок признания безработным




Юридическое положение любой личности в обществе составляют се права и обязанности. Причем, обладая общими, закрепленными в Конституции правами и свободами, любой гражданин, входящий в ту или иную категорию лиц, обладает дополнительными, специфическими именно для данной категории правами и обязанно­стями. Следовательно, для характеристики правового положения пред­ставителя той или иной категории населения необходимо определить:

— само понятие этой категории (В законе не определено, так что безработный — гражданин, способный и желающий иметь соот­ветствующий уровню его подготовки вознаграждаемый труд в обычных условиях, но не обеспеченный им, в связи с чем государство предус­матривает для него систему специальных мер поддержки);

— необходимые и достаточные условия для отнесения граждан к этой категории (— трудоспособность; — отсутствие работы и заработка; регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы; — готовность приступить к работе);

— специфические именно для этой категории граждан права и обязанности (1. Права в области защиты от безработицы: — на получение содействия государства в трудоустройстве; — на получение помощи в организации своего дела; — на временную, но гарантированную государством занятость. 2. Права на получение материальной поддержки в период безра­ботицы; — на пособие по безработице; — на материальную поддержку на период временной нетрудоспо­собности; — на досрочное оформление пенсии по старости; — на материальную помощь. Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию. Безработный обязан являться в органы занятости для получения предложений о работе и для перерегистрации в сроки, устанавливаемые органом занятости, но не реже 2 раз в месяц; являться на переговоры с работодателем в течение 3 дней после полу­чения направления от органа занятости; не отказываться от подходя­щей работы; добросовестно учиться по направлению службы заня­тости; сообщать органу занятости изменения, с которыми связан раз­мер получаемого им пособия по безработице, о наличии ограничений в работе, установленных компетентными органами, о трудоустройстве, в том числе временном и с неполным рабочим днем (неделей), о назна­чении пенсий, о предполагаемом отсутствии в месте регистрации);

 

— гарантии соблюдения этих прав и ответственность за нару­шение обязанностей (Для обеспечения соблюдения установленных прав безработного государством предусматривается их защита в суде, установлена ответ­ственность за нарушение законодательства о занятости как работода­телей, так и работников службы занятости. Существенными га­рантиями обеспечения соблюдения прав безработных являются соз­дание специальных государственных органов и определение источников и порядка финансирования мероприятий, обеспечива­ющих проводимую государством политику в вопросах занятости.

На базе созданной в 1989 году системы органов трудоустройства, основной функцией которых было оказание гражданам помощи в тру­доустройстве, в соответствии с Законом о занятости в мае-июне 1991 года была создана Государственная служба занятости населения (с 1992 года — Федеральная государственная служба занятости насе­ления) как организационно самостоятельная федеральная государст­венная служба);

Перечисленное выше применительно к категории безработных и составляет правовой статус безработного.

 

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее одиннадцати дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессии (специальности) — паспорта и документы об образовании. Требования подходящей работы понижаются для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует она или не требует (с учетом возраста и иных особенностей граждан) предварительной подготовки. Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны

труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых, превышал уровень средней заработной платы в регионе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в регионе. В ряде случаев выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, например, в случае признания гражданина занятым или его переезда в другую местность. Основанием может быть и недобросовестное поведение безработного — длительная неявка в органы службы занятости без уважительных причин или попытка обманным путем получить пособие по безработице (п. 2 ст. 35 Закона о занятости). Если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости, отказался от участия в общественных работах, это не является основанием для признания, что ему предложена подходящая работа, и не лишает его льгот и компенсаций, предоставляемых безработным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.