Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервью по генограмме




Информация, которую можно получить от родителей

Тема: Методы изучения семьи

Целью диагностической работы с родителями является оп­ределение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье.

Семья представляет психологическую среду, в которой раз­вивается ребенок, поэтому важна ее эффективность в стимуля­ции этого развития. Целесообразно изучить психологический климат в семье (тест семейной тревоги), родительские стили и воспитательс­кую компетентность родителей, ценностные ориентации, уро­вень притязаний, самооценку. Необходимо установить индивидуально-типологические и характерологические особенности членов семьи.

Психодиагностическое обследование проводится с соблюде­нием этических норм. При сообщении результатов родителям и ребенку их следует облечь в такую форму, чтобы у семьи воз­никло желание сотрудничать со специалистами, а не сопротив­ление и отрицание проблем.

Специалисты должны в щадящей форме предоставлять ин­формацию, лучше отдельными порциями с подчеркиванием позитивных моментов в процессе конструктивного общения. Вся информация должна подаваться в вероятностных тер­минах, так как существует широкая вариативность в дости­жениях и медицинских прогнозах в зависимости от ситуа­ции развития ребенка и других факторов, не поддающихся точной оценке. Наиболее удобной формой предоставления ин­формации является беседа в форме вопросов и ответов, имен­но в той очередности, в которой у членов семьи возникают воп­росы.

Родители должны получить информацию об источниках по­мощи: ассоциациях родителей и других формах общественной поддержки, о наличии реабилитационных центров в районе проживания. Наиболее важной информацией для родителей являются све­дения о возможности дополнительных нарушений физическо­го и психического здоровья ребенка, способности к обучению, адекватному поведению; получению профессии и работы, перс­пектив иметь собственную семью и детей, вести независимое существование, иметь приемлемое качество жизни. Однако все эти вопросы должны обсуждаться с учетом готовности родите­лей к восприятию той или иной информации.

Среди методов изучения семьи достаточно распространен­ными стали:

· социологические опросы,

· интервьюирование

· ан­кетирование.

В психотерапевтической практике используют­ся несколько видов интервью.

Проводя интервью по генограмме, педагог-дефектолог дви­гается от представленной проблемы к более широкому семей­ному и социальному контексту; от настоящей семейной ситуа­ции к исторической хронологии семейных событий. Собирает­ся информация по следующим вопросам:

Структура семьи — имена, пол, возраст, этническая при­надлежность, религиозные воззрения, род занятий и обра­зование членов семьи, другие браки и т. д.

Родительские семьи каждого из супругов, по крайней мере, в трех-четырех поколениях, включая поколение идентифи­цированного пациента. Живы ли родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются?

♦ Другие значимые для семьи люди (друзья, коллеги по рабо­те, учителя, врачи и т. д.).

Настоящее состояние проблемы. (Как каждый видит про­блему и как реагирует на нее?)

История развития проблемы. (Когда проблема возникла? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса?)

Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.).

Реакции семьи на важные события семейной истории. (Ка­кова была реакция семьи, когда родился больной ребенок?)

Семейные взаимоотношения. (Есть ли в семье какие-либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Какие члены семьи очень близки друг другу?)

Семейные роли. (Кто из членов семьи любит проявлять о дру­гих заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто самый авторитетный?) Важно обращать внимание на ярлы­ки и клички, которые члены семьи дают друг другу. Они являются важными ключами к эмоциональным взаимоот­ношениям.

Трудные для семьи темы. (Имеет ли кто-нибудь из чле­нов семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным на­силием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сей­час?) Эти вопросы должны задаваться особенно тактично и осторожно. И если семья высказывает сильное сопро­тивление, специалист должен отступить и вернуться к ним позднее.

Используя данные генограммы, педагог может помочь чле­нам семьи преодолеть негативное восприятие друг друга. По­добное интервью может улучшить отношения членов семьи с врачом и медицинское лечение. Опрос по генограмме сфокуси­рован не только на проблемах и трудностях семьи. Он также вы­являет успехи ее членов и способы эффективной адаптации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.