Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценочные интервью




Циркулярное интервью

Интервью — прослеживание последовательностей взаимо­действия

Внаиболее простой форме «прослеживание» означает зада­вание поясняющих вопросов, делание одобрительных коммен­тариев или извлечение подробностей. Операция прослежива­ния является типичной для психолога, не навязывающего свое­го мнения. Интервью продолжается до тех пор, пока не обозна­чится полная последовательность событий. Вопросы представ­лены в безоценочной манере, психолог просто интересуется, что семья делает. Помимо диагностического значения эта техника является важнейшим элементом в процессе присоединения к семье и мягкого руководства ею в направлении нового поведе­ния.

Такое интервью также использует технологию прослежи­вания, коммуникаций с акцентом на обнаружение различий между членами семьи. Проводя интервью с семьями, оказы­вается полезным составлять упрощенную генограмму трех по­колений семьи. «Поддержка» содержит в себе элементы двух предыдущих интервью и выражается во внимательном выс­лушивании, эмпатических репликах, дополнительных воп­росах и позитивном новом определении роли члена семьи и семьи в целом. Психолог активно собирает информацию о проблемах, используя наблюдения. Он должен отметить то на­строение, с которым члены семьи приходят. Он отмечает вза­имоотношения между родителями. Когда ребенок является проблемой, часто у родителей существует несогласие втом, как его воспитывать. Психолог отмечает также, кто из взрос­лых пришел к нему неохотно. Психолог наблюдает, как ведут себя родители с ребенком. Природа задаваемых вопросов по­зволяет членам семьи «открыть» новую реальность в своих от­ношениях, что запускает изменения в системе семьи.

Оценочное интервью должно давать возможность терапевту получать информацию о семейной структуре, взаимодействи­ях, исторических корнях семьи и задачах жизненного цикла, с которыми семья не справляется в данный момент. (Более под­робно см. Черников Л. В. Интегративная модель семейной пси­хотерапевтической диагностики. — М., 1997.)

Метод анкетирования (письменный опрос)

Отличается достаточной валидностью.

Используются разные виды анкетирования: контакт­ное (сам исследователь организует анкетирование и собира­ет опросные листы), заочное (анкеты с инструкциями рас­сылаются).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей возможны разные типы анкет:

Открытая — содержит вопросы, на которые предстоит от­ветить испытуемому.

Закрытая — к вопросам даются возможные варианты от­ветов.

Смешанная — предлагаются возможные ответы и одновре­менно можно сформулировать некоторые ответы по-своему.

В литературе имеется достаточное количество методик ди­агностики типа родительских установок, супружеских отно­шений, семейного воспитания. Среди них тест-опросник роди­тельских отношений, опросник «измерения родительских ус­тановок и реакций», опросник «удовлетворенность браком», эк­спресс-метод «самодиагностика» и др.

Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга) дает возможность проанализировать отношение родителей к ребен­ку, определить базовый тип воспитания и характер восприятия матерью своей роли в жизни ребенка не только качественно, но и количественно, благодаря наличию системы шкал.

«Живая беседа», особенно предварительно структурирован­ная, может быть не менее информативной, чем анкета, при за­полнении которой возможны различные искажения. С другой стороны, метод интервью требует создания условий, располага­ющих к искренности респондентов.

При изучении семьи педагог чаще всего использует методы беседы и наблюдения.

Считается, что беседа отличается от интервью большей сво­бодой и в организации, и в содержании, неформальной атмос­ферой и отношениями между собеседниками, хотя эти разли­чия не абсолютны. Беседа может служить для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотез, возник­ших на основе изучения семейных взаимоотношений с помо­щью других методов.

Психологу важно уметь пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон). Эмпатия — это чувство понимания и сопереживания психологического состояния дру­гого человека. Суть метода — создание атмосферы заинтересо­ванного разговора, совместного решения проблемы.

Педагогу необходимо проявлять тактичность в оценке лич­ностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцен­тировать внимание на его положительных свойствах, чтобы со­здавать заинтересованность родителей во взаимодействиях со специалистами.

Педагог часто использует наблюдение как метод изучения се­мьи. Наблюдательный педагог подмечает многие особенности вза­имоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной близости, особенностях коммуника­ций. Педагог может создавать специальные ситуации для наблю­дения, в которых взрослые и дети раскрываются полнее, напри­мер, при участии семьи в подготовке и проведении праздников, развлечении, организации совместного досуга.

При этом ребенок выполняет совместно с родителями ка­кое-либо практическое задание, а педагог наблюдает и анали­зирует реакции родителей, характер их помощи, приемы сти­муляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества его работы, умение взаимодействовать с ребенком.

Для изучения родительских позиций педагог может предло­жить родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок».

Могут использоваться психотерапевтические приемы, ког­да педагог показывает родителям способы организации эмоци­онального взаимодействия с ребенком посредством арттерапии. Существуют методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется позиция родителей. В результате такого подхода родители рассматривают предлагаемые методы как собственные наработки и более охотно внедряют их в свою педагогическую практику.

В последнее время нередко применяются методы психокор­рекции, такие как психологический тренинг, в котором участву­ют члены нескольких семей, имеющих сходные проблемы. Им предлагаются задания, выполнение и совместное обсуждение которых должно помочь выработке умений и навыков, необхо­димых ценностных изменений для совместной жизни с ребен­ком с особыми потребностями, гармонизировать отношения между членами семьи. При хорошей совместимости группа участников тренинга становится группой взаимопомощи. Исключаются критика и осуждение, что создает условия для откровенности в обсужде­нии даже интимных проблем, обмена опытом, знаниями, сво­бодного выражения переживаемых чувств.

Деятельность группы может быть полностью конфиденци­альной и закрытой для посторонних. В процессе совместной работы участники таких тренингов повышают свою компетент­ность в вопросах брака и семьи, воспитания детей, стратегий выживания, что повышает их эффективность в различных сфе­рах жизни.

Каждый специалист, работающий с детьми, нуждается в объективной информации о семье, в которой воспитывается ре­бенок. Такая информация помогает педагогу оказывать влия­ние на педагогический процесс в семье, согласовывать воспита­тельную деятельность семьи и детского учреждения.

Наиболее важной является информация о:

составе семьи, профессии;

образовательном уровне родителей, других взрослых чле­нов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка;

♦ общей семейной атмосфере;

♦ семейных взаимоотношениях;

эмоциональной близости или, наоборот, автономности каж­дого члена в семье;

♦ хаотичном противоречивом характере взаимоотношений;

приоритетах воспитания детей: здоровье, развитие нрав­ственных качеств, способностей, дарований;

культурном уровне родителей;

уровне психолого-педагогических знаний, практических умений инавыков;

готовности к повышению своей компетентности;

стратегиях и тактике воспитательных воздействий;

участии всех взрослых в воспитании;

♦ степени согласованности требований к ребенку;

♦ наличии конфликтов по поводу воспитания;

♦ неравномерном распределении воспитательных функций между взрослыми членами семьи;

отсутствии в семье условий для полноценного развития ребенка;

♦ организации совместных форм деятельности в семье: ак­тивном вовлечении ребенка в семейные дела и заботы;

эпизодическом привлечении ребенка к семейным делам;

разобщенности взрослых в семейных делах, изоляции ре­бенка от семейных дел и забот;

♦ отношении семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к детскому уч­реждению, не озабочены воспитанием собственного ребен­ка, стараются переложить все воспитательные функции на детское учреждение;

сотрудничестве со специалистами: готовы — не готовы.

Во всех случаях диагностическая работа с родителями долж­на осуществляться с учетом следующих принципов:

♦ диагностическая информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;

♦ полученная информация должна быть конфиденциальной;

сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с возможно более положитель­ной оценкой вклада обоих;

♦ родителям должна оказываться помощь в определении ме­тодов и приемов воспитания детей с отклонениями в разви­тии.

Результаты диагностической работы дают специалисту информацию о возможных причинах неблагополучия в сис­теме семейного воспитания, детско-родительских отноше­ний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.