Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие системы наказаний 1 страница




Система наказаний — это установленная уголовным законом совокупность отдельных видов наказаний, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1.

Система наказаний является инструментом, позволяющим суду достичь целей наказания, выбрать и назначить справедливое наказание с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также всех обстоятельств дела.

Система наказаний в истории российского уголовного права претерпевала существенные изменения в процессе своей эволюции. Содержание и перечень отдельных видов наказания, их соотношение между собой, практика их применения менялись на различных этапах российской государственности.

Российские уголовные законы до XIХ в. знали только разрозненные виды наказаний. Первая попытка привести их в единую систему была предпринята в Проекте 1813 г., который по примеру Баварского уложения создал «строго сочлененную лестницу наказаний, разделив их все на семь родов, а каждый род на степени»2. Однако эта попытка не увенчалась успехом и в Своде законов 1832 г. содержался несистематизированный перечень отдельных видов наказания, который включал в себя:

1. казнь смертную,

2. смерть политическую,

3. лишение прав состояния,

4. телесные наказания,

5. работы,

6. ссылку,

7. отдачу в солдаты,

8. лишение свободы,

9. денежные взыскания и опись движимых имуществ в виде наказания,

10. церковные наказания.

Следующая попытка систематизации наказаний была предпринята составителями Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которые стремились, во-первых, определить содержание каждого вида наказания и его тяжесть по отношению к другим наказаниям и, во-вторых, установить в каждом виде наказаний несколько степеней, позволяющих уменьшать или увеличивать строгость этих наказаний. В результате была создана чрезвычайно сложная и суровая система (лестница) наказаний, которую современники считали «тяжелой и непригодной для использования»3.

В последующем эта система претерпела изменения, и Уголовное уложение 1903 г. содержало уже только восемь видов наказания:

1. смертную казнь,

2. каторгу,

3. ссылку на поселение,

4. заключение в исправительном доме,

5. заключение в крепости,

6. заключение в тюрьме,

7. арест,

8. денежную пеню.

Особое место в истории развития отечественной системы наказаний занимают годы советской власти. Законодатель того времени не воспользовался историческим опытом и предложил весьма оригинальную систему наказаний, построенную на идеалистических принципах. Руководящие начала уголовного права РСФСР 1919 г. содержали 15 видов наказаний. Столь широкий перечень, наряду с традиционными видами наказаний, включал в себя и общественно-нравственные меры (общественное порицание, объявление бойкота и т. п.), не являвшиеся уголовными наказаниями в собственном смысле слова.

В дальнейшем, по мере накопления законотворческого и правоприменительного опыта эта система наказаний совершенствовалась при разработке уголовных кодексов 1922 и 1926 гг. Свой окончательный вид она обрела в УК РСФСР 1960 г.:

1. лишение свободы,

2. ссылка,

3. высылка,

4. исправительные работы без лишения свободы,

5. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

6. штраф,

7. общественное порицание,

8. направление в дисциплинарный батальон — для военнослужащих,

9. конфискация имущества,

10. лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей, почетных званий и почетных грамот (ст. 21).

Смертная казнь, которую законодатель рассматривал в качестве исключительной и временной меры наказания, была выведена за пределы данной системы в отдельную статью (ст. 23).

В УК РСФСР 1960 г. все виды наказания были расположены в иерархической последовательности — от наиболее строгих к менее строгим. Тем самым уголовная политика государства изначально ориентировала судебные органы на применение более жестких мер государственного принуждения при назначении наказания.

Изменения в экономической, политической и социальной жизни современной России обусловили и изменения в карательной политике государства, которые нашли свое отражение в системе наказаний и содержании их отдельных видов.

Действующий УК РФ 1996 г. предусматривает следующую систему наказаний:

1. штраф,

2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

3. лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград,

4. обязательные работы,

5. исправительные работы,

6. ограничение по военной службе,

7. ограничение свободы,

8. арест,

9. содержание в дисциплинарной воинской части,

10. лишение свободы на определенный срок,

11. пожизненное лишение свободы,

12. смертная казнь4.

Современная российская система наказаний характеризуется следующими принципиальными особенностями.

Во-первых, она приобрела целостный и законченный вид: все виды наказаний, в том числе и смертная казнь, включены в нее. Наказуемость деяния в соответствии с ч. 1 ст. 3 УК РФ определяется только Уголовным кодексом РФ. Перечень наказаний, образующих систему наказаний, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию судебными или иными правоприменительными органами. Суд не вправе назначить осужденному наказание, не предусмотренное уголовным законом. Все виды наказания, их содержание и порядок назначения и исполнения регламентированы Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ.

Во-вторых, законодатель впервые расположил все виды наказаний в иной, чем ранее, иерархической последовательности — от менее строгих к более строгим. Это позволяет в соответствии со ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначать только в том случае, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Строгость (тяжесть) конкретного вида наказания определяется его содержанием, которое включает в себя воспитательные и карательные элементы. Например, лишение свободы на определенный срок является более строгим (тяжким) наказанием, чем обязательные или исправительные работы. Вместе с тем следует учитывать, что наряду с объективным критерием строгости (тяжести) вида наказания существует и субъективный — ответная реакция осужденного на воспитательные и карательные элементы наказания. Субъективное восприятие наказания во многом зависит от физического и психического состояния осужденного, его семейного и социального положения, наличия судимости и многих других факторов.

В-третьих, система наказаний характеризуется специфическими отношениями и взаимосвязями, цементирующими отдельные виды наказаний в единое целое. Систему наказаний нельзя рассматривать как некий итог арифметического сложения абсолютно самостоятельных и независимых друг от друга отдельных видов наказания. Качественным признаком системы наказаний являются связи и отношения, объединяющие отдельные виды наказаний в определенную целостность, единство. Эти связи и отношения проявляются в содержании и порядке назначения (исполнения) отдельных видов наказания, их иерархии, сочетаемости, взаимозаимозависимости и взаимозаменяемости. Системность уголовного наказания находит свое отражение в различных классификациях видов наказания, которые отличаются классификационными критериями и целями.

Прежде всего, в соответствии со ст. 45 УК РФ все виды наказаний подразделяются на:

· основные,

· дополнительные и

· наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных5.

Основные наказания могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. К их числу относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь (ч. 1 ст. 45 УК РФ).

Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно и назначаются лишь в сочетании с основными наказаниями. Дополнительным наказанием является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 ст. 45 УК РФ).

Остальные виды наказаний — штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяются как в качестве основных, так и в качестве дополнительных наказаний.

Другой классификацией, имеющей большое практическое и научное значение, является деление наказаний на связанные с изоляцией осужденного от общества и не связанные с изоляцией осужденного от общества. Принцип гуманизма уголовного права выражается в том, что 7 из 12 видов наказаний не связаны с изоляцией осужденного от общества.

Третья классификация связана с делением наказаний на срочные, т. е. назначаемые на определенный срок, и бессрочные. К первой группе относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок. Ко второй группе относятся штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Следует отметить особенности судебной практики на современном этапе в отношении назначения отдельных видов наказания. В 2004 г. пожизненное лишение свободы было назначено 85 осужденным. Лишение свободы на определенный срок назначено 257,2 тыс. осужденным, или 32,4 %, при этом средний срок лишения свободы составил 3,8 года.

Штраф как основная мера наказания назначен 78,2 тыс. лиц, или 9,9 % от общего числа осужденных.

Исправительные работы были назначены 36,6 тыс. лиц, или 4,6 %, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основной меры наказания — 332 лицам, или 0,04 %.

Обязательные работы назначены 616 чел., или 0,1 %.

Дополнительные меры наказания в виде штрафа назначены 2,9 тыс. осужденных, что в 2,6 раза больше, чем в 2003 г.; в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — 2,9 тыс. осужденных, что на 34 % меньше по сравнению с 2003 г6.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 2. Основные наказания

1. Обязательные работы (ст. 49 УК РФ)7.Обязательные работы как вид наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

Содержанием рассматриваемого вида наказания является принудительное и безвозмездное привлечение осужденного к общественно полезным работам без освобождения его от основной трудовой или учебной деятельности. Характер и объем выполняемой работы, условия труда не зависят от желания осужденного. Как правило, характер общественно полезных работ не требует высокой квалификации или специальной подготовки при их выполнении (уборка улиц и прилегающих территорий, погрузо-разгрузочные работы и т. п.).

Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания. Среди основных видов наказания обязательные работы являются наиболее мягким видом и применяются в основном за преступления небольшой тяжести, например, за преступления против собственности, экономические преступления и т. п.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Обязательные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, а также беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это ограничение объясняется тем, что исполнение данного вида наказания связано с осуществлением осужденным принудительной трудовой деятельности.

Назначение и исполнение наказания в виде обязательных работ несовершеннолетним характеризуется определенными особенностями. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от сорока до ста шестидесяти часов и заключаются в выполнении работ, посильных для этой категории осужденных, в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицам в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицам, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК РФ).

Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство предусматривает ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания наказания и за злостное уклонение от обязательных работ.

В первом случае инспекция предупреждает осужденного об ответственности за нарушения.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ, согласно ст. 30 УИК РФ, признается осужденный, который более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительной причины, или более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

2. Исправительные работы (ст. 50 УК РФ). Исправительные работы как вид наказания назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ).

Дореволюционное российское законодательство в качестве наказания предусматривало применение принудительных (каторжных) работ без изоляции осужденного от общества.

Советское уголовное законодательство традиционно включало исправительные работы в систему уголовных наказаний. Первоначально в законе содержалось два вида наказания: ссылка, соединенная с принудительными работами, и исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В дальнейшем исправительные работы стали подразделяться на два вида — исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, и исправительные работы, отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но обязательно в районе места жительства осужденного (ст. 27 УК РСФСР 1960 г.). Второй вид исправительных работ являлся более суровым и назначался либо лицам без определенного места жительства или без постоянной работы, либо осужденным к первому виду исправительных работ в случае их уклонения от отбывания этого вида наказания.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. первоначально сохранил в системе наказаний исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, но отказался от исправительных работ, отбываемых в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора. В дальнейшем Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (с изм. от 11 марта 2004 г.) существенным образом изменил содержание этого вида наказания, изложив ст. 50 УК РФ в действующей редакции.

Исправительные работы относятся к числу наиболее распространенных наказаний, предусмотренных российским уголовным законодательством. Более 90 статей или частей статей Особенной части УК РФ в своих санкциях содержат рассматриваемый вид наказания. Вместе с тем анализ судебной практики выявляет тенденцию сокращения применения судами этого вида наказания.

Карательное воздействие рассматриваемого вида наказания состоит, во-первых, в ограничении трудовых прав осужденного. Осужденный принудительно привлекается к труду. Он не имеет права уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, срок отбывания исправительных работ не засчитывается в общий трудовой стаж. Во-вторых, учреждения, ведающие исполнением этого вида наказания, с учетом личности осужденного и с целью предупреждения совершения им новых преступлений вправе устанавливать дополнительные запреты и ограничения. Таковыми могут быть запрет покидать место жительства в выходные дни, обязанность осужденного являться в уголовную инспекцию для регистрации и т. д. В-третьих, карательное воздействие исправительных работ проявляется в ограничении имущественных интересов осужденного. В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка от 5 до 20 %. Размер вычетов из заработка осужденного определяется в каждом конкретном случае судом с учетом тяжести совершенного преступления, личности виновного, размера его заработка, состава семьи, наличия иждивенцев и т. п.

Исправительные работы могут быть назначены только в качестве основного вида наказания и только в тех случаях, когда они предусмотрены санкциями статей Особенной части УК. Исправительные работы относятся к срочным видам наказания: они могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работает и из его заработной платы производятся удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработает указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то отбывание исправительных работ продлевается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (ч. 2 ст. 42 УИК РФ). В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним, в соответствии с законом, сохранялась заработная плата. В случае наступления беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Вместе с тем в срок наказания не засчитываются:

1. время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, когда это было вызвано уважительными причинами;

2. время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;

3. время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

4. время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Несовершеннолетним исправительные работы назначаются на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).

Одним из условий эффективности этого вида наказания является постоянный контроль за осужденным. Если это условие не обеспечивается, то вероятность достижения целей наказания резко уменьшается. Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции. Осужденные к исполнительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (решения, постановления) (ч. 2 ст. 39 УИК РФ).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администраций, в которых работают осужденные; проводят воспитательную работу с осужденными и т. п.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными инспекциями. Они не вправе отказаться от предложенной работы.

Во время отбывания наказания осужденному администрацией предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется очередной отпуск продолжительностью 18 дней.

В силу своей специфики исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

За хорошее поведение и добросовестный труд осужденные к исправительным работам могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за нарушения порядка и условий отбывания этого вида наказания к осужденным могут применяться взыскания, в том числе в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ закон признает (ч. 3 ст. 46 УИК РФ) осужденного в двух случаях:

o во-первых, осужденного, допустившего повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за:

§ неявку на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции,

§ неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин,

§ прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

o во-вторых, скрывшегося с места жительства осужденного, местонахождение которого неизвестно.

3. Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ). Ограничение по военной службе в качестве наказания впервые предусмотрено УК РФ 1996 г. Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 51 УК РФ).

Ограничение по военной службе может быть назначено только в качестве основного наказания на срок от трех месяцев до двух лет и в качестве такового предусмотрено законодателем в санкциях более 20 статей УК РФ.

Особенности данного вида наказания заключаются в том, что ограничение по военной службе может быть применено:

o только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и

o только за совершение ими преступлений против военной службы либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Сочетание карательных и воспитательных элементов ограничения по военной службе достаточно специфично.

Во-первых, из денежного довольствия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, производятся удержания в доход государства в размере, определяемом приговором суда, но не свыше 20 %. Минимальный размер удержаний в отношении этой категории осужденных законом не определен. Размер удержаний исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных выплат (ст. 144–145 УИК РФ).

Во-вторых, в период отбывания данного вида наказания осужденный не может быть повышен в должности, а также воинском звании. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

В-третьих, время отбывания рассматриваемого вида наказания не засчитывается в срок выслуги лет, необходимой для присвоения очередного воинского звания.

И, наконец, в-четвертых, на командира воинской части в соответствии со ст. 146 УИК РФ возложена обязанность проведения воспитательной работы с осужденными военнослужащими с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе.

Контроль за исполнением данного вида наказания возложен на командира воинской части, который обязан не позднее трех дней после получения из суда приговора, вступившего в законную силу, издать приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания (ст. 143 УИК).

В случае неисполнения приговора суда об осуждении военнослужащего к ограничению по военной службе командир воинской части или подчиненные ему должностные лица несут ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ.

4. Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) 8. Ограничение свободы состоит в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора восемнадцати лет, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.