Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий




Из примечания 1 к ст. 285 УК РФ следует, что уголовная ответственность за данное преступление и иные преступления, предусмотренные в этой главе, может наступить только в том случае, если злоупотребление служебными полномочиями совершено лицом, занимающим должность в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ или иных воинских формированиях РФ. Следовательно, из числа органов, организаций и учреждений, в которых может быть совершено комментируемое преступление, исключаются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы и другие организации, не являющиеся государственными или муниципальными, а равно иностранные фирмы и организации.

Лица, совершающие злоупотребление служебным положением в перечисленных выше объединениях и предприятиях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, подлежат ответственности по ст.201 УК с учетом примечаний к ст. 285 УК РФ о порядке уголовного преследования за такие деяния.

Рассматриваемое преступление может быть совершено и в государственном или муниципальном учреждении, т.е. в организациях, создаваемых государством или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Рассматриваемое преступление может быть совершено также в Вооруженных Силах РФ или других воинских формированиях РФ.

Уголовную ответственность влечет использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Круг служебных полномочий определен соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в которых формулируются права и обязанности лица, занимающего соответствующую должность.

Под использованием своих служебных полномочий понимаются такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Не являются таким использованием действия лица, не связанные с его правами и обязанностями по службе, например использование своего авторитета. Таким образом, новый УК положил конец дискуссии по этому вопросу: использование должностным липом своего авторитета (в том числе «телефонное право») есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет.

Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы понимаются действия, которые совершаются должностным лицом в пределах своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться как путем активного поведения, так и путем бездействия.

Состав преступления окончен тогда, когда действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Такой вред может выражаться в причинении материального ущерба или иного вреда, например в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета соответствующего органа, создании помех и сбоев в его работе, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.д. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием), отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.

Признак «существенности» причиненного вреда — оценочное понятие, зависящее от обстоятельств конкретного дела. Материальный ущерб, причиненный должностным лицом, может быть исчислен в денежном выражении, всякий иной вред оценивается судом с учетом степени влияния неправомерного поведения должностного лица на нарушение нормальной работы соответствующего органа, тяжести причиненного морального или физического вреда гражданам либо интересам соответствующей организации.

Для уголовной ответственности за данное преступление должна быть установлена умышленная вина, т.е. должностное лицо должно осознавать, что использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидеть, что своими действиями (бездействием) причиняет вред законным интересам граждан, организаций, обществу или государству, и желать или сознательно допускать причинение такого вреда либо безразлично к этому относиться. Должностное лицо может не предвидеть конкретной формы такого вреда, например подрыва авторитета соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, для уголовной ответственности достаточно, если такое предвидение имело место в общей форме.

Уголовная ответственность может наступить лишь в том случае, если злоупотребление должностными полномочиями было совершено лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. Мотив корыстной заинтересованности предполагает желание незаконно получить деньги, имущество, материальные блага или иную имущественную выгоду либо желание путем злоупотребления своим должностным положением освободиться от выплат материальных обязательств — возмещения ущерба, уплаты долга за счет организации, в которой лицо занимает должность, либо за счет обслуживаемых этой организацией граждан. В тех случаях, когда должностное лицо путем злоупотребления своими должностными полномочиями завладевает чужим имуществом, вверенным ему на законном основании, оно должно отвечать за хищение.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д. Иная личная заинтересованность может быть вызвана желанием извлечь выгоду для себя лично или для другого лица, в судьбе которого должностное лицо было заинтересовано.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть, во-первых, только государственный служащий, во-вторых, только тот государственный служащий, который является должностным лицом в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ. Следовательно, по рассматриваемой статье не могут нести ответственность те лица, которые руководят той или иной производственной деятельностью или отдельным участком такой производственной деятельности, осуществляют планирование, поддержание трудовой дисциплины, как, например, начальники цехов, заведующие отделами, мастера, а также руководители снабженческих отделов, заведующие складами, магазинами, ателье и т.д. В этой части п.«б» и «в» ст.2, а также ст.3 и 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г. следует признать устаревшими.

Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает более строгую уголовную ответственность в том случае, если злоупотребление должностными полномочиями совершено лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК РФ и ст.1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» лицами, занимающими государственную должность РФ, являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и другие высшие должностные лица РФ, входящие в категорию «А».

Часть 3 ст. 285 УК РФ в качестве особо квалифицирующего обстоятельства называет наступление тяжких последствий. С учетом разъяснения, данного в п.10 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, причинение особо крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным должностным лицом злоупотреблением служебным положением.

Должностное лицо, хотя и допустившее должностное злоупотребление. но действовавшее в условиях правомерного обоснованного риска, исполнения обязательного приказа или распоряжения, при соблюдении условий, указанных в этих статьях, уголовной ответственности не подлежит.

Если действия должностных лиц не были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности или не повлекли существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, такие лица не подлежат уголовной ответственности, но их действия могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок с назначением соответствующего взыскания.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 286 УК РФ, является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. В п.11 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г. сказано, что различие между этими должностными преступлениями состоит в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а при превышении должностных полномочий оно совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Отличие ст. 286 УК РФ от прежнего законодательства в основном касается квалифицирующих признаков этого преступления.

Для установления признаков комментируемого преступления необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определены положением, инструкцией, уставом, приказом или иным нормативным актом.

Превышение должностных полномочий имеет место в том случае, если действия этого лица связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей, в противном случае такое должностное лицо отвечает на общих основаниях.

Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению указанного выше постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990г., могут быть:

а) действия, относящиеся к полномочиям другого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;

б) действия, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств, например с согласия вышестоящего начальника;

в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить.

Признак «явного» нарушения означает очевидность, бесспорность выхода совершаемых действий за пределы собственных полномочий.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. На практике эти последствия чаще всего выражаются в причинении насилия гражданам, ущемлении их законных прав, а также в ущемлении авторитета того органа, который представляет виновное должностное лицо. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.

Данное преступление влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия явно, т.е. очевидно для него самого, выходят за пределы предоставленных ему полномочий. Мотив преступления для квалификации значения не имеет. Чаще всего практика сталкивается с мотивами, вытекающими из ложно понятых интересов службы, карьеризма, но могут быть также мотивы мести, личной неприязни и др.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо из числа государственных служащих.

В ч.2 ст. 286 УК РФ сформулировано новое, не известное ранее квалифицирующее обстоятельство — превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления.

В ч.3 ст. 286 УК РФ предусмотрены три особо квалифицирующих обстоятельства. Частично они были известны и прежнему законодательству, но новый УК сформулировал их более точно, с учетом современной практики.

Насилие, о котором говорится в законе, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязаниях, а также в лишении его свободы. УК 1996г. говорит не только о фактическом применении такого насилия, но и об угрозе его применения, т.е. о психическом насилии. В этом отношении новый УК восполнил пробел, имевшийся в прежнем законодательстве.

Если насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют дополнительной квалификации по совокупности со ст.111 или 105 УК РФ.

Новый УК внес уточнение и в формулировку другого особо отягчающего обстоятельства, указав в ч.3 ст.286 не только на применение оружия, но и на применение специальных средств.

Указание на причинение тяжких последствий — новый особо квалифицирующий признак, не известный ранее. Таким последствием может явиться причинение потерпевшему смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.