КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конст-правовые основы судебной власти РБ
Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет три основные функции. · осуществление правосудия (для Конституционного Суда – осуществление конституционного правосудия путем контроля за конституционностью нормативных актов). · судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан. · судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов». Судебной власти уделено значительное внимание в Конституции Республики Беларусь. Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что: · государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6); · каждому гарант защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом; · судебная власть принадлежит судам (ст.109); · образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109); · судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону · правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112); · дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113); · разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114); · правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114); · обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115); · право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115); · возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнит и распорядит органов, ограничивающие их права, свободы и интересы. В Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» кроме уже отмеченных основных начал судебной власти специально выделяется принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств (ст.5), а также указывается на право граждан выступать в суде на родном языке (ст.10) и пользоваться квалифицированной юридической помощью (ст.12). Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные. Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Беларусь.
33. Конст суд РБ: порядок формирования, фун-ния, компетенция. Конституционный Суд Республики Беларусь (КС РБ) формируется в количестве 12 судей. Судьями являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС. КС правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Судьей КС может быть назначен гражданин РБ, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи -70 лет. Судьи КС назначаются на 11 лет и могут быть избраны на новый срок. Судья КС вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге судьи КС приводятся Президентом РБ. КС формируется в следующем порядке: • 6 судей назначаются Президентом РБ; • 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель КС назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики из числа судей КС сроком на 5 лет. Заместитель Председателя КС избирается КС из состава судей КС по представлению Председателя КС сроком на 5 лет. КС по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения: · о соответствии законов, декретов и указов През РБ, международных договор и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ; · о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента РБ, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ; · о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента РБ; · о соответствии актов любого другого гос-ного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента РБ. По вопросам конституционности нормативных актов КС принимает заключения, а по иным вопросам, входящим в его компетенцию - решения. Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению КС не соответствующими Конституции РБ или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов. В случаях, предусмотренных Конституцией, КС по предложению Президента РБ дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции РБ. КС наделен рядом дополнительных полномочий: · осуществляет обязательный предварительный контроль констит всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом РБ Национального собрания; · излагает позицию о констит международных договоров (до их подписания); · дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; · излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |