Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ведомственные нормативные акты в системе регулирования уголовно-процессуальной деятельности 2 страница




Более подробно следует охарактеризовать роль суда в уголовном судопроизводстве, который, с одной стороны, осуществляет функцию рассмотрения дела по существу, а, с другой стороны, должен создать сторонам все необходимые условия для успешной реализации ими своих полномочий в судебном заседании.

При рассмотрении порядка постановления и провозглашении приговорадолжны быть освещены понятие, значение и свойства приговора, основные требования, предъявляемые к приговору, а также перечислены виды приговоров, предусмотренные УПК РФ. При этом необходимо более подробно остановиться на следующих моментах.

Во-первых, должно быть охарактеризовано преюдициальное, процессуальное, а также социальное значение вступившего в законную силу приговора суда (судьи).

Во-вторых, раскрывая сущность требований, предъявляемых к приговору, необходимо не только определить, что подразумевается под законностью, обоснованностью и справедливостью приговора, но и остановиться на их соотношении и взаимодействии.

В зависимости от ответа на вопрос о виновности лица, приговоры делятся на оправдательные и обвинительные. Последние, в свою очередь, подразделяются на приговоры с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным, обвинительные приговоры с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а также обвинительные приговоры без назначения наказания. В ответе следует дать характеристику каждого вида приговора и отразить присущие ему характерные черты.

Приговор состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной, резолютивной. Требования, предъявляемые к содержанию каждой из названных частей, закреплены в ст. ст. 304-306 УПК РФ.

При постановлении приговора суд должен принять решения по вопросам, перечень которых определяет закон. В частности, суд в приговоре решает: имело ли место деяние и каким уголовным законом оно предусмотрено, совершил ли это деяние подсудимый, виновен ли он в совершении преступления, а также иные вопросы, перечисленные в ст.ст.306, 308 УПК РФ. Развернутая характеристика этих вопросов должна быть представлена в работе.

 

При изучении темы: «Производство в суде присяжных» необходимо помнить о том, что институт суда присяжных был известен правовой системе дореволюционной России. Поэтому следует говорить не о рождении, а о возрождении суда присяжных в нашей стране. Это особая форма судебного разбирательства уголовных дел. Суть ее заключается в том, что 12 выбранных методом случайной выборки присяжных заседателей самостоятельно на основании рассмотренных в суде доказательств постановляют вердикт о виновности или невиновности подсудимого, на основании которого профессиональный судья выносит приговор.

Давая общую характеристику суда присяжных, необходимо отметить, что институт суда присяжных введен в действие во всех субъектах Российской Федерации кроме Чечни с 1 января 2004 года. В соответствии со ст. 20 Конституции РФ на территории Российской Федерации смертная казнь не будет применяться, пока суд присяжных не начнет функционировать на территории всей страны. Следует остановиться и на процессуальном статусе присяжных заседателей, распределении компетенции между ними и профессиональным судьей.

К числу особенностей производства в стадии подготовки к судебному заседанию относятся: особенности содержания решений о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей и других постановлений, а также особенности подготовки к рассмотрению дела судьей с участием присяжных заседателей.

Специфика судебного разбирательства дела судом присяжных обусловлена довольно широким кругом вопросов, которые предпочтительнее сгруппировать с позиции деления указанной стадии на этапы (подготовительная часть судебного заседания, судебное следствие, судебные прения и т.д.).

При изучении темы «Производство в суде второй инстанции» студент обязан обратить внимание на то, чтоЗаконодательное закрепление института мировых судей сопровождалось введением апелляционного производства. В соответствии с положениями УПК РФ (п.53 ст.5) апелляционное производство наряду с кассационным образуют содержание производства в суде второй инстанции, вследствие чего и апелляционное, и кассационное производства обладают многими схожими чертами.

Общая характеристика производства в суде второй инстанции предполагает освещение следующих аспектов темы: понятие апелляционного и кассационного производства, их значение, предмет обжалования, субъекты, обладающие правом обжалования и опротестования в суде второй инстанции, основания пересмотра, а также основные черты апелляции и кассации по действующему уголовно-процессуальному законодательству.

Учитывая специфику, присущую производству в суде второй инстанции, следует также раскрыть основания отмены или изменения приговора в суде второй инстанции.

Общая характеристика стадии надзорного производства связана с раскрытием следующих вопросов: сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора; основания пересмотра судебных решений в надзорном порядке; субъекты надзорного обжалования и опротестования; особенности надзорного производства; суды надзорной инстанции.

Данную стадию процессуалисты относят к числу исключительных стадий уголовного судопроизводства. Однако, необходимо иметь в виду, что исключительность надзорного производства определяется особенностями данной стадии, а не наличием специальных оснований для принесения протеста и отмены или изменения судебного решения после вступления его в законную силу.

Надзорное производство включает в себя несколько этапов. Их характеристика, а также сроки, в течение которых возможно осуществление надзорного производства, должны быть раскрыты при написании второго пункта плана курсовой работы. При этом следует обратить особое внимание на Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива «Содействие», общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан» от 11 мая 2005г. №5-П (Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 22. – Ст.2194), согласно которому признана не соответствующей Конституции РФ ст.405 УПК РФ. Ответ на вопрос о том, в какой части указанная норма признана неконституционной должен быть отражен в курсовой работе.

В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд выносит определение (судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации), либо постановление (президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа). Определение и постановление должны быть законными и обоснованными и содержать основания и мотивы принятого решения.

Раскрывая содержание надзорного производства, необходимо особое внимание уделить пределам прав суда надзорной инстанции, а также остановиться на вопросе о возможности внесения повторных надзорных жалоб или представлений.

Своя специфика имеется и при изучении вопросов, связанных с исполнением приговора. В стадии исполнения приговора осуществляются лишь те действия и принимаются те решения, которые носят процессуальный характер и регламентируются уголовно-процессуальным законом. Вся иная деятельность по фактическому исполнению приговора лежит за пределами уголовно-процессуального права.

Раскрывая содержание и значение стадии исполнения приговора, необходимо охарактеризовать признаки, присущие данной стадии уголовного судопроизводства, к которым относят специфику задач, стоящих перед указанной стадией, определенный круг участвующих субъектов (например, осужденный, его защитник, администрация исправительного учреждения), особенности процессуального порядка, специфика вопросов, разрешаемых судом на данной стадии.

В зависимости от того, каким образом суд решит вопрос о виновности подсудимого закон выделяет обвинительные и оправдательные приговоры. Кроме того, суд полномочен промежуточные решения оформлять постановлениями и определениями, которые также (за некоторым исключением) могут быть пересмотрены в суде второй инстанции. Момент вступления решения суда в законную силу определяется его видом, что и должно найти свой отражение в ответе.

Характеризуя порядок приведения приговора в исполнение, следует раскрыть сроки, в течение которых вынесенный приговор приводится в исполнение, отразить компетенцию суда, исполняющего приговор, а также обязанности органов, на которые возложено фактическое исполнение наказания.

При изучении темы «Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств как стадия уголовного судопроизводства», прежде всего, следует обратить внимание причины отнесения возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств к исключительным стадиям уголовного судопроизводства. Так, на данной стадии процесса соответствующий суд производит проверку приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в связи с обнаружением новых, неизвестных ранее обстоятельств, повлиявших на законность, обоснованность или справедливость вынесенного судом приговора.

УПК РФ основания возобновления производства по уголовному делу классифицирует на две группы: вновь открывшиеся и новые обстоятельства. В работе следует дать определения, раскрыть специфику указанных оснований и сопоставить их между собой. Для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств закон устанавливает специальные сроки, которые зависят от вида вынесенного судом приговора (обвинительного или оправдательного), подлежащего пересмотру. Характеризуя порядок возобновления уголовных дел, следует указать и поводы к возбуждению дела в таком порядке, лиц, обладающих правом возбуждения производства и его основания. В курсовой работе должен найти свое отражение и вопрос о судах, рассматривающих дела в указанном порядке, их полномочиях и правовых последствиях рассмотрения дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

При восприятии темы «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» студент должен обратить внимание на то, чтоэто особое производство, выделение которого обусловлено спецификой субъекта преступления.

Вопросы правовой защищенности несовершеннолетних, вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения, имеют большое значение. Поэтому в курсовой работе следует дать характеристику «Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» 1985 года, так называемых «Пекинских правил» (Сов. юстиция. -1991. - №№12,13,14). Многие положения указанного международного акта, нашли свое закрепление в нормах действующего УПК РФ, регулирующих производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает также вопрос о тенденциях становления института ювенальной юстиции, ее роли и социальном назначении в обществе.

Специфика досудебных стадий производства по делам в отношении несовершеннолетних находит свое проявление, прежде всего, в предмете доказывания по данной категории уголовных дел, в особенностях прекращения уголовных дел, особенностях выполнения отдельных процессуальных и следственных действий с участием несовершеннолетних, а также в особенностях применения к ним мер уголовно-процессуального принуждения. Кроме того, по делам несовершеннолетних участие защитника в деле является обязательным.

Стадия судебного разбирательства характеризуется тем, что по мотивированному постановлению судьи (определению суда) дело несовершеннолетнего подсудимого может слушаться в закрытом судебном заседании. Интересны полномочия суда при рассмотрении уголовных дел данной категории. Так, суд вправе применить принудительные меры воспитательного воздействия, если будет установлено, что несовершеннолетний может исправиться без применения к нему уголовного наказания. Эта и другие особенности стадии судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должны найти свое отражение в ответах студентов.

При изучении темы «Производство о применении принудительных мер медицинского характера»необходимо обратить внимание на то, что производство о применении принудительных мер медицинского характера - это особое производство, обусловленное спецификой субъекта преступления.

Общая характеристика производства о применении принудительных мер медицинского характера включает в себя его сущность и значение, а также основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера. При этом следует помнить, что вопрос об условиях применения принудительных мер медицинского характера лежит за пределами уголовно-процессуального права и не входит в предмет рассматриваемого вопроса.

Среди вопросов, касающихся общей характеристики рассматриваемого особого производства, отдельного рассмотрения требует процессуальное положение лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. При этом, следует обратиться к анализу Постановления Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007г. «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева» (Собрание законодательства РФ. – 2007. – №48 (2 ч.). – Ст. 6030), признавшего неконституционным отсутствие у такого лица каких-либо процессуальных прав, реализация которых способствовала бы в процессе реальной защите его законных интересов.

Иные особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера находят свое проявление на судебных стадиях процесса: при осуществлении судьей подготовки к судебному заседанию и непосредственно на стадии судебного разбирательства материалов уголовного дела.

Давая характеристику производства о применении принудительных мер медицинского характера, необходимо раскрыть основания и порядок отмены или изменения назначенной судом принудительной меры медицинского характера.

Новым для изучаемой дисциплины является введение темы «Особенности производства по уголовным деламв отношении отдельных категорий лиц». Подобное обусловлено тем, чтоОсобенности функций, выполняемых в государстве некоторыми должностными лицами, обусловливает необходимость предоставления им дополнительных гарантий для эффективного исполнения возложенных обязанностей и защиты от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Необходимо отметить, что ст.447 ПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, на которых распространяются правила, закрепленные в Главе 52 УПК РФ. Перечисленные в уголовно-процессуальном законе категории таких должностных лиц являются предметом исследования и анализа в первой части курсовой работы.

В целях предупреждения незаконного и необоснованного уголовного преследования отдельных категорий лиц закон устанавливает специальные правила возбуждения уголовных дел и производства процессуальных действий в их отношении. Эти особенности должны быть раскрыты в курсовой работе с учетом Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007г. № 87-ФЗ, ликвидировавшего полномочия прокурора по возбуждению уголовных дел в отношении определенной категории лиц.

Особое место при изучении дисциплины «Уголовный процесс» занимает тема «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства».Впервые вопросы международного сотрудничества в уголовно-процессуальной сфере общественных отношений в систематизированном виде нашли свое разрешение в УПК РФ. В ходе изучении данной темы студент обязан произвести анализ следующих групп вопросов: порядок направления запроса о правовой помощи, его форма и содержание; порядок исполнения запроса о правовой помощи либо об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации.

В связи с развитием института допустимости доказательств в российском уголовном судопроизводстве при оказании правовой помощи особое значение приобретает правильное решение вопроса о юридической силе доказательств, которые были получены на территории других государств. Этой проблеме также следует уделить внимание при написании курсовой работы.

Раскрывая сущность уголовно-процессуальной деятельности, связанной с выдачей лица для уголовного преследования или исполнения приговора, необходимо проанализировать следующие вопросы: основания направления Российской Федерацией запроса о выдаче лица, его содержание; порядок исполнения аналогичного запроса, поступившего в Российскую Федерацию на основании международного договора Российской Федерации или принципа взаимности; возможность обжалования решения о выдаче лица и проверка его законности и обоснованности. При этом также должны быть раскрыты в работе пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации.

 


Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента складывается из анализа содержания нормативных документов и законодательной базы по исследуемым вопросам в целом, а также путем самостоятельного решения предложенных в учебно-методическом пособии тестовых занятий.

Вопросы, которые выносятся на самостоятельное изучение студентами, касаются исследования исторических аспектов формирования уголовно-процессуального законодательства, а также сравнительно-правового анализа зарубежного и российского уголовно-процессуального законодательства.

Одной из форм изучения уголовно-процессуального права, наряду с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, является самостоятельная работа слушателей – написание контрольных и курсовых работ, участие в научных конференциях, изучение нормативных и научных источников.

Написание курсовой работы является дополнительной формой контроля за освоением слушателями учебного материала по особенной части уголовного процесса, проверки уровня знаний, умений и навыков самостоятельной работы слушателя, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ изученных нормативных актов и литературы, отражается позиция автора по спорным вопросам темы.

Курсовая работа является самостоятельным исследованием по избранной теме, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки уголовного процесса и практики правоприменения в сфере уголовного судопроизводства. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.

Данный вид работы (курсовая работа) представляет собой систематизированное, достаточно полное и логическое изложение соответствующей проблемы дисциплины «Уголовно-процессуальное право» на основе определенного перечня библиографических источников, анализа уголовно-процессуальной деятельности.

Структура курсовой работы раскрывает требования к построению ее содержания.

Во введении (3-4 страницы) студент отражает актуальность и значимость темы, ее обоснование, формулирует цель и задачи, объект и предмет курсовой работы и производит краткий анализ литературы, посвященной теме.

Объем основной содержательной части составляет 25-28 страниц. Она состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы.

В ней студент раскрывает сущность и содержание вопросов темы на основе самостоятельного изучения литературы и материалов практических подразделений ОВД, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе, формулирует выводы по каждому из изложенных вопросов.

Кроме того, при изложении теоретической части необходимо использовать научный аппарат: ссылаться на позиции тех процессуалистов, которые работали по данной теме, указывая в сносках конкретные источники (фамилию, инициалы автора, название монографии или статьи, издательство, город и год издания и страницу, на которой то или иное мнение изложено). Значительную помощь в раскрытии содержания данной части работы окажут публикации в юридических журналах, где отражается как позиция ученых, так и практических работников. В этом случае необходимо указать наименование журнала, год издания, его номер и страницу.

Таким образом, при указании ссылок на цитируемые положения используемой литературы и статистических данных необходимо руководствоваться правилами ГОСТа Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка».

Заключение (2-3 страницы) раскрывает актуальность полученных знаний для практической деятельности, оно должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения о совершенствовании закона и практики его применения.

Работа завершается списком использованной литературы – перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий) с указанием выходных данных по ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.