Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы защиты безнадзорных и беспризорных детей




Действующая на сегодня в России система защиты прав несовершеннолетних в основном сформировалась с принятием в 1998 г. Государственной думой 2-х законов: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 24.07.1998 N 124-ФЗ и ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". от 24.06.1999 N 120-ФЗ

Именно эти два федеральных закона являются правовой основой не только для профилактики правонарушений несовершеннолетних, но и для применения ювенальных технологий, На их основе принимается региональное законодательство и работают правоохранительные органы, органы исполнительной власти на местах, в том числе органы опеки и попечительства.

На основании этих законов приняты региональные законы в основном по профилактике преступлений несовершеннолетних, различные подзаконные (ведомственные) нормативные акты, которые и создают сложившийся механизм защиты прав несовершеннолетних (ювенальные технологии). Сейчас действуют различные так называемые подзаконные нормативные акты - это ведомственные документы. Например, разостланы в регионы для применения Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми (при письме Минобрнауки от 10.03.2009 г № 06-224) или в Московской области издана и действует «Инструкция о порядке взаимодействия служб системы профилактики по выявлению и принятию мер к устройству и оказанию государственной помощи беспризорным, безнадзорным, несовершеннолетним правонарушителям и семьям, оказавшимся в социально-опасном положении».

Эти региональные законы и тем более подзаконные акты практически не известны не только населению, но даже основной массе юристов. Их трудно найти, надо иметь доступ к дорогостоящей правовой региональной базе Консультант-плюс.

Самое печальное, что анализ этих законов позволяет сказать: реальный механизм защиты прав ребенка в России практически отсутствует и что вышеупомянутые законы и подзаконные акты в области прав несовершеннолетних являются правовой основой нынешней ситуации правового беспредела в отношении семей и их несовершеннолетних.

Итак, о двух основных федеральных законах: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка «№ 124 и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120.

Что касается закона «Об основных гарантиях прав ребенка», то можно сказать, что это рамочный закон, который действуя уже 12 лет не решил вопросов защиты прав ребенка ни в области образования, ни в области здравоохранения, не защитил право ребенка на информационную безопасность, то есть в области СМИ. Права ребенка в этих областях решаются на уровне федеральных законов «О СМИ», «Об образовании», Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» и принятых в их развитие подзаконных актах. Механизм защиты прав ребенка и семьи в них не прописан. Все попытки принять законодательные акты непосредственно направленные на широкую защиту прав ребенка замалчиваются или попросту блокируются.

Например, попытки решить в Государственной думе вопрос об информационной защите ребенка ни к чему не привели. Максимум на что готовы законодатели дать маркировку об ограничении возраста детей при просмотре той или иной вредной для ребенка продукции (порно, эротика, жестокость). Но попробуйте ребенка отправить в интернет для просмотра, к примеру, сайта по истории государства Российского, как он во всей красе увидит всплывающие окна порносайтов с самой мерзкой порнопродукцией. От порнографической продукции защиты ребенку нет и лукавый «совет»: «выключи кнопку» не работает.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» уже давно лишили родителей права самостоятельно решать вопросы о лечении своих детей в возрасте от 15 до 18 лет. Например, лечение ребенка - наркомана от 16 до 18 лет решается с его согласия. Протесты против ЕГЭ ученых, родителей, педагогов привели к обратному результату: к тому, что ЕГЭ вышел из стадии эксперимента и принят за основную систему сдачи экзаменов в школе, но уже не только в выпускных классах, но и на других уровнях образования. Проект нового закона РФ «Об образовании» вообще предлагает ограничить право родителей на выбор формы образования и лишить детей их нынешнего права на домашнее (семейное) обучение. Все в школу, или в «города для детей», всех - под один гребешок, будут обучать новым нормам гуманистической морали, толерантности, свободы от родителей и семьи, так как нам это предлагают «новаторы» - авторы «Форсайт-проекта Детство - 2030» Пока еще не все дети обязаны ходить в детский сад, а ведь идея обязательного дошкольного образования уже была заявлена, но пока не прошла, скорее всего из-за нехватки детских садов и специализированных помещений в школах. Получается наша бедность пока помогает нам сохранить для дошколят право на семейное воспитание.

Регионы сделали, что могли в развитие федерального законодательства в области гарантий прав ребенка. Есть кое-что. Закон Московской области, принятый во исполнение федерального закона № 124 называется «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области», аналогичные есть в других регионах. Данный областной закон касается контроля за нахождением детей в местах, в которых нахождение детей не разрешается: бары, пивные, иные места, которые могут причинить вред, налагает запрет на нахождение ребенка с 23 до 6 утра без сопровождения родителей. Есть законы в некоторых регионах о запрете продажи продукции сексуального характера или алкоголя в таких-то метрах от школы и тому подобное. Это все, что реально можно сделать на местах при отсутствии единого федерального законодательства по защите прав ребенка в области образования, здравоохранения, СМИ, социальных гарантий, гарантий прав на воспитание в семье. Все просто: делегировано регионам решать вопросы гарантий защиты прав ребенка, они пусть и решают, как могут...

Стал активно реализовываться на местах закон № 120 «Об основах профилактики правонарушений несовершеннолетних». Именно он, как наиболее жизненный и подкрепленный механизмами реализации через исполнительные и властные структуры в лице органов опеки и попечительства, Комиссий по делам несовершеннолетних и органов МВД и прокуратуры стал «работать» не только при решении вопросов профилактики правонарушений, но и при решении вопросов, контроля над семьей и реализации ювенальных технологий.

Посмотрим, на его содержание и сформулированные в нем понятия.

Безнадзорный -несовершеннолетний ,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. ( Внимание! понятие ненадлежащего исполнения обязанностей и каких именно обязанностей в законе отсутствует, так же как отсутствует в нем и размер, и форма содержания детям, что означает возможность любого толкования данных положений, что, впрочем, уже и делается)

Беспризорный - он же и безнадзорный, только еще не имеющий места жительства и (или) места пребывания (например у ребенка, как и у родителей нет регистрации по каким-то причинам); Закон сразу же делает ребенка, то есть несовершеннолетнего, находящимся в социально опасномположении. Таким лицом признается лицо ввозрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (Внимание! Это означает, что опасностью для здоровья может быть: не убранный неопрятный дом, ну а вши - это уже почти что эпидемия. Выбил стекло, толкнул одноклассника, сорвал урок или с ярким шарфом в черных ботинках кричал лозунги болельщиков-фанатов на стадионе и возле него - все это может расцениваться как правонарушение и антиобщественное поведение. Общественно опасен ребенок значит общественно опасна семья, его воспитывающая. Все сразу на учете и под контроль. Санкции известны: родителям - лишение родительских прав, уголовная ответственность родителя на неисполнение обязанностей по воспитанию (статья 156 УК РФ), ну а детям - насильственное пребывание в больнице, для начала, затем приют, детский дом, затем или опека и приемная чужая семья, а в конце возможно и детская колония.)

Семья,находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Итак, почему вышеуказанные федеральные законы, призванные защитить ребенка и семью не дает положительных результатов и, наоборот, работают против семьи?

Их недостатки очевидны: отсутствие четких правовых понятий и введение расплывчатых понятий: таких как семья в социально опасном положении; отсутствие регламентов деятельности структур, задействованных в работе с детьми, семьей; не обеспеченность гарантий защиты конституционных прав личности на защиту семьи, частную жизнь, личную и семейную тайну; криминализация без достаточных оснований естественного права родителя на воспитание своего ребенка методом принуждения (насилия) и следовательно нарушения принципа презумпции невиновности.

В итоге работа строиться на подзаконных актах, разнообразных ведомственных актах, методических письмах, рекомендациях, которые не известны населению, которого они касаются.

В заключении можно указать на то, что и прокурорские проверки действия ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обращают внимание на то, что «практика применения Закона о профилактике в Москве, Московской, Владимирской, Кемеровской, Томской, Тамбовской, Новосибирской областях показала, что уже с первых дней обозначились его слабые стороны: несовершенство отдельных норм, необходимость дополнительного нормативного регулирования. Нет единообразного толкования и применения Закона (по материалам совместной статьи Н.Волковой - заместителя начальника управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ и О. Величко, доцента Института повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ)

Характерно, что прокуратура заботится о соблюдении прав ребенка, но сама не только не в состоянии реально что-то сделать, кроме как зафиксировать нарушение прав, но сказать о том, как и кто создаст должен защитить права ребенка.

Остается один способ - способ контроля над семьей путем изъятия детей и лишения родительских прав. Для этого есть структуры и законы. И реально мы можем получить только:

- установление жестокого контроля над семьёй, в том числе при оказании социальной помощи;

- введение обязательного уровня материального обеспечения (содержания) и обеспечения жильем ребенка, несоответствие которому повлечёт изъятие детей по бедности;

- усиление уголовной ответственности за невыполнение родителями обязанности по воспитанию ребенка, сопряженное с жестоким обращение с детьми, под которым понимаются любые принудительные воспитательные меры, которые расцениваются как насилие, жестокость и ограничения прав и свобод ребенка;

- проведение милицейских расследований на предмет установления «вины» родителей по любому телесному повреждению, или заболеванию ребенка.

- введение антисемейного и антизаконного «Единого детского телефона доверия» для доносов детей на родителей и незаконного сбора информации о частной жизни каждой семьи;

- отмену положений закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и введение системы принудительной вакцинации;

- введение обязательного сексуального «просвещения», под видом «здорового образа жизни».

При подобном положении вещей трудно ожидать, что родители спокойно согласятся с давлением, которое на них оказывается. Трудно ожидать социального согласия и взаимодействия власти и общества. Хочется надеяться, что те, от кого зависит принятие решений, проявят здравый смысл и политическую волю для ликвидации напряженности в обществе, реализации в стране законопроектов, направленных на реальную поддержку семьи и ребенка, создания атмосферы доверия государству, уверенности в том, что оно может защитить своих граждан от произвола, насилия и жестокости.

В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей; осуществление контроля за условиями содержания, воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[3].

Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции определяет «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967[4].

К полномочиям КДН и ЗП относятся:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение:

а) рассмотреть дело на заседании комиссии;

б) произвести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям;

в) принять меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения дела на заседании комиссии;

г) передать материалы о малозначительных правонарушениях в товарищеские суды, общественным организациям по месту учебы или работы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя.

До рассмотрения комиссией дела о правонарушении несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения.

При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия. Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению. Комиссия по делам несовершеннолетних может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссией.

При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные организации по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел (полицию). Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии по делам несовершеннолетних, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела. О дне заседания комиссии извещается прокурор.

Заседание комиссии по делам несовершеннолетних является правомочным при наличии не менее половины ее состава. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений.

При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств о досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других ходатайств в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательно-трудовой колонии и самого осужденного. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

а) вынести общественное порицание;

б) вынести предупреждение;

в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;

г) наложить штраф в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, а за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет или за распитие ими спиртных напитков на родителей или лиц, их заменяющих, штраф налагается в размере от трехсот до пятисот рублей, в соответствии с КоАП РФ;

К несовершеннолетним не применяется административный арест. Например, в документе, предоставляемом КДН и ЗП администрации городского округа города Уфы «Количество материалов рассмотренных на заседаниях КДН и 3П и штрафных санкции (рублей) по итогам 2010 года» от 25.01.2011 год представляется список школ, количество рассмотренных материалов, сумма штрафов, сколько взыскано денежных средств.

д) прекратить дело;

е) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

ж) передать дело в органы прокуратуры.

Для учета видов наказаний КДН и ЗП администрации городского округа города Уфы представляет статистические данные к отчету, в которых раскрываются: количество поступивших материалов для рассмотрения (административных протоколов, ходатайств из школ с характеристиками, отказные материалы, приговоры, решения суда и др.), количество постановлений, возбужденных в порядке ст 28.4 КоАП РФ, возвращенные материалов в соответствии с п.4.1.ст. 29.4 КоАП РФ, количество дел рассмотренных на заседании КДН и ЗП и другие показатели в сравнении за два года.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может проводить выездные заседания по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются. Также планом работы КДН и ЗП предусмотрено участии членов КДН и ЗП в проведении рейдов по выявлению подростков, склонных к совершению правонарушении и преступлении.

Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, и принятое по делу решение.

Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием. О принятом постановлении комиссия, как правило, сообщает общественным организациям по месту работы, учебы или жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также по месту работы или жительства его родителей или лиц, их заменяющих.

Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей; осуществление контроля за условиями содержания, воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Рассмотрение дел в КДН и ЗП проходит несколько стадий, во время которых устанавливаются все необходимые сведения. Затем выносится решение и применяются санкции, которые являются обязательными для исполнения всеми субъектами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.