Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические 3 страница




Если орган государственной власти субъекта РФ полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции РФ, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции РФ, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции РФ, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции РФ, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается Конституционным Судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект.

Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны.

Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик.

Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ — нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Проверку соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125).

Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

В июле 2003 г. Конституционный Суд РФ рассматривал дело о проверке положений законов, на основании которых судами общей юрисдикции по обращениям прокуроров осуществлялась проверка соответствия конституций республик федеральным законам. Конституционный Суд РФ, раскрывая природу этих актов, отметил:

...Об особом правовом характере конституций (уставов) субъектов РФ свидетельствует порядок их принятия: в ряде субъектов РФ конституции принимаются, в отличие от других нормативных правовых актов, в том числе законов, на референдуме или специально создаваемым для этой цели органом, если же конституция или устав принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ, то они считаются принятыми, когда за них проголосовало квалифицированное большинство депутатов. Усложнен по сравнению с обычными законами и порядок внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов РФ, чем обеспечивается, в частности, их повышенная стабильность по сравнению с текущим законодательством.

...Особенности конституций (уставов) субъектов РФ как учредительных по своей правовой природе нормативных правовых актов, их конституционно-правовые отличия от других нормативных правовых актов субъектов РФ предопределяют и различия в порядке их судебной проверки по содержанию на соответствие Конституции РФ и федеральным законам, которые, основываясь на конституционных нормах, непосредственно затрагивают конституционный статус субъектов РФ.

...Выявление соответствия конституций (уставов) субъектов РФ федеральным законам без установления их соответствия Конституции РФ не является достаточным основанием для признания нормы конституции (устава) субъекта РФ утратившей юридическую силу и потому не подлежащей применению.

Разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ постановил признать содержащуюся в оспариваемых законах норму, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Законом предусмотрено, что выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать.

Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях (о системе органов государственной власти субъектов РФ см. гл. 26 учебника).

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, принимая долговые обязательства и обязательства по их реструктуризации. Эти соглашения не являются международными договорами.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовывались с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеются официальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регистрируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые возложена соответствующая функция. Основные положения или проект международного договора, затрагивающие полномочия субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта РФ, а поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора. Для внесения своих предложений субъект РФ должен иметь не менее двух недель.

Представители органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти участвуют в переговорах и процедуре подписания договора (ст. 4 указанного Закона).

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

 

44) Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие А.-т.у. используется в государствоведении и в политической практике для характеристики территориальной организации унитарного государства. Территориальная организация федеративного государства характеризуется через понятие "федеративное устройство"; понятие же "А.-т.у." используется для характеристики территориального устройства (территориальной организации) субъектов этого государства. А.-т.у. с. РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части — административно-территориальные единицы, населенные пункты), и административно-териториальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в А.-т.у.).

Соответственно А.-т.у. с. РФ характеризует: а) система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и др. частей; ж) регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т.у. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 13) вопросы А.-т.у. отнесены к компетенции субъектов РФ. Частично все эти вопросы регулируются действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Это правовой акт федерального уровня. Кроме того, вопросы А.-т.у. конкретного субъекта РФ решаются в его уставе (конституции).

45) Предметы ведения Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти[1].

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят[1]:

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

· гражданство в РФ;

· регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

· формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность и управление ею;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

· установление правовых основ единого рынка;

· федеральные фонды регионального развития;

· федеральный бюджет;

· федеральные налоги и сборы;

· федеральные энергетические системы;

· вопросы войны и мира;

· оборона и безопасность;

· оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаютсяфедеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты:указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

 

46) Понятия и принципы избирательной системы в России.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Избирательная система в узком смысле слова – это система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Основными являются мажоритарная и пропорциональная, известны также смешанные избирательные системы. Различие между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами заключается в способе определения результатов выборов.

Порядок выборов устанавливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Таким образом, избирательное право (в объективном смысле) – это система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. один из конституционно-правовых институтов.

Термин «избирательное право» применяется также для обозначения одного из субъективных прав российских граждан. Избирательное право (в субъективном смысле) – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления, которая включает право избирать в выборные органы власти (активное избирательное право) и право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления (пассивное избирательное право), т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми другими правами кандидатов.

Принципы избирательного права:

Принципы избирательного права в субъективном смысле как принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – это условия его признания и реализации.

Такими условиями являются всеобщность, равенство, добровольность, непосредственность, тайное голосование.

1. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Избирательные цензы – это установленные Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществления избирательного права. К ним относятся: возрастной ценз, ценз оседлости, образовательный ценз, служебный ценз.

Возрастной ценз выражается в требовании закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидатов не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Российской Федерации не может превышать одного года.

Образовательный ценз представляет собой требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования.

Служебный ценз – положения избирательного закона, ограничивающие избирательные права граждан по принципу занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

2. Равное избирательное право как принцип избирательного права предполагает, во-первых, равное число голосов у каждого избирателя (как правило, один), во-вторых, единую норму представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа (каждый депутат представляет одинаковое число избирателей).

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Это означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление.

4. Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Оно отличается от непрямого избирательного права, которое может быть косвенным или многостепенным. Косвенное избирательное право заключается в выборе избирателями лишь членов коллегии (выборщиков), которые в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Прямые выборы создают возможность постоянной тесной связи представительных органов с избирателями, постоянного контроля избирателей за их работой.

5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Тайное голосование – это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения за волеизъявлением избирателя.

 

 

47) Понятие избирательного права России. Активное и пассивное избирательное право, особенности реализации.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем случае различается активное избирательное право - право избирать, т. е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право - право избираться, т. е. право граждан быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) - конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) - совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя: 1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти); 2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);

2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;

2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;

3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

1) федеральное законодательство о выборах и референдуме;

2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Одним из важнейших показателей наличия в стране демократии являются свободные выборы. Эта свобода выбора должна гарантироваться государством, которое создает необходимые условия для их проведения. Условия - это политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства - это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

- политических;

- организационных;

- материальных;

- правовых.

Все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Под политическими гарантиями понимаются:

-идеологическое многообразие;

-равенство общественных объединений перед законом;

-равноправие избирателей на выборах;

-свобода предвыборной агитации;

-участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.

К организационным гарантиям можно отнести:

- запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц;

- несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;

- содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и органов местного самоуправления при подготовке и проведении выборов. Материальные гарантии имеют важное значение. Расходы по проведению выборов в Российской Федерации соответствующего уровня производятся за счет средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ, местного). Кроме того, партии, избирательные блоки и кандидаты в депутаты

могут создавать специальные избирательные фонды, средства в которые перечисляют оговоренные в законе организации. Государственные средства массовой информации должны бесплатно, на равных условиях выделять эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.

Правовые гарантии позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. К ним относятся:

- право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей;

- неприкосновенность кандидатов в депутаты;

-признание результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;

-установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан;

-право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

Все вышеназванные гарантии избирательных прав граждан должны обеспечивать проведение подлинно демократической избирательной кампании.

 

48) Правовые основы и порядок организации выборов в России (избирательный процесс).

Избирательный процесс есть урегулированные законом процедуры совершения тех или иных избирательных действий (назначение выборов, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; определение результатов голосования и др.). Избирательный процесс - это порядок проведения выборов, всей избирательной кампании.
Стадиями избирательного процесса именуются относительно обособленные группы избирательных действий, характеризующих тот или иной этап проведения выборов. Стадиям соответствуют: назначение выборов, создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, предвыборная агитация, финансирование выборов, голосование и определение результатов выборов.
Основания и порядок назначения выборов. Назначение выборов есть начальная стадия избирательного процесса, когда уполномоченный на то орган государства в установленные законом сроки провозглашает в издаваемом им акте дату проведения выборов. Законом определены органы, правомочные принимать акты о проведении выборов и определять сроки их проведения. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске Государственной Думы днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий или роспуска Государственной Думы. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет два правила:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.