Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поянтие и виды источников экологического права




28.09.2011

Механизм реализации норм экологического права

Нужна конкретная цель, чтобы работал закон. Цель- обеспечение качества среды, которая позволяла бы жить долго, выглядеть красиво. Это антропогенный подход, социальная составляющая закона. Должна быть ещё цель экологическая- сохранения систем связи, которые существуют в природе. Экономическая составляющая также должна быть.

Продолжение вопроса №3.

Существуют некие объекты, по поводу которых возникают отношения между людьми- это природные ресурсы. Это юридическое понятие. У этих общественных отношений есть некая специфика: отсутствие стоимости, невозможность исчислить и возместить вред. Отношения между людьми имеют исторические особенности. Сами эколого-правовые нормы имеют общий характер. Специфика позволяет правильно выбрать нужную норму и её применить.

Что такое механизм реализации права? По сути, речь идет о том, чтобы обеспечить правила поведения людей, сделать их обязательными:

1. Чтобы бумажное право перешло в права реальное поведение людей и требуется система: механизм реализации норм права.

2. Нужно определить цели создания таких норм.

Чтобы закон работал, законодатель определяет термин «качество окружающей среды». Это цель законодателей. У нас есть права на благоприятную окружающую среду в соответствии со статьёй 42 Конституции. У людей идет потребление природных ресурсов, а для этого необходима охрана природных ресурсов. Оказалось, что понятие качества, это триединое понятие:

i. Это социальный аспект- качество для человека. Обеспечение экологической безопасности

ii. Аспект экономический. Устойчивое развитие ресурсов.

iii. Экологический элемент. Сама окружающая среда, её охрана.

[«У нас мало юристов, но много лиц с бумажкой о том, что они юристы».]

Элементы механизмов реализации права:

1) Нормы права; Например, закон о пчеловодстве (так и не был принят). Была такая норма- ф.л. или ю.л., непрерывно преследующая рой пчёл. Такая норма не может быть реализована, т.к. Ю.л. не может преследовать рой пчёл.

2) Нужно, чтобы у конкретных субъектов, в конкретной ситуации, возникли определенные правоотношения. А правовое отношение- это права и обязанности, урегулированные отношения по поводу экологических правоотношений. Есть корреспондирующие права и обязанности, направленные на достижение цели.

3) Появляются акты применения права (как принуждение) Они могут появиться сразу. Может быть, есть норма права, есть обязанности, но субъекты не хотят их выполнять.

4) Реальное поведение людей. Может возникнуть из третьего элемента, т.к. оно продиктовано определенной нормой, персонифицировано на конкретных субъектов.

Элементы показывают, как законодателю удается достичь цели, ради который принимался тот или иной закон.

Было дело- старший зоотехник одного из ГУПов был подвергнут штрафу за загрязнение реки неочищенными сточными водами. Эти отходы загрязняли сточные воды реки. Зоотехник сказал, что не установлена обязанность по предпринятию мер для того, чтобы загрязненные сточные воды не попадали в водоемы. Объективная сторона: сброс неочищенных сточных вод. По действующему водному законодательству (Водный Кодекс, принят в 2006 г. с изм. от 2011 г.). нужно сначала определить правоотношения: в широком смысле- это экологические правоотношения. Потом вышли на определенный блок- в данном случае на водные отношения. Появился Водный Кодекс. Дальше анализируем водные отношения: там есть два блока: использование и охрана. В данном случае у нас охрана вод. В Водном Кодексе выходим на соответствующий раздел: глава 6 «Охрана водных объектов». Охрана вод осуществляется от отходов и неочищенных сточных вод. Для нас актуальны неочищенные сточные воды. Мы выходим на конкретную статью: статья 56 Водного Кодекса (ч.6.). есть специально установленные нормативы допустимого сброса в водные объекты сточных вод, а часть 6 статьи 56 говорит о том, что запрещено сбрасывать неочищенные сточные воды свыше нормативов. Здесь нарушена норма Водного Кодекса. Органы надзора привлекли человека к ответственности, а он являлся должностным лицом. Есть статья в КоАПе за такие правонарушения. Но штука в том, что он как гражданин ничего не сбрасывал. А его привлекают как должностное лицо, а его главный аргумент- что нигде не установлена обязанность по предотвращению сброса сточных вод в водные объекты. Т.е. цель была такая- наказать за нарушение нормы, а цель нормы была- иметь чистую воду. Осуществляя эту процедуру, действует целый блок норм, которые именуются природоресурсными. Необходимо, чтобы у должностного лица была обязанность соблюдать экологические нормы и правила, т.е. должна быть реализация выполнения общеобязательного правила поведения. И нужна норма, которая была бы адресована неограниченному кругу лиц.

А в данном случае было принято решение наказать юридическое лицо.

В данном случае могут быть нормы экономические: например, выгоднее заплатить штраф, чем обеспечить очистку сточных вод. Поэтому, для того, чтобы норма работала, необходимы нормы-гарантии.

Специфика механизма реализации экологических норм права:

1) Комплексный характер института

2) Нужны нормы, которые подстраховывали бы с экономической точки зрения

3) Производственные и управленческие отношения довести до управления

Специфика цели определяется спецификой нормы.

 

Источники экологического права

Судебная практика:

§ Постановление КС от 7 июня 1995 года по делу о проверке конституционности Указа Президента «О гос поддержке, структурной перестройке и конверсии атомной промышленности в г. Красногорск Красноярского края»;

§ Постановление Пленума ВС РФ № 14 от 5 ноября 1998 года в ред. ПП ВС от 6 февраля 2007 года №7 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»;

§ Постановление Пленума ВАС от 21 октября 1993 года № 22 в ред. ПП ВАС от 10 апреля 2000 года №4 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР об охране окружающей среды»

 

Источники права- это форма выражения конкретных норм права. Это также собственно источник: взаимопонимание соотношения права и законодательство как форму существования норм.

Особенности источников: связаны с особенностями объектов, норм, правовых отношений. Среди них большое значение имеют такие виды источников, как нормативные договоры, прежде всего, международные договоры. Есть специфические источники: специальные нормативные договоры как процесс оформления отношений между федеральным центром и субъектом федерации.

Здесь нужно различать источники экологического права в узком и в широком смысле этого слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.