Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правового режима экологической информации




09.11.2011.

02.11.2011.

26.10.2011.

Экологические права и обязанности публично-правовых образований

Экологические права общественных организаций и Ю.Л.

Статья 12 З. ООС перечисляет ряд прав, в том числе общественным экологическим организациям и объединениям. В качестве основной уставной цели их деятельности должна быть оказана охрана окружающей среды. Есть право проведения общественной экологической экспертизы. Проводит её не научная организация, а общественная организация. Им предоставлено право обращаться в суд с защитой неопределенного круга лиц.

Также сформулированы и обязанности таких объединений.

Коммерческие организации- организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду.

Есть такое право, как оказывать негативное воздействие на окружающую среду, т.к. никакая производственная деятельность не возможна без воздействия на окружающую среду.

Это право обставлено обязательны набором условий и рядом требований: соблюдение норматива, получение разрешения, регистрация воздействия на окружающую среду.

Речь идет об РФ, субъектах и муниципальных образованиях.

Экологическая функция всегда перечисляется в ряду функций современного государства.

Речь идет о полномочиях, которые реализуются ветвями власти в сфере охраны окружающей среды. Эти полномочия очень разнообразны. Их можно рассматривать и как права, и как обязанности государства.

Полномочия определены в Конституции- статьи 71 и 72. Статья 71- вопросы исключительного ведения РФ. В их ряду вопросы охраны природных ресурсов, континентального шельфа, принятие экологических программ.

Статья 72-предмет совместного ведения РФ и субъектов.

Закон ООС- ст. 5, 6,7,8, 9, 10.

Статья 5- права РФ как публично-правового образования.

Статья 6- субъекты РФ.

Статья 7-разграничение ведения.

Также полномочия закреплены в ЗК, ВК, ГрК.

Полномочия МСУ закреплены в ст. 14, 15, 16 Закона об общих принципах организации МСУ.

У МСУ есть обязанность вести Красную Книгу, которая не должна быть в противоречии с Международной Красной Книге.

Экологическое управление, понятие, виды принципы, функции экологического управления

Экологическое управление- это управление окружающей среды.

Следует вспомнить о понятии экологической среды- совокупность природных объектов, природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды- воздух, земля, животные- ч.1 ст. 4 закона об ООС.

Эта деятельность многопредметная и многофункциональная.

В зависимости от видов управления, субъектов, которыми осуществляется управления выделяют:

1) Государственное управление на федеральном и региональном уровнях- исполнительные органы власти

2) Муниципальное управление- органы МСУ

3) Управление ведомственное- отдельными министерствами и ведомствами. Например, МО- это крупнейший природопользователь. Аналогичным образом можно привести пример о Федеральном агентства по ж/д транспорту- крупные природопользователи.

4) Управление производственное или внутри производственные- осуществляется субъектами хозяйственной деятельности. Это экологический менеджмент предприятий.

5) Экологическое управление

Наиболее значимым является управление государственное. Т.к. наиболее полно урегулировано.

Гос управление строится на ряде принципов:

1) Принцип законности

2) Принцип учета и сочетание экономических и экологических интересов общества. Экологический интерес общества это тот же самый экономический интерес.

При характеристике экологической деятельности далеко не всегда учитывается интерес общественности. Но общественность зачастую не обладает должным уровнем культуры.

3) Ответственность органов гос власти и МСУ за состояние окружающей среды на соответствующей территории

4) Принцип разделения хозяйственных функций, контрольных функций и управленческих функций – например, сформулирован в Лесном Кодексе.

В советский период многие министерства и ведомства осуществляли гос контроль и одновременно выступали в качестве субъектов хозяйственной деятельности.
Были ликвидированы лесхозы. Вот во времена пожаров 2010 года как раз не хватало таких органов с контрольно-надзорными функциями. Одной из причин того, что происходило- это непродуманные решения предыдущих лет. Стали воссоздавать низовые управленческие структуры, которые сочетают в себе хозяйственные и управленческие функции.

5) Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Всё природно-ресурсное законодательство- в совместном ведении, а исключительная экономическая зона- в ведении РФ.

Есть федеральная собственность на природные ресурсы, собственность субъектов и муниципальная собственность (например, отдельные лесные участки, водные участки, земельные участки. Недра не могут находится в собственности муниципальных образований, а также и недра). Водные объекты- территориальные воды, водохранилища- в собственности РФ.

Леса государственного лесного фонда- федеральная собственность.

Методы управления:

1) Административный

Регулирование через налоги, налоговые льготы, налоговые платежи, предоставление субвенций, субсидий

2) Экономический

3) Идеологический- воспитание и образование.

Эти функции осуществляются и на муниципальном, и на ведомственном управлении.

Выделяют такие функции в доктрине, как планирование на разных уровнях (принятие планов, программ), государственный учет в сфере охраны окружающей среды, государственный и иной экологический мониторинг состояния окружающей среды, сбор и предоставление информации о состоянии окружающей среды, экологическое нормирование: установление нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей среды, экологический контроль и надзор, экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), экологическое лицензирование: предоставление лицензий, разрешений, экологическая сертификация, ведение Красной Книги РФ, субъектов РФ, создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады. Не предусмотрена возможность частных особо охраняемых природных территорий.

Предусмотрена возможность принятия федеральных целевых программ, международных программ. Они отражены в ФЗ о федеральном бюджете. Программы могут приниматься и в регионах- например, в Москве действует программа вывода промышленных предприятий из центральной части Москвы, реконструкция таких предприятий. Есть программы, связанные с охраной особо охраняемых природных территорий. Такие программы также отражены в бюджете г. Москвы. Программы- это не НПА, но они утверждаются НПА законодательных органов или органов исполнителей власти. Существуют муниципальные программы, межмуниципальные программы.

Учёт в сфере охраны окружающей среды:

1) Учет негативного воздействия на окружающую среду

Есть учет негативного воздействия на атмосферный воздух. Стационарный учет ведется федеральный службой по надзору в сфере природопользования.

Если не получено разрешение на осуществление выбросов, то тогда это административное правонарушение.

2) Учет самих природных ресурсов

Есть регистр, реестр и кадастр. Реестр радиоактивных материалов, кадастр пунктов хранения ядерных отходов, регистр радиоактивных отходов.

Принята программа утилизации радиоактивных отходов. Существуют иные формы учета таких отходов.

Нерадиоактивные отходы: ведение кадастра отходов и ведение кадастра пунктов мест размещения отходов. Учету подлежат также опасные химические, биологические вещества- ведется государственный каталог веществ- ФЗ о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Ростехнадзор, Росатом ведут такие учеты.

Например, учет лесов осуществляется в рамках государственного лесного реестра, учет объектов животного мира- гос кадастр объектов животного мира, земли- гос кадастр недвижимости, по недрам- гос кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Есть гос кадастр особо охраняемых природных территорий.

Есть целый ряд подзаконных актов, которые регулируют ведение гос кадастров, как из них предоставляется информация заинтересованным лицам.

Мониторинг окружающей среды или экологический мониторинг.

Бывает государственный и негосударственный, а бывает международный (глобальный). Росгидромет занимается мониторингом. Помощь в реализации этой функции оказывают органы гос власти субъектов.

Ст. 1 закона об ООС и ст. 69 Закона об ООС.

Наблюдение, сбор, обработка информации- отслеживание динамики, предоставление информации гражданам, ю.л. и иным заинтересованным субъектом.

Осуществляется экологический контроль, экологическая экспертиза.

Есть Всемирная метеорологическая организация при ООН- предоставляет информацию о состоянии окружающей среды.

Мониторинг воздействия на окружающую среду.

Иные опасные производственные объекты- экологический мониторинг важно вести при постоянном наблюдении. В Москве есть система мониторинга- система камер, которые определяют, что произошёл выброс.

Необходим мониторинг конкретных опасных производственных объектов.

Предоставление информации

Говорили мы об этой функции в контексте права граждан. Есть обязанность органов гос власти

Власти такую информацию предоставлять. Такая информация предоставляется либо платно либо бесплатно. Это регламентируется Постановлением о порядке предоставления информации о состоянии окружающей среды. Можно посмотреть, в какой день были какие выбросы, например, по районам г. Москвы. На Западе такую информацию публикуют в печати. У нас это не слишком распространено. Отказ в выдаче такой информации часто аргументируется коммерческой тайной.

Важно понять, когда такая обязанность возникает у гос органов.

По информационной функции- есть такая форма, как составление ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды. Это очень солидные исследования. Там дается полная картина состояния окружающей среды по регионам, по отраслям, по динамике. Но этот доклад выходит с запозданием в полтора года.

Нормирование воздействия на окружающую среду

Это установление тех допустимых пределов в рамках которых возможно установление воздействия на ОС. Есть нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды: есть предельно допустимые концентрации различных компонентов водной среды.

ПДК есть санитарно-гигиенические (для человека) и есть рыбно-хозяйственные (для водных биологических ресурсов).

ПДК санитарно-гигиенические устанавливаются для природных водных объектов (разные будут для питьевых целей водных объектов и т.д.), для атмосферного воздуха, для почв.

Существуют ПДК для конкретных видов материалов, соединений (например, для порошков). Они устанавливались в СССР и до сих пор действуют.

Предельно-допустимые воздействия на окружающую среды: ПДС (сбросы), ПДВ (выбросы), ПДУ (уровни воздействия). При осуществлении выбросов, сбросов может обеспечиваться ПДК. У нас большинство предприятий не дотягивает до уровней ПДВ, ПДС. Для таких предприятий устанавливают временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (ВСВ, ВСС)- ст. 45, 56 закона о ООС.

Предприятия забирают воду из водного объекта и вода уже там загрязнена. Когда вода сбрасывается, то она должна соответствовать ПДК. Это один из изъянов нормирования.

Нормативы изъятия компонентов природной среды.

Есть нормативы отвода земель для различных целей.

В основе нормативов должно лежать научное обоснование и экономическая потребность.

По охоте устанавливаются такие нормативы.

По рыбе предусматривается такая норма, как общие допустимые уловы по различным видам улова.

ПДК устанавливаются ФОИВ, а субъекты могут устанавливать свои ПДК только в том случае, если они будут более жесткими, чем федеральные ПДК. Нормативы антропогенной нагрузки.

Есть градостроительные нормативы. Но почему-то они не утверждаются. Норматив- это предел юридически допустимого и недопустимого поведения.

Если норматив не соблюдается, то нарушение будет являться правонарушением. Либо будет взимание повышенной платы за воздействие на окружающую среду.

Иные функции- экологическая экспертиза, экологический контроль и надзор.

 

Возмещение вреда окружающей среде

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

1) Загрязнение;

2) Повреждение;

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде

Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования, а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.

Информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды

Значимость экологической информации достаточно велика.

Информационное обеспечение- совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на производство и потребление информации. Это хранение, переработка, использование информации, систематизации, анализ, предоставление.

Субъекты информационных отношений все те лица, которые по роду деятельности причастны к информационным процессам. Граждане, государственные органы, хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении такой информации.

Объектом эколого-информационных отношений является сама экологическая информация. Легального определения нет, т.к. в этом нет большой необходимости. Дать четкое определение такой информации сложно. Трудно также выяснить, какая информация не является экологической. Видов в составе экологической информации довольно много.

Экологическая информации- это массив сведений, относящихся к окружающей среде и её охране. Такую информацию можно подразделить на 2 вида:

1) Информация о состоянии природных объектов и о окружающей природной среде в целом;

2) Информация о деятельности (например, информация о воздействии на окружающую среду).

Информация каждого вида состоит из своих компонентов. Например, информация о состоянии окружающей среды включает информацию о состоянии вод, почв, особо охраняемых природных территорий.

Информация второго вида включает сведения о выбросах, сбросах, о видах природопользования, землепользования, водопользования, сведения о государственной экологической политики, сведения об организации соответствующих функций.

Особый вид экологической информации- это информация о состоянии здоровья населения в зависимости от состояния природной среды. По данным ВОЗа 25%- вклад состоянии окружающей среды в состояние здоровья населения.

Правовое понимание экологической информации включает ряд признаков экологической информации:

1) Социально-значимый характер (особенно, это касается информации о ЧС).

2) Значимость экологической информации.

Любая деятельность по воздействию на экологическую деятельность невозможна без информации об окружающей среде;

3) Экологическая информация является частью государственных информационных ресурсах: информация, содержащаяся в государственных информационных системах и иная информация, которая есть у других гос органов.

4) Открытость и общедоступность экологической информации;

5) Преобладание публично-правовых начал в регулировании эколого-информационных отношений. Публичность предопределяет и объясняет их особенности:

a) Запрет на отнесение информации о состоянии окружающей среды к категории информации ограниченного доступа;

b) Ограничение имущественных прав обладателей экологической информации.

Лица, собирающие информацию о состоянии окружающей среды, обязаны предоставлять такую информацию в уполномоченные органы. Это могут быть самые разные ю.л.

Хозяйствующие субъекты осуществляют производственный контроль. Лица, которые обнаруживают ЧС, обязаны дать такую информацию в уполномоченные органы.

Гос органы-распорядители фондов экологической информации не являются монопольными собственниками этой информации. В этом тоже можно найти ограничение их прав.

Экологическая информация может быть и как информационный ресурс, и как информационная услуга. Есть ПП № 425 «Об информационных услугах».

Принципы регулирования эколого-правовых отношений:

1) Свобода и законность поиска получения и распространения экологической информации;

2) Открытость экологической информации; Гласной и открытой является информация в сфере защиты населения и территории в ЧС.

Открыта информация также о деятельности гос органов и органов МСУ. Ограничения возможны только ФЗ и установлены только в определенных целях. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информации» от 27 июля 2006 года.

3) Запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Не подлежат отнесению к гос тайне сведения о состоянии экологии. Это не совсем верно, т.к. нужно говорить о сведениях о состоянии окружающей среды. Однако, это не исключает конфликтности между нормами: сведения, составляющие гос тайну, могут содержать сведения о состоянии окружающей среды. В определенных ситуациях нужно принимать решения на основе взвешивания интересов. Например, происходит авария в войсках с выбросом химических веществ.

Т.е. сведения об экологической безопасности могут быть отнесены к гос. тайне.

Что с коммерческой тайной? Есть ФЗ «О коммерческой тайне»- режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, которые ведут предпринимательскую деятельность в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановкой.

Есть служебная информация ограниченного распространения в ФОИВ- ПП от 3 ноября 2004 №1233. Не могут быть отнесены к ним сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, а также экологическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация.

Необходимость закрытия информации должна быть обоснована соответствующей стороной.

4) Доступность информационных ресурсов. Экологическая информация должна предполагаться открытой. В этом и принцип доступности.

Получение такой информации бесплатно или за умеренную плату. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос органов и органов МСУ».

По условиям платности различается общая и специализированная информация. Есть ПП от 15 ноября 1997 года- описание информации общего назначения, которая предоставляется бесплатно. Специализированная информация предоставляется платно.

Есть формы обращений с заявлениями на обращение в Росгидромед на сайте gosuslugi.ru.

5) Своевременность предоставления информации.

Нет специальных сроков. В случае обращения граждан действует месячный срок.

В случаях экстренных событий Росгидромед и МЧС обязаны сообщать соответствующую информацию населению.

6) Достоверность и полнота представляемой информации

Достоверность принадлежит к числу оценочных понятий. Уровень достоверности зависит от технической оснащенности. Гарантия достоверности служит установлением административной ответственности. Если существует угроза причинения вреда здоровью, то может быть и уголовная ответственность.

Полнота- это обеспечение достаточности информации для принятия решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.