КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.А. ЕГИАЗАРОВ 14 страница
Владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования могут в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий ему или используемый им железнодорожный подъездной путь необщего пользования (ст. 63 УЖТ). В соответствии с заключенными договорами (на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов) владельцы инфраструктуры и перевозчики осуществляют: - перевозку грузов, а также перемещение железнодорожных вагонов от приемосдаточных путей станций железных дорог до погрузочно-разгрузочных фронтов; - механизированную погрузку и выгрузку грузов, перевозимых в железнодорожном подвижном составе, а также в контейнерах; - складские работы (перемещение грузов с фронта выгрузки на склад и со склада на фронт погрузки, перемещение грузов внутри склада). Объем и перечень выполняемых работ и услуг, оказываемых владельцами инфраструктуры и перевозчиками, в которых нуждается владелец подъездного пути, определяются договорами. При обслуживании железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом владельца подъездного пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика (владельца инфраструктуры) только на выставочные пути данного подъездного пути необщего пользования. Дальнейшее их продвижение и расстановка по фронтам погрузки и выгрузки осуществляются локомотивом владельца подъездного пути. Технология работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования (подача и уборка вагонов и т.д.) определяется не его принадлежностью к организации или физическому лицу, а принадлежностью локомотива, с помощью которого производится подача и уборка вагонов и иная маневровая работа на железнодорожном подъездном пути необщего пользования. Подача, уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площади на железнодорожных подъездных путях необщего пользования, принадлежащих железной дороге, регулируются договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов (ст. 56 УЖТ). За работу локомотива, принадлежащего владельцу инфраструктуры, по подаче и уборке вагонов взимается сбор в размере, указанном в тарифном руководстве. Расстояние, за которое взыскивается плата (сбор) за подачу и уборку вагонов, указывается в договоре, связанном с подачей и уборкой вагонов. Заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования либо с подачей и уборкой вагонов, является обязательным как для владельца инфраструктуры, перевозчика, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя, грузополучателя. Поэтому при неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Арбитражному суду подведомственны также и заявления о рассмотрении разногласий по таким договорам без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда, если начальник дороги и владелец подъездного пути не пришли к соглашению по имеющимся между ними разногласиям (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30, п. 2). Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, разрабатываются с учетом технологии работы железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный подъездной путь, и технологии работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов (ст. 58 УЖТ). Необходимость разработки единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и станции примыкания определяется владельцем инфраструктуры и перевозчиком и владельцем железнодорожного подъездного пути необщего пользования. При разработке такого единого технологического процесса могут быть использованы методические рекомендации по разработке единых технологических процессов работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, утверждаемые МПС России. При наличии у одного владельца или пользователя нескольких железнодорожных подъездных путей необщего пользования с отдельными примыканиями к станции (нескольким станциям) договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договор о подаче и уборке вагонов заключается, как правило, отдельно на каждый железнодорожный подъездной путь необщего пользования примыкания. По согласованию с владельцем инфраструктуры и владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути необщего пользования может заключаться один договор. В соответствии со ст. 58 Устава железнодорожного транспорта договорами об эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования и договорами о подаче и уборке вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов. При расчете технологических сроков оборота вагонов могут быть использованы методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области транспорта России. В настоящее время действуют Методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонам, утв. указанием МПС России от 5 марта 2001 г. N Е-313у. Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций в местах необщего пользования - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способом с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции. Технологическое время используется при: - разработке технологического процесса работы грузовой станции; - разработке единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания; расчете оборота вагонов; - расчете интервала времени, через который осуществляются подача и уборка вагонов с железнодорожного подъездного пути необщего пользования; - определении перерабатывающей способности железнодорожного подъездного пути, которое учитывается при приеме заявок грузоотправителей по перевозке грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей. До заключения договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов владелец железнодорожного подъездного пути представляет владельцу инфраструктуры, перевозчику документы, подтверждающие права на железнодорожный подъездной путь, а владелец инфраструктуры назначает уполномоченного представителя для разработки указанных договоров. Договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного подъездного пути необщего пользования, плана железнодорожного подъездного пути необщего пользования, его продольного профиля и чертежей искусственных сооружений. Перед заключением договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов и определения его условий владелец инфраструктуры, перевозчик совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути производит обследование железнодорожного подъездного пути и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования. Акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования подписывается сторонами, участвующими в его составлении. При необходимости к обследованию железнодорожного подъездного пути необщего пользования привлекаются ревизор по безопасности движения, дорожный мастер дистанции пути и другие причастные работники владельца инфраструктуры, перевозчика. Обследование железнодорожного подъездного пути необщего пользования возглавляют перевозчик и уполномоченный представитель владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования. Владелец инфраструктуры, перевозчик, владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования, участвующий в обследовании, подписывают акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а в случае несогласия с данными, внесенными в акт, подписывают его и письменно излагают в нем либо на отдельном листе, прилагаемом к акту обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования, свое мотивированное мнение. Акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования составляется в необходимом количестве экземпляров, по одному экземпляру для каждой из сторон, участвующих в обследовании. По просьбе перевозчика к предназначенным для него экземплярам акта обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути необщего пользования прилагается план железнодорожного подъездного пути с нанесенными на нем местами погрузки и выгрузки и с указанием специализации железнодорожных путей и складских площадей. Заключение договоров. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, заключаются сроком не более чем на пять лет (ст. 67 УЖТ). Заключение таких договоров осуществляется в следующем порядке: а) проекты договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика. Перечень уполномоченных представителей перевозчика, в функциональные обязанности которого входит подготовка и заключение договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов, а также проведение обследования железнодорожного пути необщего пользования, устанавливает перевозчик. Два экземпляра подписанного проекта договора перевозчик направляет на подпись владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути необщего пользования, который подписывает проект полученного договора и возвращает его перевозчику в месячный срок. Указанный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки адресата в получении договора с указанием должности и фамилии принявшего его лица; при пересылке по почте с уведомлением - с даты получения адресатом проекта договора, указанной в уведомлении. Если при подписании проекта договора у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования возникнут возражения по его условиям, то наряду с подписанием проекта договора он составляет протокол разногласий и два его экземпляра вместе с подписанным проектом договора направляет перевозчику. Наличие разногласий оговаривается в проекте договора; б) перевозчик в течение месяца с даты получения протокола разногласий обязан рассмотреть его. О дате рассмотрения разногласий перевозчик должен заблаговременно известить владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования. В соответствии со ст. 64 Устава железнодорожного транспорта разногласия по договору об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования и по договору о подаче и уборке вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении договоренности разногласия рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в арбитражном суде). Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 30 специально отметил (п. 2), что сроки, в течение которых оставшиеся неурегулированными разногласия по упомянутым договорам могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда, Уставом железнодорожного транспорта не предусмотрены. При этом следует иметь в виду, что арбитражный суд возвращает без рассмотрения заявление о рассмотрении разногласий, если истцом не будут представлены доказательства соблюдения доарбитражного порядка разрешения разногласий непосредственно между сторонами, подписавшими договор. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава решения принимает владелец инфраструктуры. При непредставлении перевозчиком за один месяц до окончания срока действия договора проекта нового договора владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования имеет право направить перевозчику свой проект договора. Порядок и сроки рассмотрения данного проекта договора аналогичны порядку и срокам, которые установлены при направлении проекта договора перевозчиком. При невозврате одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок заключение договора в обязательном порядке осуществляется лишь в том случае, если организации имеют железнодорожные подъездные пути необщего пользования или грузоотправители и грузополучатели имеют склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге. Во всех остальных случаях действуют положения гл. 28 ГК РФ. Статья 64 Устава железнодорожного транспорта допускает, что договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, и договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов, может быть предусмотрен порядок изменений условий таких договоров до истечения срока их действия в случаях изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных подъездных путей необщего пользования. До разрешения спорных вопросов в суде действуют условия прежнего договора, связанного с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, либо договора, связанного с подачей и уборкой вагонов. Следует иметь в виду, что отношения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей между владельцами подъездных путей необщего пользования и организациями железнодорожного транспорта помимо Устава железнодорожного транспорта (гл. IV) и договоров регулируются и другими нормативными актами. К их числу относятся Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных подъездных путей необщего пользования и инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 31 мая 1976 г. N И-1-14 "О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов" <206>. Эти указания применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. -------------------------------- <206> См.: Систематизированный сборник. С. 244.
Устав железнодорожного транспорта устанавливает порядок регулирования взаимоотношений между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, которые в пределах железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеют свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути свои железнодорожные подъездные пути необщего пользования) и владельцем железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования (ст. 60 УЖТ). Эти отношения регулируются заключенным между ними договором, в котором, если подъездные пути обслуживаются локомотивом владельца подъездного пути, определяются порядок обслуживания контрагента этим локомотивом, участие контрагента в ремонте и содержании подъездных путей, расчеты по платежам, связанным с их амортизацией, и т.п. Перевозчики в таких договорах в качестве стороны не участвуют. Заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном подъездном пути ветвевладельца свои склады и погрузочно-разгрузочные площадки либо свои железнодорожные подъездные пути необщего пользования, примыкающие к железнодорожным подъездным путям ветвевладельца, является обязанностью как этих сторон, так и перевозчика, если организация железнодорожного транспорта обслуживает подъездной путь ветвевладельца своим локомотивом (ст. 60 УЖТ, п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30). Контрагент освобождается от обязанности заключить такой договор, если представит доказательства, что он не осуществляет и не будет осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на подъездных путях и перевозкой их по железной дороге. В тех случаях, когда контрагент обслуживается, как и владелец железнодорожного подъездного пути необщего пользования, локомотивом перевозчика, между ним и перевозчиком заключается договор по подаче и уборке вагонов. При этом заключение такого договора возможно лишь с согласия владельца железнодорожного подъездного пути необщего пользования на пропуск вагонов контрагента по своим путям. Указанные отношения между владельцем подъездного пути и контрагентом регулируются договором, в котором определяется порядок пропуска владельцем подъездного пути необщего пользования вагонов контрагента и расчетов за использование подъездного пути (ст. 60 УЖТ). Условия договора. Безусловно, одним из основных условий договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования и подачу и уборку вагонов являются условия, связанные с порядком подачи вагонов, контейнеров, иных транспортных средств под погрузку и выгрузку и их уборки с подъездных путей, а также время их нахождения на подъездных путях. При обслуживании железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом владельца вагоны, контейнеры подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику на установленные в соответствии с заключенным договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшая расстановка транспортных средств осуществляется локомотивом владельца подъездного пути. В тех случаях, когда железнодорожные подъездные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, транспортные средства (вагоны, контейнеры) подаются и убираются перевозчиком на железнодорожный подъездной путь необщего пользования к местам их погрузки и выгрузки. Местом погрузки, выгрузки называется часть железнодорожных подъездных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Максимальное количество подаваемых вагонов на места погрузки, выгрузки определяется по полезной длине складского, погрузочно-разгрузочного железнодорожного подъездного пути, которое должно быть обязательно отражено в заключенных договорах. При сдаче вагонов на выставочных железнодорожных путях максимальное количество подаваемых вагонов определяется по полезной длине выставочного железнодорожного пути. Передача вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования удостоверяется подписями работников сдающей и принимающей сторон в памятке приемосдатчика и в ведомости подачи и уборки вагонов. Следует иметь в виду, что эти два документа имеют весьма важное значение при определении времени нахождения транспортных средств на подъездных путях ветвевладельца либо у складских помещений грузополучателя. На основании этих документов фактически определяется время, в течение которого транспортные средства находились у ветвевладельца или грузополучателя, была ли задержка при их погрузке или выгрузке. Подача и уборка вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования и возврат вагонов с железнодорожного подъездного пути необщего пользования производятся по уведомлению, расписанию или через установленные интервалы времени. Расчет интервала времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов, зависит от технологии основного производства, технической оснащенности и технологии работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и станции примыкания. Основными факторами, определяющими величину интервала времени, могут быть: время, необходимое на выполнение приемосдаточных операций, на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования, на операции по погрузке, выгрузке и перестановке вагонов. Причем эти условия должны быть обязательно отражены в договорах. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Передача уведомлений о времени подачи вагонов производится круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений. Это обстоятельство, безусловно, должно учитываться владельцами подъездных путей, так как их условия в договорах о том, что они и их склады работают до 18. 00, являются несостоятельными. Владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования обязаны назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить начальнику станции их фамилии и номера телефонов. Порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов утверждаются перевозчиком. Для записи уведомлений на станции ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. При уборке вагонов по уведомлению срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления. При уборке вагонов по расписанию или через установленные интервалы сроком уборки считается время, предусмотренное расписанием или интервалом. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке. Время нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу железнодорожных подъездных путей необщего пользования вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности. Любая задержка вагонов на станции в ожидании подачи их на железнодорожный подъездной путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а также задержка подачи вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования, оформляются актом общей формы с включением в него номеров задержанных вагонов. Фактом задержки является невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором. Задержка вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварий, которые произошли у грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования и в результате которых прекращено осуществление их основной производственной деятельности, оформляется актом общей формы. К акту общей формы должно быть приложено заключение компетентных органов о причине и квалификации обстоятельства, в результате которого нельзя было производить операции по погрузке, выгрузке на железнодорожном подъездном пути необщего пользования.
§ 2. Договор транспортной экспедиции
Юридические лица и граждане вступают с организациями железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта в многочисленные отношения, связанные с перевозкой грузов. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению сданных к перевозке грузов от пункта отправления до пункта назначения. При перевозке грузов кроме собственно транспортировки необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами, а при прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза. Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершение других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями, грузополучателями принимают на себя выполнение всех или части этих операций. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры именуются договорами экспедиции. В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения. Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги. Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный. Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства <207>. Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора. Возмездность договора экспедиции очевидна, так как из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение. Особенность отношений, возникающих у сторон при заключении договора транспортной экспедиции, заключается в том, что экспедитор может не иметь лицензию на право осуществления этой деятельности. -------------------------------- <207> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2003. Кн. 4. С. 647. Глава написана В.В. Витрянским, который весьма детально рассматривает и подчеркивает консенсуальный характер договора транспортной экспедиции.
Таким образом, экспедитором может быть любое юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя. Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации. Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение транспортно-экспедиционной деятельности. Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности опирается на гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой впервые на уровне закона установлена система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с договором транспортной экспедиции. Нормы, содержащиеся в гл. 41, носят общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 803 Гражданского кодекса РФ в настоящее время уже разработан и принят специальный Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Указанный Закон вступил в силу с 3 июля 2003 г. <208>. В статье 1 этого Закона установлено, что условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции. -------------------------------- <208> Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2701.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |