КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки экзамену 1 страница
1.Предмет, метод и источники административного права как отрасли права. ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления. Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия науправленческие отношения. Административное право использует 3 юридическиt возможности: предписание запрет дозволение Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях. Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях. Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению. Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей). В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления. В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
2.Административно-правовые нормы и институты По содержанию административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, c их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм: 1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления; 2) закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций; 3) устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы; 6) регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 7) разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания; 8) определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении. 2. По предмету правового регулирования: 1) материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий; 2) процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения. 3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений: 1) обязывающие; 2) уполномочивающие; 3) запрещающие; 4) стимулирующие; 5) согласительные. 4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают: 1) категорические (императивные); 2) рекомендательные; 3) диспозиционные. 5. По способу действия: 1) в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.; 2) по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия; 3) по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
3.Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды. Админ.-правовые отношения – обществ. отношения, регулируемые нормами АП, которые складываются в сфере гос. управления. Особенности: 1. Это властеотношение, отношение по поводу реализации гос. власти; 2.Наличие специального субъекта управления, наделенного государственно-властными полномочиями; неравенство субъектов; 3.Эти отношения складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления, то есть в сфере исполнительной власти; 4.Наличие обязательной стороны, без стороны наделенной государственно-властными полномочиями нет и административно-правового отношения. Гражданин не может быть стороной административного правоотношения по отношению к другому гражданину; 5.Это организационные отношения; 6.Возникают по инициативе любой стороны, согласие другой стороны не требуется; в том числе по инициативе гражданина, например, когда он требует от властей исполнения своих прав на пенсию; 7.Споры разрешаются преимущественно в порядке подчинения; 8.Ответственность стороны-нарушителя наступает перед государством, а не перед другой стороной, как в гражданских отношениях. Субъект права - это носитель прав и обязанностей (органы исп. власти, должностные лица, граждане, общественные организации). В структуре статуса имеются элементы: админ. правоспособ-ть, админ. дееспособность, права, обязан-ти, национальность (гражданство), др. Субъективная сторона админ. правоотношения выражается в отношении субъекта к своему правоотношению, воля, умысел, вина. Объект - предусмотренный законодательством круг охраняемых общественных отношений. Конкретный объект - предмет правоотношения. Объектом админ.-правового отношения являются все разновидности связей субъекта сгруппированных наиболее четко в разделах КоАП: общественный порядок, порядок управления и д.р. Объективная сторона — внешнее проявление данного правоотношения: действие или бездействие. Объективная сторона административного правоотношения проявляется во вне в виде реального действия или бездействия субъекта права (когда он явно выраженно обязан к совершению каких-либо действий, а не тогда, когда он только замыслил какие-либо действия).
4.Административно-правовой статус граждан. Права и обяз-сти Г образ-ют в своей совок-ти его правовой статус (ПС). АПС Г – вкл.в себя 4 элемента. 1) ПС личности, человека как субъекта админ.права. Согласно ст.2 К РФ: Человек, его права и свободы явл.высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чел-ка и Г – обяз-сть гос-ва». Эти права и свободы нашли отраж-е во Всеобщ.декл.прав чел-ка. Согласно К РФ и основанному на ней закон-ву личность, чел-к, независимо от его служебного, общест.или имущ.положения, нац-сти, вероисповедания, и т.д. явл. в РФ субъектом всех отраслей права для чего основы ПС личности закреплены в К РФ. среди осн.прав и свобод можно наз., напр.право на жизнь (ст.20), право на свободу и лич.неприкосн-ть (ст.22). право на неприкосн-ть жилища (ст.25), и пр. 2) статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект админ. права кажд.гражданин РФ имеет свой гражданский ПС. Норма админ.права устан-ют его права и обяз-сти в гос.и общест.деят-ти. Это нормы об участии в упр-нии делами гос-ва (ч.1ст.32), обязанность нести воинскую службу (ч.2ст.59) и др. Далее – это нормы опред-щие АПС Г, в его хоз-трудовой деят-ти, напр. Право на свобод труд, выбор профессии и рода деят-ти (ч.1ст.37), право частной собст-ти, в т.ч. на землю (ст.35,36). Наконец нормы опред-щие АПС Г в личной или семейной сфере, не затраг-щие интересы общества, в частности, право на литературное, худож-ное., науч., технич.творчество, право на изменение фамилии. 3) социальный статус. Он необх-м, чтобы Г мог заняться конкрет.трудовой проф.деят-тью, учиться, служить в Вооружен.силах и т.д. 4) особый статус. Вкл.в себя права и обяз-сти, кот. Г приобретают по своему желанию, личному интересу. Напр., любители-охотники, любители-водители и пр. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для кажд.особого субъекта установлен опред-ый круг новых прав и обяз-стей. АПС Г опред-ся содержанием его админ.правосубъектности, вкл-щей в себя админ.правоспособность и дееспособность. Г, чтобы стать участником админ-прав.отнош-ий, должен обладать админ.правоспособностью, т.е. реаль.возможностью иметь права и вып-ть юр.обяз-сти, устан-ные админ.-правовой нормой. Админ.правоспос-ть возникает у Г в момент рождения и прекращается со смертью. Админ.деесп-ть предст.собой способность Г своими действиями приобретать субъективные права и вып-ть возложенные на него юр.обяз-сти в сфере реал-ции гос.упр-я. Админ.деесп-сть частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем 16 лет – возможность привлечения к админ.ответст-ти и полная – по достижению 18 лет. 5.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; Режимы пребывания ин. граждан и лиц б/гражданства на терр. РФ: 1. национальный режим; 2. режим наибольшего благоприятствования. Ин. граждане и лица б/гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Классификация иностранных граждан: По сроку пребывания на территории РФ: - постоянно проживающие на территории РФ – ин. граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел; - временно пребывающие на территории РФ — ин. граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях; - следующие через территорию РФ транзитом. По степени подчиненности юрисдикции РФ: - граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; - граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом; - военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов ВВС; - члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий; - граждане, служащие в международных организациях; - граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями; - свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ. По целям нахождения на территории РФ: - работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций; - корреспонденты и журналисты, аккредитованные в РФ; - преподаватели в учебных заведениях; - лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, — трудящиеся эмигранты; - лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т.д. Относящиеся к их админ.-правовому статусу положения содержатся в ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Правилах пребывания иностранных граждан в СССР и их транзитного проезда через территорию СССР, а также в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 г. с дополнением от 18 июля 1998 г., Постановление Правительства РФ «О реализации отдельных норм ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 1 октября 1998 г. Особенности админ.-правового статуса ин. граждан и лиц б/гражданства: 1. не могут быть приняты на гос. службу, занимать должности в органах гос. власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства РФ; 2. не допускаются к деятельности, связанной с гос. тайной; 3. не могут участвовать в отправлении правосудия; 4. не обладают как активными, так и пассивными избират. правами; 5. не имеют права участвовать в референдуме; 6. не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ; 7. не могут быть членами политических общественных объединений; 8. за ряд правонарушений к ответ-ти могут привлекаться только ин. граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания); 9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (КоАП предусматривает особую меру административной ответственности иностранцев и лиц без гражданства — административное выдворение за пределы РФ); 10. могут въезжать на территорию РФ при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане СНГ, с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда); 11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений; 12. в интересах обеспечения безопасности и охраны общественного порядка устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории); 13. по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел; 14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории РФ — в течение пяти дней со дня приобретения; 15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из РФ может быть не разрешен. Иностранцы и лица без гражданства несут такие же общие юридические обязанности, что и граждане России. Для постоянного пребывания на территории РФ они обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел и получить у них вид на жительство. Нарушение обязанностей (например, проживание без регистрации) влечет за собой юридическую ответственность. Поскольку нарушаться могут в основном общеобязательные правила, основным видом ответственности иностранцев и лиц без гражданства является административная. При этом они отвечают на общих основаниях с гражданами РФ. Исключение установлено только для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. В последние годы появились новые категории граждан, часть из которых является иностранцами или лицами без гражданства. Это вынужденные переселенцы и беженцы. Их статус регламентирован спец. законами. Беженцы (в основном из стран СНГ) обязаны регистрироваться в органах миграционной службы. В случае признания лица беженцем оно получает направление на временное поселение. Его обязанности: проживать в этом месте, соблюдать установленный там порядок проживания, проходить обязательные медицинские осмотры. На беженца распространяются все права гражданина РФ. Вынужденные переселенцы также подлежат регистрации. Им предоставлено право выбора постоянного местожительства. РФ предоставляет политическое убежище ин. гражданам и лицам без гражданства (ст. 63 Конституции РФ). Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища.
6.Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти – организация, к-я является частью гос-ого аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства. Признаки органов исполнительной власти: 1. Наличие админ. правоспособ-ти и дееспособности (возник. с момента образования, прекращ-ся с момента упразднения). 2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах. 3. Осущ-ют организационно-распорядительную деятельность. 4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам. Органы исполнительной власти делятся: 1. В соответствии с федеративным гос-ым устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов. 2. По хар-ру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осущ. отраслевое, межотраслевое и смешанное управление). 3. В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, службы, агентства, администрации, мэрии, отделы и т.д. 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные. Гос. управление (разновидность соц. управления) – исполнительная деят-ть по орг-ции социальных процессов в обществе. Субъекты гос-ого управления – гос-ые органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями. Объекты гос-ого управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность. Признаки гос. управления -организационно-распорядит. деятельность, реализующая функции гос-ва, осущ-мая уполномоченными субъектами. Функции гос-ого управления. 1. Разработка и реализация гос. политики. 2. Установление организационных основ хозяйственной жизни. 3. Управление гос. учреждениями. 4. Регулир-е функционирования негос. учреждений. 5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физич. и юр. лиц. 6. Осущ-ие гос. контроля и надзора в процессе управл-я. Гос. управление по своему назначению представляет собой вид гос. деятельности, в рамках к-ой реализуется исполнит. власть. Например, в гл. 3 Водного кодекса РФ — «Гос. управление в области использования и охраны водных объектов», говорится об «органах исполнит. власти, осущ-х гос. управление» в регулируемой Кодексом области. Понятие «государственное управление» более широкое, нежели понятие «исполнительная власть». 7.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти: • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; • утверждает военную доктрину Российской Федерации; • формирует Администрацию Президента Российской Федерации; • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; • издает указы и распоряжения; • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т. д. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
8.Порядок формирования, состав и компетенция Правительства РФ. Прав-во РФ - это коллегиальный орган, состоит из Председателя, зама и 14 министерств. Председатель Прав-ва назначается Президентом с согласия Гос. Думы. Освобождается Президентом по заявлению Председ. Прав-ва об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Презид-т уведомляет обе палаты Фед. Собрания об освобождении от должности Председателя Прав-ва в день принятия решения. Установлено, что освобождение от должности Председ-ля одновременно влечет за собой отставку Прав-ва в целом. До назначения нового Председ-ля Президент вправе поручить исполнение его обязан-тей на срок до 2-х месяцев одному из замов Председ-ля. В случае временного отсутствия Председ-ля его обязан-ти исполняет его зам. Зам. Председателя Прав-ва и фед. министры назначаются и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Прав-ва. Зам. Председ-ля Прав-ва и фед. министры вправе подавать заявления об отставке. Компетенция: 1.Руководство и контроль за работой фед.министров и иных фед.органов исполн.власти, которые подчиняются Прав-ву и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. 2. Прав-во утверждает положения об этих органах (устанавливает предел.численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание). 3. Устанавливает порядок назначения и деятельности замов фед.министров, руководителей фед.органов исп. власти. 4. Утверждает членов коллегий фед.министерств и иных фед.органов исп.власти. 5. Вправе отменять акты фед.органов исп.власти или приостанаваливать их действие. 6. Вправе учреждать организации, совещательные органы. В сфере экономики: - регулирует экон.процессы; - обеспечивает единство экон-го пространства и свободу эк-ой деят-ти; - осущ.управление фед.собственностью; - осущ.общее руководство таможен.делом; - защищает отеч.производителя. В сфере бюджетной, финансовой политики: - обеспечивает проведение единой политики в этих сферах; - разрабатывает и представляет Гос.Думе фед.бюджет и обеспеч.исполнение; - регулирует налог.политику; - обеспечивает совершенствование банковской системы; - осущ.валютное регулирование и валютный контроль; В социальной сфере: - обеспечивает проведение единой гос. соц. политики; - разрабатывает программы сокращ-ия и ликвидации безработицы и обеспечивает их реал-цию. - программы по реализ-ции прав гражд. на охрану здоровья и т.д. В сфере науки, культуры, образования: - программы поддержки развития науки; - обеспеч.проведение единой политики в области образования и поддержку культуры. В сфере природопользов-я и охраны окр.среды: - организует деят-ть по охране и рацион-му использованию природных ресурсов, регулированию природопользования; - координирует деят-ть по предотвращению стихийных бедствий. В сфере обеспечения прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: - разрабатывает и реализует гос.политику в области обеспечения безопасности личности, общ-ва, гос-ва; - осущ.меры по охране собствен-ти, общ.порядка; В сфере обеспечения обороны и гос.безопасности: - организует оснащение Вооруж.сил; - принимает меры по охране гос.границы; - руководит гражданской обороной. В сфере внешней политики и междунар.отношений: - обеспечивает представительство РФ в иностр.гос-вах; - осущ.гос.регулирование и гос.контроль внешнеэкон.деят-ти. 2. Свои полномочия Прав-во реализует через свои правовые акты (издает постановления и распоряжения). А) Акты, имеющие нормативный хар-р, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и др. текущим вопросам – в форме распоряжений. Обе формы подписываются Председателем Прав-ва и обязательны к исполнению в РФ. Б) Постановления подлежат офиц.опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости доводятся до всеобщего сведения через СМИ безотлагательно. В) Пост-ния, затрагивающие права, свободы и обязанности чел-ка и граж-на, вступают в силу не ранее дня их офиц. опубликования. Иные вступ. в силу со дня их подписания, если Прав-вом не предусмотрен др.порядок. Г) Распоряжения вступают в силу со дня их подписания. Правовые акты Прав-ва могут быть обжалованы в суд. 3. Прав-во: - вносит законопроекты и поправки к находящимся на рассмотрении в Думе законопроектам. - дает письм.заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске гос.займов. - может направлять в палаты Фед.Собр-я офиц-ые отзывы о рассматриваемых палатами фед.законах и законопроектах, к-е подлежат ояз-му оглашению или распространению на заседаниях палат. Заключения, поправки и офиц.отзывы подписываются Председателем Прав-ва или его замом. - члены Прав-ва вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Фед.Соб-я (а по приглашению палат обязаны присутствовать и отвечать на воп-сы членов палат). 4. В пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов действует единая система исполн.власти РФ. Исходя из этого Прав-во координирует деят-ть органов исп.власти субъектов. Оно рассматривает в месячный срок внесенные предложения законодательных или испол.органов гос.власти субъектов по предметам ведения РФ и предметам совм.ведения и сообщает этим органам о рез-тах рассмотрения внесенных предложений. В случае противоречия актов органов исп. власти субъектов Конституции и законам или нарушения ими прав и свобод чел-ка Прав-во вносит предложение През-ту о приостановлении действия таких актов.
9.Отставка Правительства РФ. 10.Организация работы Правительства РФ. 11.Взаимодействие Правительства РФ и Федерального Собрания. Взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ определяются принципом разделения властей, что означает их самостоятельность и невмешательство в дела друг друга. Министр не может быть депутатом, а депутат министром. Правительство РФ не подотчетно парламенту и его палатам и не обязано в любом случае уходить в отставку при выражении ему вотума недоверия Государственной Думой. Вместе с тем закон обязывает членов Правительства РФ по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы. Как уже отмечалось (гл. 11), Государственная Дума дает Президенту РФ согласие на назначение Председателя Правительства РФ; широкое взаимодействие между Правительством и парламентом, его палатами, их постоянными комитетами и комиссиями осуществляется в области законопроектной работы. 12.Взаимодействие Правительства РФ и судебной власти. Взаимоотношения Правительства РФ с органами судебной власти характеризуются прежде всего расширением и усилением контроля последних за деятельностью органов исполнительной власти. Конституционный Суд РФ получил право решать вопрос о конституционности нормативного акта Правительства РФ, а Высший Арбитражный Суд РФ — право признать недействительным ненормативный акт Правительства РФ. В судах общей юрисдикции Правительство может выступать ответчиком по административным, трудовым и гражданским делам. Отношения с органами правосудия регулируются и специальным постановлением Правительства РФ «О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах» (август 1994 г.). 13.Особенности правового статуса органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции. Подчинены президенту. 14.Организация исполнительной власти в субъектах РФ. Орган ИВ – структурное подразделение гос-властного механизма (гос.аппарата), создаваемое спец.для повседневного функц-рования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе упр-я (регулир-я) эк-кой, соц-культурной и админ-полит.сферами жизни общества. Наиб.значимая классиф-ция: 1. Исходя из федеративного гос.устр-ва РФ выделяют: а) федеральные органы ИВ; б) органы ИВ субъектов Федерации.2. из установленного порядка образ-я органов ИВ: а) исполнитель.органы, формир-е кот.в соот-вии с п. «г» ст.71 К РФ отнесено к ведению РФ. имеются в виду федераль.органы ИВ. На федераль.уровне все основ.вопросы образ-я органов ИВ сконцентрир.в руках Президента РФ. На федераль.уровне реш.вопросы образ-я федераль.органами ИВ для осущ-я своих полномочий в субъектах Федерации территориаль.органов и назначения соот-щих должност.лиц (ст.78 К РФ).б) исполнитель.органы, формир-е кот. в соот-вии со ст.73 К РФ и соот-щих статей республиканск.конституций, уставов краев, областей и т.п.отнесено к ведению субъектов Федерации. 3. по характеру компетенции выделяют: а) общей – осущ-ют свои ф-ции в отнош-ии всех или широкого круга объектов по основ.вопросам их деят-ти. Это Правительство РФ, прави-ва республик, краев,.. б) отраслевой компетенции – осущ-ют свои ф-ции в отнош-ии порученных им сфер отраслевой деят-ти. в) межотраслевой – в порученной им сфере деят-ти координируют деят-ть иных испол.органов. как правило это-министерства и службы; г) специальной – осущ-ют различ.рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные ф-ции в различ.сферах управленческой деят-ти (напр.федераль.служба). 4. разнообразны организационно-правовые формы ИВ: а) правительства (РФ, входящих в ее состав республик, городов федераль.значения, краях, областях); б) министерства (федеральные, региональны); в) службы (только федеральные); г) федераль.агентства (только на федераль.уровне); д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не явл-щихся республиками); е)департаменты, глав.управления, управления, комитеты, отделы – стр-рные подразделения органов ИВ либо самост.органы управления в субъектах Федерации.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |