КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стороны 2 страница
При этом в случае уклонения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора, Президент РФ также вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ). Срок вынесения предупреждения равен шести месяцам. В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" Президент РФ, если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ) указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) от должности. Конституционный суд РФ неоднократно в своих постановлениях указывал на конституционность и легитимность данной процедуры отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ). В своем постановлении от 18 января 1996 г. №2-П3Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию таким образом, что досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ в связи с их незаконными решениями и действиями является допустимым шагом при рассмотрении данного дела. Конституционный суд РФ пришел к выводу, что нормы Устава (Основного закона) Алтайского края, закрепляющие возможность досрочного освобождения главы администрации Алтайского края от должности на основании решений судов, подтверждающих наличие в его действиях признаков грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, Устава, законов Алтайского края, не противоречат Конституции РФ4. Данная правовая позиция была подтверждена Конституционным судом РФ в своем постановлении от 7 июня 2000 г.5 по делу о проверке отдельных положений Конституции республики Алтай и Федерального закона от 6 октября 1999 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", а также в Определении от 14 января 1999 г. по запросу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Калининградской области6.
Конституционный суд РФ в постановлении от 4 апреля 2002 г. №8-П7 конкретизировал свою позицию относительно процедуры досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ). Досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия, как следует из пунктов 2 и 3 ст. 29.1 Федерального закона №184, реализуется на основе взаимосвязанных нормативных и правоприменительных решений высших федеральных органов государственной власти. В частности, процедура отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) предполагает такие обязательные элементы: - признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ), противоречащим Конституции РФ и федеральным законам; - подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда, т.е. непринятия мер для исключения признанного недействующим нормативного акта из правовой системы Российской Федерации при условии, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) не обратилось в суд для разрешения спора; - вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта. Кроме того, как отмечает в своем Постановлении №8-П8 Конституционный суд РФ по смыслу рассматриваемых положений, для применения такой меры федерального воздействия, как досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ), необходимо, чтобы признанный в судебном порядке неправомерный нормативный акт повлек тяжкие конституционно значимые последствия. Следовательно, Федеральный закон от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" не допускает применения такой меры федерального воздействия в связи с формальными противоречиями нормативного акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ). Аналогичным образом Президент РФ, руководствуясь п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", может инициировать процедуру досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Более того, как было отмечено Конституционным судом РФ в постановлении №8-П9 от 4 апреля 2002 г., процедура прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ похожа на процедуру отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ), т.е. так же необходимо судебное решение, в котором признавалось бы противоречие нормативного акта, принятого законодательным органом субъекта РФ, Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ и т.д. Тем самым, как отмечает Конституционный суд РФ, при решении вопросов досрочного прекращения полномочий органов государственной власти субъектов РФ должен обеспечиваться паритет и соразмерность федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъекта РФ. Однако в октябре 2004 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен законопроект №93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации"10. В частности, данным законопроектом предусматривается внесение п. 5 ст. 19 и п. 3.1 ст. 29.1 в Федеральный закон от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" в новой редакции. В законопроекте №93081-4 п. 5 ст. 19 предлагается изложить в следующей редакции: "Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности". Кроме того, п. 3.1 ст. 29.1 в редакции законопроекта №93081-4 предлагается изложить таким образом: "Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом". В случае принятия изменений в ст. 19 и 29.1 ФЗ от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", во-первых, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ будет лишен права отзыва высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), при этом право роспуска законодательного органа субъекта РФ, согласно п. 2 ст. 9 ФЗ от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", у главы исполнительной власти субъекта РФ останется; во-вторых, Президент РФ будет обладать большим влиянием как на законодательный (представительный), так и на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. На первый взгляд может сложиться впечатление, что данными поправками введена облегченная процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). На самом деле, внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.99 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" продиктовано необходимостью построения единой централизованной системы организации исполнительной власти на уровне Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что единство системы исполнительной власти гарантируется верховенством Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) и обязательностью для исполнения на всей территории Российской Федерации указов и распоряжений Президента РФ (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ). Как отметил Президент РФ в своем интервью директору информационных программ "Первого канала" К. Клейменову, главному редактору службы информации НТВ Т. Митковой и политическому обозревателю телеканала "Россия" Н. Сванидзе: "…Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль: это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять…"11. Возможность досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ является одной из форм влияния на данных руководителей. Процедура досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ соответствует правовым нормам Конституции РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, Президент РФ вправе издавать указы о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, в том числе на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Тем самым будет укреплена единая вертикаль исполнительной власти на территории всей Российской Федерации.
55.Система и компетенция органов управления культурой. В статье 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ. К центральным федеральным органам исполнительной власти в области культуры относится: -Министерство культуры РФ (Минкультуры РФ) -Министерство РФ по делам печати телерадиовещания и средств массовых коммуникаций -Федеральная архивная служба России (Росархив) Министерство культуры Российской Федерации осуществляет возложенные на него задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, творческими союзами, другими общественными организациями, деятелями культуры как непосредственно, так и через соответствующие органы управления культурой субъектов Федерации. Его правовой статус определен Положением о Министерстве культуры Российской Федерации. Важнейшим направлением деятельности Министерства культуры является програмно-целевое регулирование: разработка и реализация федеральных, республиканских и региональных культурных программ и обеспечение их финансирования. Министерство осуществляет эти полномочия по согласованию с творческими союзами и иными общественными объединениями: представители наиболее крупных из таких объединений входят в состав коллегии Министерства и принимают непосредственное участие в разработке и реализации программ развития культуры. Министерство культуры использует различные меры поощрения творческой деятельности: представление работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и в том числе почетным званиям, присвоение театрам и художественным коллективам независимо от их подчиненности звания “академический”. Министерство культуры координирует деятельность различных структур, направленных на поддержку театров, музеев, библиотек, учебных заведений. На уровне субъекта РФ эти задачи и функции выполняет Главное Управление культуры и искусства. На уровне органов местного самоуправления – отделы культуры. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций образовано в целях реализации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. В ведении министерства находятся государственные издательства, полиграфические предприятия оптовой книжной торговли. Полиграфическая и издательская деятельность регламентированы различными правительственными актами. Так, постановлением Правительства РФ "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации" установлено, что открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензии, выдаваемой МПТР России и его территориальными органами. Одновременно утверждено Положение о порядке открытия полиграфических предприятий, распространяющееся на все предприятия данного профиля, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. МПТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания. К компетенции Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций относится разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в стране, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле и радио организациями обстоятельств по лицензиям. В пределах компетенции ему подведомственны государственные и иные телерадиовещательные компании, радиотелевизионные передающие центры и т.п. На уровне субъектов РФ действуют обычно два комитета: Комитет по делам печати и полиграфии администрации области; Комитет по делам телевидения, радиовещания и средств массовых коммуникаций администраций области. Федеральная архивная служба России является центральным федеральным органом исполнительной власти. Она обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела. Федеральная служба осуществляет свою деятельность на основе Положения о ней (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г.). В систему Росархива входят федеральные и центральные государственные архивы, центры хранения документации, районные и городские архивы. Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов. Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России. В Омской области создано и действует Архивное управление администрации области.
56.Административная правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Админ. правосубъектность – способность гражданина быть субъектом ад. права. Предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствие с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих общественных отношений. Элементы: - админ. правоспособность, - админ. дееспособность. Админ. правоспособность – способность гражданина иметь в силу норм ад. права субъективные права и нести юр. обязан-ти, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью. Обстоятельства, определяющие объем ад. правоспособности граждан: - возраст, - состояние здоровья, - уровень образования, - квалификация, - семейное положение. Ад. дееспособность – способность гражданина в силу норм ад. права своими действиями приобретать права и создавать для себя юр. обязанности в сфере гос. управления. Виды: - полная (с момента совершеннолетия). - частичная (с 6 до 14 – малолетние, с 14 до 18 – н/летние). - ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (психи, хроники, наркоманы…). Для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право- и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица. Административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста. Субъекты АП м. б. 57.Соотношение исполнительной власти и государственного управления. Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников. Характерные черты исполнительной власти: 1. исполнительная власть самостоятельна и независима; Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями. Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. 2. является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути; 3. осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации. 4. субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения. 5. исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
58.Государственная лицензионная политика. 59.Государственное регулирование в области конкуренции и монополистической деятельности. 60. Порядок замещения должности и правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ. В РФ существует 4 основных способа замещения должностей: 1.Назначение — понимается: юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых должностью. Путем назначения замещается большинство государственных должностей. Это основной способ. 2. Выборы — предполагают согласие лица на избрание, обязательную процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ. 3. Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе. Так замещаются научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную должность. Такие должности замещаются на определенный срок. (до 5 лет). Обязательно объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность, либо признает избранным. Но назначается на должность приказом руководителя. 4. Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается договор на определенный срок, применяется в ОВД и Службе по контракту. Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |