Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к ст. 322.1 УК РФ. 3 страница




 

Система ООН обеспокоена также увеличением в последние годы случаев массовых перемещений населения внутри страны. "Лица, перемещенные внутри страны", — это лица, которые вынуждены покинуть свои жилища, но остаются на территории своей собственной страны" [16]. Поскольку эти лица остаются в пределах своих собственных стран, они оказываются исключенными из нынешней системы защиты беженцев. Большинство лиц, перемещенных внутри страны, находятся в развивающихся странах, а их основная часть — это женщины и дети. В некоторых странах лица, перемещенные внутри страны, составляют более 10 % населения.

 

Положение беженцев является одним из примеров взаимозависимости международного сообщества. Оно наглядно показывает, как проблемы одной страны могут самым непосредственным образом сказываться на других странах.

УВКБ ООН и права человека

 

Сотрудники УВКБ ООН, государственных и неправительственных организаций (НПО), работающие в интересах обеспечения прав беженцев посредством их защиты и оказания им содействия, выполняют работу в области прав человека по защите прав человека.

 

Защита прав человека относится к основным функциям УВКБ ООН. УВКБ ООН является организацией, постоянно и активно действующей в области прав человека. Начиная с Устава Управления [3], мандат УВКБ ООН всегда описывался как гуманитарный в том смысле, что деятельность в интересах беженцев должна иметь беспристрастный и неполитический характер, имея своей единственной задачей обеспечение безопасности и благосостояния беженцев. Уделение большего внимания стандартам в сфере прав человека, как основе работы УВКБ ООН усиливает гуманитарный характер его деятельности, так как международные нормы в области прав человека сами по себе аполитичны и беспристрастны: в международном праве в области прав человека все страны рассматриваются одинаково, так как на каждое государство распространяются одни и те же стандарты и обязательства, независимо от идеологии того или иного правительства; многие международно-правовые нормы в области прав человека имеют всеобщее признание и/или соответствующие обязательства специально взяты на себя государствами, и отстаивание необходимости их имплементации не имеет "политического" характера, а означает предложение государствам выполнять принятые на себя обязательства.

 

УВКБ ООН постоянно проводит линию на обеспечение беспристрастного характера своей работы: последовательно отстаивая права, которые оно призвано защищать; защищая эти права при любых обстоятельствах, независимо от политических взглядов беженца или политического строя соответствующей страны. Сотрудники УВКБ ООН обеспечивают непредвзятое использование ими норм права в области прав человека, утверждая гуманитарный и неполитический характер работы Управления.

 

Международное право в области прав человека сложнее, чем международно-правовые нормы, относящиеся к беженцам, вследствие множественности его источников и стандартов по сравнению с немногими документами в области права беженцев, положения которых относительно однозначны.

 

Например, нередко высказывается мнение, что международное "право" в области прав человека, собственно, вообще не является правом, а представляет собой просто набор благородных (а то и благих) устремлений, относящихся к идеальному миру, который мало связан с реальностью. Те, кто работает с беженцами и сталкивается зачастую с горькой реальностью, могут быть особо подвержены соблазну придерживаться такой точки зрения, так как увеличение числа беженцев в мире является очевидным доказательством несовершенства системы международной защиты прав человека. Действительно, даже основные права человека нарушаются сплошь и рядом, и усилия международных органов обеспечить соблюдение прав человека часто бесплодны. Тем не менее, это не означает, что международное право в области прав человека неэффективно — просто уровень его эффективности в настоящее время еще довольно далек от нормативных установок. Трудности в обеспечении соблюдения международно-правовых норм в области прав человека сходны с трудностями в обеспечении соблюдения положений большинства отраслей международного права. Так же как и многие договоры в области прав человека, положения Конвенции 1951 г. [4] не всегда выполняются государствами-участниками. Тем не менее она продолжает реально служить интересам бесчисленного множества лиц, которые полагаются на ее статьи, получают благодаря ей определенную защиту, а УВКБ ООН продолжает настаивать на уважении к закрепленным в ней принципам.

 

Являясь органом со статусом автономной организации ООН, УВКБ обязано способствовать и способствует реализации целей ООН, включая защиту прав человека [11]. Большая опора УВКБ ООН на международное право в области прав человека способствует большему уважению и более эффективной реализации норм этого права.

 

Несмотря на многие трудности, в действительности существуют некоторые основные стандарты, которые получили всеобщее признание. Многие из них были закреплены в правовых документах, имеющих обязательный характер, сторонами которых является большинство государств.

 

Право в области прав человека может усиливать существующие правовые нормы, касающиеся беженцев. Самым главным правом беженцев является право не быть подвергнутым принудительному возвращению, что закреплено в статье 33 Конвенции 1951 г. [4] Однако Конвенция 1951 г. [4] не является единственным международным договором, который обеспечивает защиту от принудительного возвращения. Аналогично, другие права, предусмотренные правовыми нормами, касающимися беженцев, вроде недискриминации, содержатся в других международных документах в области прав человека.

 

Право в области прав человека может дополнять существующие правовые нормы, касающиеся беженцев. Сегодня беженцы сталкиваются со многими проблемами, а не только с угрозой принудительного возвращения. Длительное или произвольное задержание; отсутствие должного судебного разбирательства; жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение; ксенофобия — в Конвенции 1951 г. [4] и Протоколе 1967 г. [17] не упоминаются, тогда как в международном праве в области прав человека есть соответствующие положения, которые могут быть применены. Международные документы, относящиеся к беженцам, не предусматривали распространение всех прав человека на беженцев. Международное право в области прав человека обозначает широкие рамки, в которых следует рассматривать правовые положения, касающиеся беженцев. Так, в Конвенции 1951 г. [4] отсутствуют положения, касающиеся прав задержанных беженцев. Тем не менее, Международный пакт о гражданских и политических правах [6], ратифицированный более чем 140 государствами, предоставляет всем задержанным лицам, включая беженцев, такие фундаментальные права, как, например, право на независимое рассмотрение законности задержания. Международно-правовые нормы в области прав человека, имеющие обязательную силу, предоставляют беженцам больше прав.

 

Многие положения, относящиеся к правам человека, имеют универсальный характер с точки зрения их применения. Хотя свыше 140 государств являются участниками Конвенции 1951 г. [4] и/или Протокола 1967 г. [17], до сих пор многие государства (в том числе и Республика Беларусь), принимающие у себя большое число беженцев, не присоединились ни к одному из этих документов. Когда государство не является участником договоров в области права, относящегося к беженцам, трудно обеспечить правовую базу защиты беженцев в данной стране. Однако ряд международных стандартов в области прав человека имеют универсальный характер с точки зрения их применения, поскольку они обрели статус норм обычного международного права. УВКБ ООН, многие ученые придерживаются мнения, что принцип запрещения принудительного возвращения является частью международного обычного права. Некоторые государства, которые не участвуют в договорах в области права беженцев, являются сторонами договоров в области прав человека, которые включают положения, отвечающие интересам беженцев.

 

Применение норм права, касающихся беженцев, является преимущественно задачей государств, хотя УВКБ ООН имеет в соответствии с Уставом [3] соответствующий мандат и государства обязаны сотрудничать с УВКБ ООН и содействовать его деятельности по контролю за применением положений Конвенции 1951 г. [4] Присутствие сотрудников УВКБ ООН на местах часто является эффективным способом обеспечения соблюдения стандартов права, относящегося к беженцам.

Основные права человека

 

Концепция прав человека не нова. Многие государства и общины складывались на основе признания за их индивидуальными членами определенных (прирожденных) прав, которые должны уважаться всеми. Эта идея может иметь под собой религиозные, политические, моральные или социальные основы, и было бы ошибкой выводить ее истоки из какой-то одной доктрины или теории государственного управления. Скорее, права человека лучше определить как общее и объединяющее выражение глубочайших чаяний всех людей жить свободно и в безопасности в справедливом и спокойном мире, будучи застрахованными от насилия, репрессий, нищеты и опасностей, терзающих мир, в котором мы живем.

 

Мысль о том, что эти права должны стать частью международного права и должны быть защищены на международном уровне, появилась сравнительно недавно, обретя конкретную форму с учреждением ООН. Преамбула Устава ООН [11] гласит, что "поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" является главной целью ООН, и все государства-участники в сотрудничестве с ООН предпринимают действия для выполнения этой задачи.

 

Не случайно обеспечение уважения к правам человека было одной из целей создания ООН. Очевидное бессилие Лиги Наций, предшественницы ООН, предотвратить конфликты или репрессии, направленные против меньшинств в преддверии Второй мировой войны, в совокупности с беспрецедентными жестокостями, совершенными во время самой войны, придало многим уверенности в том, что защита личности от произвольного применения силы будет иметь существенное значение для успеха мировой организации, главной задачей которой является поддержание международного мира и безопасности.

 

Первым из важных заявлений ООН об основных правах человека была Всеобщая декларация прав человека (1948) [5], в преамбуле которой подчеркнуто: "Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей, принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения..."

 

Решение государств отнести уважение прав человека к ключевым задачам новой международной организации — ООН — было очевидным признанием потребности в какой-то форме международного надзора за тем, как государства обращаются со своими собственными гражданами. Это было важным и существенным шагом вперед, поскольку традиционно международное право регулировало только поведение государств по отношению друг к другу, оставляя права отдельных лиц внутри государства за рамками международного права.

 

Вместе с тем признание идеи относительно необходимости наличия международно-правовых норм в области прав человека, а также того, что ООН должна играть свою роль в поощрении и защите этих прав, породило многочисленные вопросы. Какие права следует защищать на международном уровне? Являются ли некоторые права более важными, чем другие? Каким образом можно согласовать разнообразные правовые, культурные, политические и религиозные традиции с потребностью в универсальных стандартах? Как может ООН эффективно защищать права человека, если эта организация состоит из и управляется государствами, поведение которых она стремится регулировать? Эти вопросы продолжают волновать многих до сих пор, и в процессе попыток использования международно-правовых норм в области прав человека для защиты прав беженцев важно иметь представление о дискуссиях, ведущихся вокруг подобных вопросов.

 

Существует ли иерархия прав человека? На протяжении многих лет ведутся дебаты по поводу того, являются ли одни права человека более важными, чем другие, и, соответственно, не должны ли они пользоваться большим вниманием со стороны ООН? Так, некоторые государства склонны делать акцент на гражданских правах (свобода слова и ассоциаций, право на справедливое судебное разбирательство), тогда как другие государства делают больший акцент на экономических правах (право на питание, право на труд).

 

Сотрудники УВКБ ООН работают во многих странах, расположенных в разных районах мира, и в разных странах они обнаруживают отличающиеся друг от друга взгляды на права человека. Как реагировать на различные национальные подходы к правам человека?

 

Необходимо подчеркнуть, что органы ООН приняли много резолюций, в которых подчеркивается, что все права человека — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные — одинаково важны. Всемирная конференция по правам человека (1993) подтвердила, что "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы" [18].

 

В ряде случаев беженцев лишают таких экономических и социальных прав, как право на труд или право на образование; в других случаях ставятся под угрозу или ущемляются такие гражданские свободы, как свобода и безопасность личности. Поскольку Конвенция 1951 г. [4] предусматривает наличие обоих типов прав, все лица, связанные по роду своей деятельности с защитой прав беженцев, должны испытывать уверенность в том, что, защищая права беженцев, они не выказывают предпочтения или предубеждения к какому-либо типу прав человека.

 

Устав ООН [11] гласит, что ООН не может вмешиваться "в вопросы, которые по сути входят во внутреннюю компетенцию любого государства...", и в недалеком прошлом существовали большие разногласия по поводу того, равнозначно ли вмешательству обращение к вопросам, касающимся прав человека.

 

Государства — члены ООН не всегда беспристрастны или последовательны в постановке вопросов, относящихся к правам человека. Государства склонны критиковать нарушения прав человека в недружественных государствах, смотря сквозь пальцы на подобные нарушения в дружественных или союзных государствах. Такова реальность международных отношений и маловероятно, что она скоро изменится. Тем не менее организации системы ООН, равно как и их партнеры — неправительственные организации — имеют моральную, а часто и юридическую обязанность ставить вопросы прав человека непредвзято и последовательно.

 

Не следует полагать, что постановка вопросов прав человека, связанных с защитой беженцев, является вмешательством во внутренние дела той или иной страны, поскольку, став участником международного договора, имеющего целью защиту прав человека, государство публично заявило о своем согласии принять на себя обязательства в соответствии с положениями договора; Генеральная Ассамблея ООН, в которой представлены почти все государства мира, приняла множество резолюций по вопросам прав человека, часто — на основе консенсуса; Всемирная конференция по правам человека (1993), на которую собрались государства — члены ООН, провозгласила, что "поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи ООН в соответствии с ее целями и принципами, включая цели международного сотрудничества. В рамках осуществления этих целей и принципов поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества" [18].

Основные договоры по правам человека

 

Работа по "внедрению в жизнь " прав и свобод, провозглашенных в Уставе ООН [11], началась сразу же после создания ООН. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека [5], одобренная резолюцией Генеральной Ассамблеи. Всеобщая декларация прав человека была определена как "задача, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". В ее 30 статьях изложены права человека и основные свободы, которые государства — участники ООН должны уважать и "всеобщее признание и осуществление" которых они обязались обеспечить.

 

Цель Всеобщей декларации заключалась в том, чтобы дать авторитетное толкование прав человека, гарантированных в Уставе ООН [11]. Декларация [5] является наиболее авторитетным в системе ООН каталогом прав человека, включая гражданские и политические, а также экономические, социальные и культурные права. Значение Всеобщей декларации постоянно подтверждалось в резолюциях Генеральной Ассамблеи, а конституции многих государств содержат ссылку на нее или включают в себя ее положения.

 

Процесс кодификации норм международного обычного права, содержащихся во Всеобщей декларации [5], получил дальнейшее развитие в договорах, имеющих обязательную силу. В 1966 г. были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [7] и Международный пакт о гражданских и политических правах [6], которые закрепили важную категорию прав человека в конвенционных документах обязательного характера. Оба пакта ратифицированы более чем 140 государствами. Как было указано, эти два пакта вместе со Всеобщей декларацией известны как Международный билль о правах человека.

 

Международные пакты являются наиболее важными договорами в области прав человека, так как они глобальны и охватывают главные общепризнанные права человека и основные свободы. Однако процесс установления стандартов в области прав человека, начавшийся со Всеобщей декларации [5], не закончился принятием пактов. Впоследствии был заключен ряд других международных договоров (некоторые из них появились совсем недавно), которые более подробно, чем это сделано в пактах, касаются отдельных прав или свобод, или посвящены положению определенных групп людей, или преследуют цель предупредить дискриминацию. Основные из них следующие.

 

Конвенции, касающиеся грубых нарушений прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) [19]; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984) [8].

 

Конвенции, касающиеся дискриминации: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965) [25]; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) [26].

 

Конвенции, касающиеся определенных социальных групп: Четыре Женевские конвенции, устанавливающие, помимо прочего, стандарты гуманного обращения с пленными и гражданским населением во время вооруженных конфликтов (1949) [20] и два Дополнительных протокола [21], относящихся к защите жертв международных и немеждународных вооруженных конфликтов (1977); Конвенция о статусе беженцев (1951) [4] и Протокол, касающийся статуса беженцев (1967) [17]; Конвенция о статусе апатридов (1954) [22]; Конвенция о сокращении безгражданства (1961) [23]; Конвенция о правах ребенка (1989) [13]; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) [24].

 

В дополнение к этим и другим договорам, касающимся прав человека, существуют многие декларации, резолюции или другие решения органов ООН, которые устанавливают стандарты в области прав человека.

 

Декларации являются как бы ступенькой в развитии процесса установления международных стандартов. Они часто прокладывают путь к последующему заключению договора (такую роль по отношению к международным пактам сыграла Всеобщая декларация прав человека). В любом случае они отражают политический, если не правовой, консенсус, сложившийся в международном сообществе по определенной проблеме. Некоторые из этих документов имеют исключительное значение для работы по защите беженцев. Основные из этих стандартов следующие.

 

Стандарты, касающиеся конкретных прав человека: Декларация о территориальном убежище (1967) [27]; Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней (1989) [28]; Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений (1992) [29].

 

Стандарты, касающиеся определенных групп: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) [30]; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых какой-либо форме задержания или заключения (1988) [31]; Правила ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990) [32]; Декларация о правах инвалидов (1975) [33]; Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992) [34]; Декларация о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин (1993).

 

Стандарты, касающиеся дискриминации: Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) [35]. Определение наиболее существенных документов в области прав человека довольно сложная задача, однако именно четкость такого определения является особенно эффективным средством защиты беженцев.

Органы ООН по правам человека

 

Наиболее важным органом ООН по правам человека является Комиссия по правам человека — одна из шести первоначальных "функциональных комиссий", созданных Экономическим и Социальным советом (ЭКОСОС) в 1946 г. Комиссия по правам человека подотчетна Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС. Комиссия, в соответствии со своим мандатом, имеет очень широкие полномочия, дающие ей право на обсуждение любых вопросов, относящихся к правам человека. Это межгосударственный орган, состоящий из 53 государств, избираемых на трехлетний срок на основе регионального представительства (в ООН существует пять региональных групп: Азия, Африка, Латинская Америка, Восточная Европа и Западная Европа и другие, к которым относятся Австралия, Канада, Новая Зеландия и США). Комиссия посредством многочисленных рабочих групп и комитетов разрабатывает проекты международных договоров по широкому кругу вопросов, рассматривает рекомендации и исследования, принимает резолюции общего характера по вопросам прав человека и по ситуациям в отдельных странах.

 

Поскольку Комиссия собирается обычно только раз в год, большую часть своей работы она осуществляет посредством так называемых "механизмов", которые сосредоточивают свое внимание на определенной теме или конкретной стране. Механизм — это отдельное лицо, обычно называемое специальным докладчиком, или рабочая группа, реализующие тот или иной мандат, полученный от Комиссии. К "тематическим механизмам", занимающимся вопросами, имеющими наибольшее значение для защиты беженцев, относятся следующие: Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям; Специальный докладчик по вопросу о пытках; Рабочая группа по произвольным задержаниям; Специальный докладчик по внезаконным, суммарным или произвольным казням; Специальный докладчик по религиозной нетерпимости; Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин; Специальный докладчик по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с этим нетерпимости; Представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о лицах, перемещенных внутри страны.

 

Существуют также "механизмы, занимающиеся определенными странами". Почти все они представляют интерес для УВКБ ООН, поскольку ситуации в отдельных странах могут привести или уже привели к появлению беженцев.

 

Каждый механизм имеет свой мандат, определенный в резолюции Комиссии о его создании. В целом они изучают полученную информацию и утверждения, касающиеся определенного вопроса или страны, и передают информацию и дела, в достаточной степени подтвержденные документально, заинтересованным правительствам для рассмотрения. В определенных случаях правительство призывается расследовать тот или иной вопрос. Некоторые механизмы ввели процедуру экстренного обращения к соответствующим правительствам, например, когда получена достоверная информация о случаях исчезновения или пыток. С согласия соответствующего правительства они могут посетить ту или иную страну для непосредственного изучения ситуации на месте. Тематические механизмы могут дополнять действия, предпринимаемые УВКБ ООН для обеспечения защиты лиц, ищущих убежища, и беженцев.

 

Экспертными органами, учрежденными в соответствии с договорами ООН по правам человека с целью рассмотрения имплементации того или иного договора, являются "конвенционные органы". К их компетенции относятся рассмотрение докладов, представляемых государствами — участниками договора, постановка вопросов или выражение озабоченности в отношении этих докладов. Конвенционные органы являются механизмами контроля за соблюдением договоров и выполняют квази-юридические функции, так как публикуемые ими доклады содержат авторитетные мнения об объеме и содержании прав, гарантируемых договором.

 

Все механизмы — рабочие группы и специальные докладчики, созданные Комиссией по правам человека и ее Подкомиссией, и конвенционные органы, учрежденные в соответствии с договорами по правам человека, предназначены для того, чтобы обеспечить уважение к правам человека.

 

В декабре 1993 г. Генеральной Ассамблеей был учрежден пост Верховного комиссара по правам человека. Верховный комиссар по правам человека является сотрудником ООН, несущим, под руководством Генерального секретаря, главную ответственность за деятельность ООН в области прав человека и ответственность за деятельность Центра ООН по правам человека. Его мандат включает поощрение уважения к правам человека, координацию и рационализацию программ ООН по правам человека, совершенствование механизма ООН в области прав человека и предупреждение нарушений прав человека. Для защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, большое значение могут иметь превентивные функции Верховного комиссара по правам человека.

 

Центр по правам человека является подразделением Секретариата Отделения ООН в Женеве. Он обеспечивает правовую, техническую и административную поддержку деятельности таких межгосударственных органов, как Комиссия ООН по правам человека и ее механизмы, и конвенционные органы. Центр проводит исследования в области прав человека, отвечает за рассмотрение сообщений по правам человека, полученных ООН, и руководит программой консультативного обслуживания и технической помощи государствам в области прав человека.

Основные правовые концепции

 

Концепцией, лежащей в основе международного права в области прав человека, является запрещение дискриминации. Недискриминация означает, что, как общее правило, права и свободы, признаваемые международным правом в области прав человека, относятся к каждому человеку и государство не может делать различий — например, по признаку расы — между разными лицами в том, что касается защиты этих прав. Устав ООН гласит, что основной целью ООН является "поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии". В статье 2 Всеобщей декларации прав человека записано, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

 

Запрещение дискриминации имеет важнейшее значение для беженцев. Будучи иностранцами в другой стране, беженцы особенно уязвимы в отношении дискриминации. Положения законов в стране убежища могут в недостаточной степени учитывать потребности беженцев, или может быть неясно, распространяются ли на беженцев льготы, предоставляемые законами. Религия или этническое происхождение беженцев и большинства населения в стране убежища могут различаться и, соответственно, их присутствие может вызывать недовольство местного населения, к ним могут относиться с подозрением. У беженцев часто отсутствуют должные документы, удостоверяющие личность, и официальные документы. Как следствие, у них могут возникать проблемы в отношениях с властями. Вместе с тем, несмотря на то, что беженцы являются иностранцами в стране убежища, в соответствии с международно-правовыми нормами, относящимися к правам человека, они должны пользоваться теми же основными правами и свободами, что и граждане данной страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.