Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Общая теория государства




ВВЕДЕНИЕ

 

Целью изучения дисциплины «Основы права» является формирование у студентов знаний и представлений о природе и сущности государства и права, основных закономерностях функционирования и развития государства и права, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права, особенностях государственного и правового развития России, роли государства и права в политической системе общества и общественной жизни.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с правовыми категориями, основами государственного строя, отраслями российского права;

- укрепить основы правовой культуры молодых граждан;

- дать знания для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь;

- дать основы правовых знаний по специальности.

 

Методические указания по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы права» подготовлены с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3 поколения, на основе рабочего учебного плана подготовки бакалавра по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление.

Предназначены для студентов, обучающихся по указанному направлению подготовки бакалавра, для подготовки к практическим (семинарским) занятиям и для текущего контроля усвоения студентами теоретического материала.

В методических указаниях содержатся вопросы для подготовки к практическим занятиям, задания и задачи для самостоятельной работы студентов, библиографический список и рекомендуемые нормативные акты.

При выполнении заданий студенту необходимо:

· внимательно прочитать текст задания;

· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;

· выполнить задание письменно в тетради;

· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.

Рекомендуется также найти определение основных терминов по дисциплине, необходимых для выполнения задания, понять их, выписать в словарь (Глоссарий), запомнить.

Применение методических указаний предусматривает также активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения.

 

 

1 Понятие и признаки государства.

2 Сущность и функции государства.

3 Соотношение государства с обществом и правом.

4 Теории происхождения государства.

5 Формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный (политический) режим.

6 Государственная власть. Единство и разделение властей.

7 Правовое государство. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Задания и задачи к теме

1. Запишите в тетради общие признаки государства. Изменялись ли они по мере развития человечества, если да, то, как именно?

2. Определите сущность государства России.

3. Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации?

4. В чем, на Ваш взгляд, состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство?

5. Заполните схему «Классификация функций государства»:

6. Заполните схему «Основные внутренние и внешние функции государства»

7. Заполните таблицу «Виды монархии и их признаки»

 

Вопросы для сравнения Абсолютная монархия Парламентская монархия Дуалистическая монархия
Принадлежность законодательной власти      
Осуществление исполнительной власти      
Назначение главы правительства      
Право роспуска парламента      
Право veto монарха на решения правительства      
Чрезвычайно-указное законодательство монарха      
Современные страны      

8. Заполните таблицу «Виды республик и их признаки»

Вопросы для сравнения Президентская республика Парламентская республика Смешанная республика
Порядок избрания президента      
Порядок образования правительства      
Ответственность правительства      
Право роспуска парламента у президента      
Наличие поста премьер-министра      
Объём полномочий президента      
Современные страны      

9. Заполните таблицу «Формы государственного устройства»

Вопросы для сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
Территория      
Статус административно-территориальных единиц      
Государственный аппарат      
Гражданство      
Правовая система      
Налоговая система      
Судебная система      
Современные государства      

10. Проанализируйте с юридической точки зрения форму Российского государства.

11. На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов.

12. Объясните, почему государство является «центральным звеном политической системы».

13. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Всегда ли сильное государство является благом для граждан?» Приведите конкретные исторические примеры.

14. В настоящее время в конституциях многих государств, в том числе в ст.1 Конституции РФ, есть положения, определяющие эти государства как правовые. Как Вы считаете, является ли Россия правовым государством? Какие, на Ваш взгляд, признаки правового государства ещё не получили в России должного развития?

15. Изучите статью В.В. Путина «Демократия и качество государства» (газета «Коммерсантъ» № 20/П (4805) от 06.02.2012 г.). Какие мысли о развитии государства и демократических институтов в России Вы поддерживаете? С чем не согласны? Обоснуйте свою позицию.

16. Выпишите в Глоссарий определения терминов: «государство», «правовое государство», «форма правления», «форма государственного устройства», «государственный (политический) режим», «государственная власть».

Тема 2 Право в системе социальных норм: понятие, сущность, содержание, источники

1 Понятие и виды социальных норм.

2 Понятие и признаки права, отличие от иных социальных норм.

3 Соотношение морали и права

3 Сущность, функции и предназначение права.

4 Роль права в политической, социальной и экономической жизни общества.

5 Понятие и виды норм права. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи Закона.

6 Понятие и виды источников (форм) права.

7 Законы и подзаконные акты. Конституция как основной закон государства.

8 Законодательство РФ.

9 Правотворчество.

10 Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

Задания и задачи к теме

1. Заполните таблицу «Соотношение норм морали и норм права»:

 

Вопросы для сравнения Право Нормы морали Корпоративные нормы
Способ установления      
Форма закрепления      
Способ защиты      
Сфера действия      

2. Определите, к какому виду социальных норм относятся данные нормы:

А) Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Б) Общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения походов, рыбной ловли и пр. Его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

В) При входе в аудиторию преподавателя студенты должны встать и стоя приветствовать преподавателя.

3. Составьте схему «Классификация норм права».

4. Составьте схему «Структура правовой нормы».

5. Найдите в тексте Конституции РФ 1993 г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции.

6. Подберите из Гражданского или Уголовного кодексов РФ примеры статей, содержащих регулятивные нормы, и примеры статей, содержащие охранительные нормы.

7. Выпишите из любых нормативных правовых актов по два примера императивных и диспозитивных норм.

8. Определите структурные части правовой нормы:

А) Ст. 161 УК РФ: «Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Б) Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

9. Марксистская теория права указывает, что право не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. Напишите Ваше мнение по поводу этой теории.

10. Составьте схему «Виды источников права».

11. Определите вид источника права:

а) Конституция Российской Федерации

б) Решение Окружного суда Южного округа Нью-Йорк

в) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

г) Правила внутреннего трудового распорядка

д) Гражданский кодекс Российской Федерации

е) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

12. Изучите ст.1 УК РФ и ответьте, является ли международный договор Российской Федерации источником российского уголовного права?

13. Составьте схему, отражающую иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации.

14. Дайте определение Закона и перечислите его характерные черты. Чем отличия федерального закона и федерального конституционного закона? В каких случаях законодательный акт принимается в форме кодекса?

15. Выпишите, используяСПС «Гарант» или «Консультант Плюс», по 3 примера нормативных правовых актов в форме Кодекса, Основ, Федерального конституционного закона.

16. Приведите названия наиболее распространенных видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти в Российской Федерации.

17. Укажите общие черты и различия: юридического обычая и судебного прецедента; судебного прецедента и нормативно-правового акта; нормативного договора и нормативно-правового акта.

18. Разберитесь в понятиях «судебный прецедент»; «судебное решение» и «судебная практика». Приведите примеры судебных решений в Российской Федерации, которые содержат правоположения. Могут ли решения судебных органов РФ именоваться судебными прецедентами?

19. Заполните таблицу «Принципы правотворчества»

Принцип правотворчества Его сущность
Демократизм  
Гласность  
Научность  
Законность  
Профессионализм  

 

20. Составьте схему «Виды и функции правотворчества».

21. Охарактеризуйте действие Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» во времени, в пространстве и по кругу лиц.

22. Гражданин Германии Питер Раухер совершал беспосадочный авиаперелет по рейсу Ганновер – Москва рейсом компании «Аэрофлот». Во время нахождения самолета в воздушном пространстве Польши Раухер курил в туалетной комнате, чем вызвал возгорание полотенец, которое было незамедлительно ликвидировано бортпроводниками. После прибытия самолета в аэропорт «Шереметьево-2» на Раухера был наложен штраф в размере 500 рублей в соответствии со ст. 11.16 КоАП РФ. Раухер оплачивать штраф не стал, заявив, что он иностранный гражданин, к тому же совершил правонарушение на территории другого государства, а, следовательно, действие российских законов на него не распространяется. Прав ли он?

23. Выпишите в Глоссарий определения терминов: «социальные нормы», «право», «норма права», «источник права», «нормативный правовой акт», «законодательство», «закон», «подзаконный акт», «Конституция», «правотворчество».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.