КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: по поводу денежных выплат; по поводу натуральных видов социального обеспечения; процедурного и процессуального характера. Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов. Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.1 Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др. Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения. На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения. Например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение__по_возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен ных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия. Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых — право на бесплатное получение различных видов медико-Социальной помощи. В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральные законы от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. от 20 апреля 2004 г. с изменениями от 31 декабря 2005 г.; от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в ред. от 1 декабря 2004 г. с изменениями от 22 декабря 2005 г. и др. Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральные законы от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми, например Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральные законы «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г.; от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» и др. Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов,, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации. Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей». Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам. Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 10 июня 2005 г.; постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье» в ред. от 1 февраля 2005 г.; постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами» в ред. от 26 ноября 2003 г.; постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд других. Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ составляют наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме постановлений Минздравсоцразвития России издает приказы, разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения. Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)». Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» и др. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) издаются акты субъектов РФ. Главная цель таких источников — повышение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, по- вышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. Следовательно, цель муниципальных, локальных нормативных актов и актов социального партнерства — устанавливать более высокую степень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации. Подробнее о региональных, муниципальных, локальных актах социального партнерства см. § 3 данной главы. Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации). Источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения: 3) по пенсионному обеспечению граждан; 4) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; 5) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения. Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования, а также по содержанию нормативных правовых актов. Специальная часть: 17 вопрос Понятие трудового стажа и его классификация. Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия. Трудовой стаж учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.п. (наибольшее значение имеет в правовом регулировании отношений в сфере СО – в одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других – его размер, в третьих – и то, и другое). Классификация трудового стажа в прошлом (общий, специальный, непрерывный). Недавно стал выделяться страховой стаж, классифицирующийся на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж. Классификация трудового стажа в настоящее время (общий, смешанный страховой и специальный страховой, специальный и непрерывный трудовой стаж). Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке (включает периоды работы за пределами территории РФ, творческой деятельности, службы в Вооруженных Силах, пребывание в партизанских отрядах, временной нетрудоспособности, пребывания на инвалидности, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах). Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (засчитывается работа, военная служба, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ухода одного из родителей за ребенком до 1,5 лет, период получения пособия по безработице, период содержания необоснованно привлеченных к у/о в местах лишения свободы, период ухода за инвалидом или более 80 лет). Общий страховой стаж – одно из условий для назначения досрочной пенсии по старости. Специальный страховой стаж – период определенной трудовой деятельности (один из подвидов специального трудового стажа). Два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет), установленных пенсионным законодательством: 1) обычный (в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа); 2) льготный (в льготном порядке исчисляются только отдельные виды трудового стажа в определенных случаях, предусмотренных законом). Пенсионное законодательство устанавливает 2 порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет) – обычный и льготный. Правительство в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» утвердило Правила подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий. Правила исчисления трудового стажа в обычном порядке: 1) Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также других периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев) (каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы). 2) В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности, включаемых в стаж, и других периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденному заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в трудовой стаж период. 3) Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности. 4) Период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности включается в стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей (страховые взносы, в том числе в ПФР, на суммы указанного пособия не должны начисляться). 5) Годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия, засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы (исключаются календарные годы, в которых не было ни одного выхода на работу). 6) Если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и других периодах, засчитываемых в трудовой стаж, указаны только годы без дат, за дату принимается 1 июля, а если не указано число месяца – то 15-е число. В льготном порядке страховой стаж для назначения трудовой пенсии подсчитывается только в случаях: 1) при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте; 2) при работе в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год. Ранее исчислялись в льготном порядке, теперь в календарном порядке (работа в районах КС и ПМ (в 1,5-м размере); в лепрозориях и противочумных учреждениях (в 2-м размере); в воинских частях, штабах, учреждениях, входящих в состав действующей армии (в 3-м размере); в Ленинграде в период блокады (в 3-м размере); во время ВОВ, кроме работы в районах, временно оккупированных (в 2-м размере); служба по призыву (в 2-м размере)). Способы подтверждения трудового стажа: 1) Основной способ – подтверждение трудового стажа документами (в таком порядке доказываются все виды стажа – общий, страховой, специальный, непрерывный; документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются). 2) Вспомогательный способ – подтверждение стажа свидетельскими показаниями (в таком порядке может подтверждаться только стаж работы (кроме работы у отдельных граждан) при определенных условиях и только для назначения пенсии). Основной способ: 1) трудовой стаж, приобретенный до 01.01.1997 (до введения трудовых книжек – 1939 (для колхозников 1967) – послужные списки, трудовые списки и др. документы (справки, удостоверения)) (трудовые книжки нового образца – с 01.01.2004); Договор гражданско-правового характера, авторский и лицензионный договор, периоды работы у отдельных граждан по договору (договор). Периоды работы членов КФХ и граждан, работающих в КФХ (трудовая книжка и документ из территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей). Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами до 01.01.1991 (документ финансового органа или справка архивного учреждения об уплате обязательных платежей). Периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы (военный билет, справка военкомата, воинского подразделения, архивного учреждения, запись в трудовой книжке и др. документы). Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (документ работодателя или территориального органа ФСС о периоде выплаты пособия). Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах (справка органа государственной службы занятости). Период содержания под стражей граждан, необоснованно привлеченных к у/о и нахождения их в местах лишения свободы (документ учреждения, исполняющего наказание и документ о необоснованности привлечения). Период ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или за лицом старше 80 лет (засчитывается в страховой стаж по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход). Вспомогательный способ (период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно). При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника (показания двух или более свидетелей, знающих его по совместной работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина) - продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать ½ страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии. Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Подтверждение периодов работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного (документы об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Персучет включает (регистрацию застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже зарегистрированных лиц за период, предшествовавший начальной регистрации). В случае массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |