Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное право как отрасль




 

Административное право – система правовых норм, регулирующих в интересах государства общественные управленческие отношения, которые

Складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

АП РФ регулирует многообразные управленческие отношения, которые классифицируются в зависимости от особенностей участников, а именно:

  • Между соподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне;
  • Между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
  • Между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры);
  • Между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • Между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административное право выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, так как его юридическое назначение – это управленческое право. Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придаёт управленческим общественным отношениям характер правоотношений.

Методы правового воздействия на общественные отношения:

Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – запрещают некоторые действия под страхом применения мер воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности).

Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Принципы АП РФ:

  • Демократизм законотворчества и реализации права;
  • Равенство граждан перед законом и правоприменителем;
  • Взаимная ответственность государства и личности;
  • Федерализм;
  • Гуманизм;
  • Законность.

 

Задание 1.

Ответьте на вопросы, используя Конституцию РФ:

1. Почему административное право называют управленческим

правом?

2. Может ли законодательная власть приостанавливать или отменять

акт исполнительной власти? Почему?

3. Почему исполнительную деятельность называют исполнительно-

распорядительной? Приведите примеры исполнительно-

распорядительных органов.

4. Почему общегосударственная контрольная деятельность является

предметом административного права?

5. Перечислите органы общегосударственного контроля.

6. Почему внутриорганизационная деятельность является предметом

административного права?

7. Раскройте различия и взаимосвязь, соотношения следующих

понятий: административное право как отрасль права, как наука,

как вузовский предмет, специальная учебная дисциплина, наука

управления и наука административного права.

Задание 2.

Решите задачи, опираясь на НПА по административному праву РФ.

Задача № 1:

Какие из ниже названных актов ректора являются предметом

административного права:

1) утвердил ведомости на выдачу заработной платы работникам

университета и стипендий студентам;

2) принял у кассира конверт со своей зарплатой, расписавшись в

ведомости;

3) подписал договор аренды здания для размещения филиала

университета;

4) дал задание проректору разработать план мероприятий по

ужесточению пропускного режима в университете;

5) принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд и

доверенность на выступление юрисконсульта в суде по этому

делу;

6) подписал проект приказа о приеме на работу.

Задача № 2:

Какие из перечисленных действий относятся к

внутриорганизационной деятельности, а какие к государственному

управлению:

1) разработка штатного расписания Министерства юстиции РФ;

2) объявление замечания служащему;

3) предоставление льгот на получение кредита предприятиям

сельского хозяйства;

4) создание единой системы оценки деятельности образовательных

учреждений

5) план работы отдела на 1-й квартал будущего года;

6) государственный заказ на создание и производство

сельскохозяйственной техники.

Задача № 3:

Какие методы административно-правового регулирования применяются в

следующих ситуациях:

1) инспектор ГИБДД наложил штраф на правонарушителя;

2) никто не может нести административную ответственность

дважды за одно и то же административное правонарушение;

3) при малозначительности совершенного административного

правонарушения судья, орган, должностное лицо,

уполномоченные решить дело об административных

правонарушениях, могут освободить лицо, совершившее

административное правонарушение, от административной

ответственности и ограничиться устным замечанием;

4) Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба

безопасности РФ согласовали свои действия по борьбе с

организованной преступностью.

Задача № 4:

На практическом занятии по теме «Нормы и источники

административного права» студент отрицал принадлежность к

источникам административного права следующих разновидностей

правовых актов:

1) постановлений Правительства РФ о переносе выходных дней

на другие даты в связи с праздниками;

2) правовых актов, содержащих нормы различных отраслей

права: административного, трудового, гражданского,

уголовного;

3) правовых актов, в которых наряду с отдельными

административно-правовыми нормами большая часть пунктов

и статей содержит индивидуальные предписания конкретным

организациям, предприятиям, учреждениям.

Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Задача № 5:

Какие из перечисленных актов являются источниками административного

права?

1) ФЗК «О Правительстве РФ»;

2) Закон РФ «О милиции»;

3) Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления

в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и

нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти»;

4) Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания

«Заслуженный юрист Российской Федерации» членам

юридической консультации г. Пензы;

5) Приказ министра обороны РФ «О назначении на должность

командующего войсками УралВО»;

6) Устав Пермского края.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Чем административно-правовые нормы отличаются от норм

конституционного, гражданского и уголовного права?

2. Приведите примеры административно-материальных и

административно-процессуальных норм и объясните их различия

3. Что такое обратная сила закона?

4. Каким образом решаются вопросы при несоответствии одних

нормативных актов другим?

5. Возможны ли административно-правовые отношения между

гражданами; между общественными объединениями? Почему?

6. Что необходимо для возникновения административно-правового

отношения? Обязательно ли согласие сторон?

7. Каково соотношение понятий «субъект административного права» и

«субъект административного правоотношения»?

8. Может ли возникнуть административное правоотношение на основе

запретительной нормы административного права?

9. Как следует понимать «вертикальность» и «горизонтальность»

административных правоотношений. Приведите примеры.

10.Каково соотношение административно-правовой нормы и

административного правоотношения?

 

Тема «Общественные объединения»

1. Понятие и порядок создания общественных объединений.

2. Виды общественных объединений.

Вопросы:

1. Где и в каком органе регистрируются создаваемые общественные

объединения? В каких нормативных актах это закреплено?

2. Создание каких общественных объединений запрещено законом?

3. Каковы основные элементы правового статуса общественных

объединений?

4. Могут ли иностранные физические и юридические лица быть

учредителями общественного объединения? А государственные и

муниципальные органы?

5. Дайте характеристику правового статуса общественного

объединения и политической партии. В чем их отличие?

6. Чем благотворительная организация отличается от других видов

общественных объединений, каков состав участников и какие

организационно-правовые формы благотворительных организаций

предусмотрены действующим законодательством?

7. В чем заключаются особенности административно-правового

статуса религиозных объединений?

Задача № 1.

Граждане: Андреев – 10 лет, Иванов – 14 лет, Олейников – 16 лет

решили создать общественное объединение, выступив в качестве

учредителей. Осуществимо ли их желание?

Задача № 2:

Представитель управления юстиции Пензенской области

присутствовал на митинге, проводимом Обществом любителей кока-колы,

где стал свидетелем того, как Президент этого общества агитировал

присутствовавших голосовать за одного из кандидатов в Областную Думу.

В Уставе общества об участии его в выборах ничего не сказано. На

основании данных фактов Управление юстиции вынес предупреждение

обществу. Правомерно ли данное решение? Почему?

Задача №3:

Приказом атамана Союза казаков области Войска Донского поручено

атаманам округов создавать на профессиональной основе на территории

Войска Донского казачьи комендатуры по поддержанию общественного

порядка. Считая приказ незаконным, прокурор Ростовской области

обратился в Ростовский областной суд с заявлением об его отмене.

Каким будет решение суда?

Задача №4:

Пенсионеры создали на своем собрании религиозное объединение

«Православие». В уставе, представленном в областное управление

юстиции на регистрацию 15 мая, говорилось, что объединение создается с

целью совместного исповедания веры и отправления религиозных

культов, для преподавания молодежи христианских вероучений – как на

дому, так и в муниципальных образовательных учреждениях. Управление

юстиции, рассмотрев заявление и устав объединения 20 июля, отказало в

его регистрации, мотивируя отказ тем, что религиозные организации не

вправе вести преподавание своих учений для молодежи в

образовательных государственных и муниципальных учреждениях. По

поручению членов объединения «Православие» его настоятель Серафим

обжаловал отказ в регистрации устава в суд.

Правомерны ли действия участников данных отношений?

Тема «Административная ответственность»

 

1. Понятие, признаки, цели административной ответственности

2. Основания административной ответственности

3. Юридический состав административного правонарушения.

4. Субъекты административной ответственности

5. Понятие и виды административных наказаний.

6. Правила (принципы) наложения административных наказаний.

7. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную

ответственность.

Вопросы:

1. Какова компетенция субъектов Федерации в области

законодательства об административной ответственности?

2. В чем заключаются отличия административного правонарушения от

уголовного преступления и дисциплинарного проступка?

3. В чем особенности административной ответственности

военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел?

4. Каковы особенности административной ответственности

несовершеннолетних?

5. Каковы особенности административной ответственности судей,

работников органов прокуратуры и депутатов Государственной

Думы РФ?

6. В чем заключается сущность административной ответственности

юридических лиц?

7. Чем отличаются обязательные и факультативные признаки состава

правонарушения?

8. Приведите примеры длящихся административных правонарушений

9. При каких условиях административное правонарушение можно

считать малозначительным?

10. Возможно ли параллельное наложение административного

наказания на несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их

заменяющих, за правонарушение, совершенное

несовершеннолетним?

11.Что такое формальный, материальный составы правонарушения?

12.К кому не может быть применено лишение права управлять

транспортным средством?

Задача № 1:

Судья федерального районного суда 15 декабря вынес постановление

о привлечении Ефимовой Е.Н. к административной ответственности в

виде административного ареста на 10 суток.

Согласно справке администрации района, Ефимова имеет двух

несовершеннолетних детей: Сергея – 1992 г. рождения и Павла – 1993 г.

рождения.

Правомерно ли наложено наказание на Ефимову?

Задача № 2:

20 марта было возбуждено уголовное дело по факту совершения

хулиганских действий Яковлевым, нигде не работавшим, холостым и 17-

летним Петровым, учащимся ПТУ. При расследовании было установлено,

что 8 марта Яковлев встретил Петрова и предложил ему выпить. В

комнате общежития, где жил Петров, они выпили 1 бутылку водки. Затем

вышли в коридор, приставали к проходящим, ругались, кричали,

угрожали, а затем скрылись в душевой и уснули.

12 мая уголовное дело о хулиганстве было прекращено, а затем

направлено судье для привлечения виновных к ответственности. 15 мая

судья за мелкое хулиганство подверг Яковлева и Петрова аресту на 15

суток. Законны ли действия милиции и судьи?

Задача № 3:

Субъекты: должностное лицо, начальник цеха, учитель, врач,

буфетчица, шофер, военнообязанный, работник торговли, милиционер,

студент, поднадзорный, иностранец, депутат.

Дайте видовую характеристику перечисленных субъектов. Какие

признаки являются признаками специального субъекта?

Задача № 4:

За нарушение правил эксплуатации оборудования для контроля

очистки выбросов в атмосферу на инженера по охране окружающей среды

наложен штраф и объявлен выговор.

Правомерно ли наложены наказания? Почему?

Задача № 5:

В общежитии ВУЗа работники паспортного стола проходили

проверку паспортного режима 14 сентября 2002 г., выяснилось, что

студент Иванов живет без регистрации, а у студентки-заочницы Мининой

паспорт взял в залог комендант.

20 ноября 2002 г. проводилась повторная проверка. Иванов по-

прежнему жил без регистрации. Можно ли его привлечь к

административной ответственности, если 14 сентября 20002 г. на него был

наложен штраф, который он не уплатил?

Задача № 6:

Гаврилова задержали в состоянии сильного алкогольного опьянения и

доставили в медвытрезвитель, где был составлен протокол об

административном правонарушении. Утром выяснилось, что Гаврилов является сотрудником прокуратуры.

Какое наказание возможно в отношении Гаврилова?

Задача № 7:

Инспектор ДПС хотел оштрафовать Игнатьева за неправильный

переход улицы. Игнатьев штраф платить отказался, заявив, что он солдат

срочной службы, а одет в гражданское потому, что находится в отпуске.

Командир же им объяснил, что к таким солдатам не могут быть применены наказания в виде штрафа. Инспектор возразил, что к нарушителю дорожного движения это не относится и что Игнатьев в настоящее время не выполняет воинской обязанности. Кто прав?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.