КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники римского права
§1. Цивильное право (ius civile) Римская государственность сложилась на исходе VI и с началом V в. до н. э., с реформой Сервия Туллия, главным достижением которой следует считать признание богатства наряду и в противоположность знатности происхождения древних римских патрицианских родов. Признание богатства в качестве факта, дающего право на участие в дележе завоеванных земель и в управлении государством, было, без сомнения, победой плебса - первой и самой важной на его пути к политическому и правовому равенству с патрициями. Естественным и логическим шагом в том же направлений явилась выработка единого свода законов, равно обязательного для всех тех граждан Рима, из которых составился «римский народ». Речь идет о знаменитых Законах XII таблиц (Leges duodecim tabularum), составленных особой коллегией децемвиров (decem viri - десять мужей) и утвержденных народным собранием в середине V в. до н. э. (451-450). Их содержание (вернее, то, что дошло до наших дней) охватывает все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договора и из причинения вреда, преступление и наказание. Поскольку наша задача - изложение римского классического права как оно сложилось на протяжении пяти столетий, обнимающих два последних века республиканского Рима и три первых столетия римской монархии, мы, казалось бы, можем обойтись без упоминания Таблиц, ибо, по установившемуся мнению, они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н. э. Верная в своей основе, такая точка зрения нуждается в немаловажной коррекции. Теряя шаг за шагом значение действующего права в том, что касалось форм и способов регулирования тех новых правоотношений, о которых децемвиры не имели и не могли иметь представления, Законы XII таблиц оставались священным заветом, указующим на авторитет права и законности вообще, ибо уже римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, восстановить же его власть и авторитет трудно и мучительно. Всякий раз, когда ссылка на древний закон казалась возможной и оправданной, к ней охотно прибегали, как это хорошо видно из сочинений Цицерона, Гая и других выдающихся римских юристов, живших в лучшие времена римского классического права. В сочинении «Об ораторе» Цицерон замечает: «Занимает ли кого наука о государстве... он увидит, что она целиком заключена в XII таблицах, так как там расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях» (§43). Особенно живучими оказались уголовно-правовые нормы Таблиц с их стремлением к возможно более жестокому возмездию за вину. Влияние Таблиц несомненно и для позднего семейного права Рима, в некоторой мере сохранявшего власть отца семейства (pater familias) над всеми его домочадцами, включая древние обряды (например, высвобождения сына из-под отцовской власти). Оно очевидно для сделок с недвижимостью ввиду их особой роли в общественной жизни, в консервации традиционных форм завещательного распоряжения, в сохранении двухступенчатой формы гражданского процесса и т. д. По всем этим причинам изучение Таблиц оставалось в Риме непременной предпосылкой обучения праву вообще, несмотря на возражения тех, кто считал (как, например, известный оратор Антоний), что знакомство с древними законами бесполезно, ибо они перестали применяться и заменены другими. Нельзя не считаться с тем, что римский историк I века н. э. Тит Ливии (умер в 17 г.) счел возможным назвать Законы XII таблиц общепризнанным «источником всего публичного и частного права» Рима («fons omnis publice privatique... iuris»). Как бы там ни было, Законы XII таблиц кладут начало квирит-скому (ius Quiritium), или (что то же самое) цивильному (ius civile), праву Рима - древнейшей из его систем, возникавших разновременно, но действовавших в совокупности. Слово «квирит» происходит, как можно думать, от «Квиринус» - имени обожествленного рекса-царя Ромула (VIII в. до н. э.), распространенного на подвластный ему народ. Поэтому тот, кто ссылался на свое «квиритское право» на вещь, в особенности на землю, имел в виду древнейшее установление собственного римского «национального» права, выросшего на римской почве и не имеющего аналогов ни в какой другой правовой системе. Аналогичное значение получает и выражение «цивильное право» - «ius civile» (от римского civitas - город, политическая общность, народ, государство). Отсюда, кстати, происходит утвердившееся в русской юридической терминологии понятие «цивилистика», которое означает в одном случае «гражданское право», а в другом - науку о нем. К цивильному праву относились и все те законы, которые принимались народными собраниями после XII таблиц. До 207 г. до н.э. законы принимались лишь центуриатными комициями (comitia cen-turiata), созданными реформой Сервия Туллия, а затем, по закону Гортензия, и плебейскими сходками. Законом объявлялось все «то, что народ приказывает и устанавливает» («lex est, quod populus iubet atque constituit»). К числу законов относились прежде всего те, которые имели своим содержанием «государственное право», но более всего «земельный вопрос»: передел земель и установление максимального размера земельных угодий, находящихся в частном обладании; постановления, определявшие статус (правовое положение) завоеванных Римом провинций и городов, и т. д. Немногие, но важные законы касались частного права. Сошлемся для примера на закон Петелия (326 г. до н. э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников; или закон Лициния - Секстия (IV в. до н. э.), которым частное землевладение ограничивалось 500 югерами (125 га) и определялось максимальное количество скота, приходящегося на одно хозяйство; знаменитый Аквилиев закон (286 г. до н. э.), которым устанавливалась денежная ответственность за убийство чужого раба или животного, за поджог либо иной вред, нанесенный чужому имуществу. Прибавим к сказанному законы о судоустройстве и судопроизводстве, тесно связанные с борьбой привилегированных сословий (нобилей и всадников) за право участия в судебных учреждениях. Сравнительный анализ 800 дошедших до нас законов указывает на весьма примечательный факт: только 30 (или около того) из них касаются «частного права». Нелишне заметить, что наше «закон» - это латинское «fer» (отсюда слово «легальный»), тогда как «право» - это латинское «ius*, происходящее, скорее всего, от санскритского «/м», что значило «вязать», «связывать». Строгого различия между ius и lex во многих случаях не проводилось, и выражение «ex iure* можно было понимать и как «по праву», и как «по закону». К чести римских юристов следует заметить: они отдавали себе отчет в том, что никакие законы (и порознь, и вместе взятые) не способны охватить все случаи, которые могут возникнуть как теперь, так и в будущем. И потому нужно добиваться того, чтобы законы регулировали главное (большую часть случаев), не вдаваясь в мелочное регламентирование. Так говорил юрист Юлиан, консул в 148 г., советник нескольких императоров (Д. 13.10)*. А юрист Тертуллиан (начало III в.) замечал, что лица и дела, на которые распространяется данный закон, будут - в каком-нибудь не столь отдаленном времени - лишь «подобны нынешним» (Д. 13.27). Справедливость этих слов несомненна. И потому нельзя не согласиться с сентенцией Павла: обходит закон тот, кто, держась за слова, упускает из виду (нарушает) его смысл, его предназначение (Д. 3.29). В тех же случаях, скажет по тому же поводу Яволен (Д. 50.17.200), когда стесненный законом судья не может найти безупречное решение, надо стремиться к наименее несправедливому. И наконец, Гай: надо всегда помнить о том, что могут встретиться случаи, когда решение может быть юридически обоснованным, но в то же время таким, что и исполнять несправедливо, и принуждение неуместно (Гай, V. 16). Резюмируя сказанное, обратимся к формуле, которую находим в собрании римских юридических «сентенций», так называемых Ди-гестах: «закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает» (Модестин, Д. 1.3.7). Уже с конца I в. и тем более во II в. значение законов приобретают рескрипты (распоряжения) императоров. К их разработке привлекались выдающиеся юристы, многие из которых назначались на ответственные должности. Так продолжалось до III в., когда императорские канцелярии, бюрократический аппарат империи поглотили как правотворческий процесс, так и само толкование права. Тем и завершается история римской классической юриспруденции. * Имеются в виду Дигесты Юстиниана, см. далее, § 5. Принятое в науке цитирование Дигест Юстиниана см. в § 6 настоящего издания. § 2. Право народов (ius gentium) Можно полагать, что наряду с неполноправными плебеями, происхождение которых неизвестно, в Риме уже при царях или чуть позже проживали иностранцы, перегрины - ремесленники, торговцы, учителя, врачи, а затем и банкиры. Они прибывали в Рим из Греции, и особенно из так называемой Великой Греции (юг Италии), Египта, Карфагена, Ближнего Востока и других регионов, ушедших далеко вперед по своей технической и гуманитарной культуре, включая правовую. Спорные случаи, возникавшие в среде того или иного «землячества», решались на основе своего же «национального» права - без вмешательства римских властей. Это и брачно-семейные отношения, и дела о наследстве, и некоторые другие. Здесь, как и повсеместно в древности, неуклонно соблюдался принцип персонального (личного) действия права. И лишь тогда, когда возникал спор между перегрином и римским гражданином, вмешивался цивильный претор. Перегрины были лично свободными, обладали тем, что обнималось термином «коммерческое право» (ius commercii), но политических прав не имели, хотя и для них не исключалось персональное присвоение прав римского гражданина (за особые заслуги). Лишенные мнимопатриотической мелочности, римские магистраты (начальники), особенно претор, а вместе с ними и все общество охотно черпали тот новый опыт, который притекал с перегринами в римскую экономическую жизнь. И этот опыт много помог Риму, когда завоевания поставили перед ним задачу управления всей той массой земель, которые окружают Средиземное море. Теперь подавляющая масса перегринов проживала в завоеванных провинциях, управляемых римскими чиновниками во главе с проконсулами, пропреторами, прокураторами. Экономические связи с провинциями становились все теснее, чему немало способствовал перегринский претор (praetor peregrinus), действующий наряду с претором цивильным и, так же как он, наделенный правом издавать эдикты (приказы) при вступлении в должность. Поначалу перегринский претор выступал не только как судья, сколько как посредник, дтрем^вшийся найти компромиссное решение, устраивавшее стороны, ибо прежние формы скрепления договоров (честное слово, клятвы) сделались уже недостаточными. Мало-помалу из синтеза естественного права как права всех или многих народов земли с тем, что было наиболее употребительным в обычаях и праве перегринов, и ряда других нормативных и практических элементов складывается знаменитое ius gentium - право народов, служившее разрешением споров между иностранцами и римлянами, но так и оставшееся частью единого римского правового комплекса. В праве народов даже ранее, чем в преторском праве, возникло и укрепилось убеждение в том, что мерилом должного права следует считать «добрую совесть» и «справедливость», отказ от ненужных и вредных формальностей, вынесенных из древности, простой и дешевый суд, основанный на принципах состязательности и свободной оценки доказательств. Особого упоминания заслуживает принципиально важное положение об обязанности суда доискиваться до действительной воли сторон правоотношения, их интереса, как бы он ни был выражен в документах и прочих доказательствах. Что же должно было привлекать в перегринском праве, в ius gen-. tium? Укажем на главное: 1) свобода от гнетущих, сковывающих деловую жизнь формаль- 2) предпочтение подлинной воли участников правоотношения всем прочим обстоятельствам и формальностям; 3) письменная форма договорных связей; 4) простота судопроизводства - в противовес тяжеловесной архаике цивильного процесса; 5) атмосфера взаимного доверия сторон правоотношения, облегчавшая решение спорных случаев; 6) равенство (и равновесие интересов) сторон правоотношения; 7) третейский суд и т. п. Теоретическое оправдание рецепции перегринского права римские юристы нашли в тех его чертах, которые оказалось возможными философски, и юридически - представить в качестве естественного права (ius naturale), будто бы «общего всем народам Земли», - как это можно сказать о естественной заботе о потомстве, о самозащите,о праве собственности и т. д. Стало считаться, что естественное право может быть распространено на сущностные элементы сделки (думал «продажа», а вышла «мена»), на признание идентичности лица (сын заступает место отца), на качество вещи (например, рабыня, в нарушение условий сделки, оказалась не девственницей) и т. д. Во всех этих случаях естественное право могло служить и игнорированию ошибки, и признанию сделки оспоримой, а в каких-то случаях и недействительной. Обращение к праву народов будило мысль, ставило под сомнение сложившуюся традицию, и само «строгое право» XII таблиц как таковое позволяло ввести в рассмотрение спора упрощенную процедуру, свободную оценку доказательств, внимание к фактическим обстоятельствам и социально оправданной защите экономических, семейных и прочих интересов. Здесь же обратим внимание на роль эксцепции как средства ревизии старого права и, забегая вперед, упомянем exceptio doli - «возражение из обмана», которое цивильный претор, следуя за перегринским, использовал для пресечения всякого такого притязания, которое, будучи формально безупречным по «строгому праву», находилось в противоречии с принципами справедливости. § 3. Преторское право (ius honorarium) Преторское право - ius honorarium (praetorium) возникает как естественный результат все углубляющегося несоответствия между возросшей деловой активностью и старыми, архаичными формами правового регулирования, восходящими к Законам XII таблиц. В 367 г. до н. э. была учреждена одна из высших патрицианских магистратур - цивильный (городской) претор, в ведение которого поступили все судебные дела. Претор получил право созыва народных собраний и представления законопроектов, начальствовал, когда его к тому призывали, армией и т. д. Как лицо, наделенное высшей начальственной властью (imperium), претор получил право при вступлении в должность издавать эдикты, имевшие обязательную силу, и выдавать приказы-интердикты, исполнение которых' обеспечивалось действенными санкциями. Примечание. Стоя ниже консула в иерархии чинов, претор не подчинялся ему, ибо по общему порядку ни одна римская магистратура не вмешивалась в дела другой. С 337 г. до н. э. претура становится дсн ступной и плебеям - в завершение процесса выравнивания прав патрициев и плебеев. В 242 г. до н. э. на помощь городскому претору приходит претор перегринский. Они действуют в контакте, особенно в спорах, где стороной являлся римский гражданин. Эдикты обоих преторов писались на деревянной доске белыми или красными буквами и выставлялись на форуме, где совершался суд. Преторский эдикт, как и всякий другой, считался обязательным для издавшего его магистрата, а так как срок его полномочий ограничивался одним годом, то и эдикт действовал столько же. «Законом на год» называл его Цицерон. Но так обстояло дело в теории. На практике же всякий новый претор сохранял, по установившейся традиции, определенную часть эдикта, которая сделалась как бы общепризнанной частью римского права, а также то, что считал разумным, проверенным и оправданным. Если же он находил нужным прибавить что-либо «от себя», то обращался к тому новому, что вытекало из судебной практики, деловых отношений, эдиктов своего коллеги по делам Перегринов, к своим собственным воззрениям на право. Не исключалось, что претор, руководствуясь неотложными нуждами, был вправе вносить в эдикт дополнения в течение всего срока своих полномочий. Эти дополнения, как и эдикт в целом, были по своей форме «процессуальными», т. е. касались исков, допущенных и защищаемых претором. Но всякий раз, когда признавалось или отрицалось правопритязание, менялось в чем-то и так называемое материальное право, ибо какое-то новое фактическое отношение получало признание и защиту в праве, а какое-нибудь другое ее утрачивало. Преторы не могли отменять или приостанавливать действие законов. На то существовали народные собрания и, для каких-нибудь особых случаев, постановления сената (сенатусконсульты, senatus consulta), но правомочие претора на издание эдиктов оказалось не менее эффективным, чем отмена закона (к чему прибегали редко и неохотно). Нелишне иметь в виду, что преторы принадлежали к верхам гражданской и военной администрации, входили в число самых именитых граждан римской аристократической республики. В знак своей высшей власти претор получал особую почетную стражу из шести ликторов, несших так называемые фасции - пучки перевязанных прутьев. За пределами Рима в них втыкали топор, могущий служить орудием казни. Роль и значение претора резко поднялись, когда на смену леги-сакционному процессу пришел процесс формулярный. На смену старым формулам, изобретенным в свое время жрецами-понтификами, приходят формулы-иски, которые творит претор, творит, руководствуясь здравым смыслом, подкрепленным фолософскими и этическими соображениями, отражавшими в конечном счете определенный экономический и социальный интерес. Это и «справедливость», это и «добрая совесть», этой «истинная воля» участников правоотношения, это и свободная оценка доказательств... Адресованная судье формула претора была для него предписанием, которому следовало подчиняться, как и преторскому эдикту, выставленному на площади ради того, чтобы никто не мог отговориться незнанием права. Как сказано в Дигестах, преторские эдикты устраняли, дополняли или корректировали «строгое право» XII таблиц. Quid est iures? -Что есть справедливость? - вот вопрос, который возникал в затруднительных случаях, а с ним возникло и развивалось преторское право - ius honorarium (praetorium). Примечание. Разберем для уяснения сказанного следующий случай. Некий глава семейства (paterfamilias), назовем его Агерием, вовлеченный в заморскую торговлю, решил основать факторию в Афинах. Кого поставить во главе ее? Смышленого раба, да еще грека по рождению? Право этому не мешало - сделки, заключенные с рабом, признавались действительными. Но с оговоркой, которая делала их сомнительными: требовалось, чтобы такая сделка отвечала инте-1 ресам хозяина раба, т. е. не вызывала протеста с его стороны. Может быть, испробовать для этой роли старшего сына - Тиберия? Но для этого нужно было освободить его из-под отцовской власти, сделать его «лицом собственного права» (persona sui juris), т. е. независимым, полноправным. Законы XII таблиц требовали для такого освобождения (emancipa tio) мнимой продажи в кабалу. После эманципации сын становился свободным от отцовской власти и получал право совершать все допущен ные правом сделки с имуществом. Вместе с тем эманципированный сын лишался права на участие в наследовании отцовского имущест ва (как равно и в имуществе своих восходящих родственников). Пред видя такого рода невыгоду, Агерий мог обещать эманципированному сыну участие в наследовании с помощью простого упоминания в заве щании. Получив деньги на обзаведение, Тиберий выехал в Афины и возглавил семейную факторию к обоюдной выгоде - всей семьи и своей собственной. Спустя некоторое время он узнает о внезапной смерти отца, о том, что тот не оставил обещанного завещания и что два его брата, держась Законов XII таблиц, разделили между собой все отцовское наследство. Тиберий спешит в Рим, чтобы найти защиту своих интересов у цивильного претора, так как ему было известно, что чрезмерная строгость Таблиц уже исправлена в пользу эманципированных. Надежды Тиберия не напрасны. Опираясь на свой эдикт, претор предписывает судье рассмотреть иск Тиберия к его братьям и, если фактические основания иска найдут подтверждение (показаниями свидетелей, признанием ответчиков и пр.), присудить Тиберию ту часть имущества, которая следовала бы ему, будь он под властью отца. - И я, подобно братьям, сделаюсь цивильным собственником этого имущества, претор? - Нет, ты еще в течение известного срока останешься его преторским собственником, ибо твое право будет основано на моей защите. Но можешь не беспокоиться. Подобно тому как я сам, вступая в должность, объявил, что буду следовать принципу предшествующихэдиктов, так точно сделают и те, кто придет мне на смену. Имущество, предоставленное тебе судом по моему предписанию, прочно войдет всостав твоего хозяйства - in bonis, отчего его и называют бонитарной собственностью. - И как долго буду я бонитарным собственником? - Пока право приобретательной давности, установленное цивильным правом, не даст тебе права цивильного собственника, какие изначально получили твои сонаследники-братья. (Прибавим, что с течением времени преторское право включило эманципированных сыновей в число законных наследников отцовского имущества). В каком-нибудь другом случае претор мог отказать в иске, который с точки зрения цивильного права представлялся абсолютно законным, но противоречил уже сложившимся торговым обыкновениям и правовому сознанию, выработанному на основе развитого товарооборота. Некий продавец по своей неосведомленности продешевил при продаже конского молодняка, которым славилась старая Италия. Лошадь, как и некоторые другие вещи, отнесенные к разряду манципи* РУемых (res mancipi), могла продаваться только при том непременном условии, что были соблюдены строгие формальности. Без этого сделка считалась недействительной и подлежала расторжению по первому требованию любой из сторон. Спохватившись насчет понесенных им убытков, продавец потребовал у претора иска, ссылаясь на то, что лошади были проданы путем простой передачи, как если бы речь шла о продаже утвари или украшения. - Но деньги, запрошенные тобой, или те, на которые ты согласился, ты получил? - спросил претор. - Да, но ведь манципации (так назывался обряд) не было. Как же с моим цивильным правом? - А никак! Без моей защиты оно остается «голым», и в моем эдикте ты прочтешь, что я не буду потакать тем, кто, ссылаясь на Законы XII таблиц, стремится - по своей же вине - подорвать доверие, необ Такого разговора могло и не быть, и наша реконструкция грешит «модернизмом», но то, что дело шло в указанном направлении, несомненно. В поисках справедливого урегулирования имущественных споров преторы стали нередко прибегать к юридическим фикциям. Некоторые из них проникли в преторские формулы. Суть фикции состоит в добавлении заведомо несуществующего факта или, наоборот, в отходе от учета каких-либо, самих по себе бесспорных, обстоятельств. Будучи неопровержимой в принципе, юридическая фикция сделалась важным орудием новой правотворческой мысли. При внешнем почтении к старому праву, праву Таблиц, претор в самом деле творил новое право, которое, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли, распространением товарныхотношений вообще. Правотворческая деятельность преторов стала сужаться с переходом к империи - отчасти потому, что все главное для трансформа- ции старого права (и выработки стройной системы исков) было уже сделано, отчасти потому, что место преторского эдикта заняли pacпоряжения императора и сенатские постановления. Во II в. (в 130 г.) по приказу императора Адриана выдающийся римский юрист Юли ан создал единый свод преторских эдиктов, неизменяемый «постоянный эдикт (edictum perpetuum)», бывший важным источником права в течение нескольких столетий - вплоть до кодификационной деятельности императора Юстиниана. Таким образом, хронологические рамки наибольшей преторской активности, преторского правотворчества - 250-80 г. до н. э. О кодификации эдиктов, издаваемых перегринскими преторами, мы не имеем сведений, но можно сказать, что с началом III в. (с 212 г.), когда свободное население римских провинций получило права римских граждан, перегринское право, именуемое правом народов, потеряло свое исключительное значение и оба эти русла - цивильное и перегринское право - слились воедино. Тот же процесс обнаруживается и в соотношении цивильного и преторского права. Об этом говорит византийский юрист VI в. Доро-фей, один из авторов Институций Юстиниана (учебника для современных ему юридических школ): «из обычая людей» и «последующих нововведений» постепенно, с течением времени «цивильное право стало приходить в согласие с правом преторским», отчего возникает «единообразие», т. е. слияние первоначально конфликтующих между собой источников права. Так возникает единый правовой комплекс - римское классическое право - предмет нашего изучения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |