КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прекращение брака
Во всех случаях оно следовало за смертью одного из супругов, становилось неизбежным, если один из супругов лишался свободы или гражданства (максимальное и медиальное, среднее, умаление правоспособности). Оно могло иметь место, когда в результате усыновления муж переходил в семью своей жены (чтобы сделать такой брак законным, патерфамилиас должен был эманципировать дочь). «Правильные браки» расторгались не иначе как по желанию мужа, для чего были изобретены формальности, прямо противоположные тем, с помощью которых браки заключались. Что касается брака, заключаемого без формальностей, достаточно было решения одного из супругов. Торжественная форма брака (конфарреативная) сохранялась довольно долго (до усвоения христианства), но главным образом для жреческих фамилий. «Покупка», уже ко времени ранней республики утратившая реальный характер, но сохранившаяся как обряд, становится все большей редкостью. Неформальный брак, отринув свойственный ему узус (обязательную трехдневную отлучку жены из дома), утверждается как доминирующая форма брака. В классическую эпоху развод приобрел новое качество: каким бы ни был брак, он расторгался как по взаимному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению одного из них.
Гай, впрочем, предупреждает: считается несправедливым ре шиться на развод в минуту гнева, «при отсутствии постоянного к тому расположению духа» (Д. 24.2.3). Примечание. Если на момент развода жена объявляла мужу (и притом публично) о своей беременности, тот, чтоб не платить алиментов на содержание чужого ребенка, получал право приставить к своей бывшей жене соглядатая. Его обязанностью было удостове- риться в том, что женщина родила в течение отведенного природой срока беременности, но не позже. Несколько слов о «постоянном расположении духа». Это, разуме- ется, фактор неправовой, но с ним нельзя не считаться. Позволю се- бе сослаться на своего рода «личный пример». В 1943 г. я был неожиданно отозван со строевой должности и пе- реведен в прокуратуру 43-й армии на должность прокурора по след- ственной части. В этой роли мне пришлось иметь дело и с приговорами о смертной казни. Выносил их военный трибунал, но утверждение (или отклонение) находилось во власти командующего армией. По одному сложному случаю я склонялся к замене смертной казни направлением в штрафной батальон. И с этим пришел к прокурору армии Н.К. Дунаеву. Он отказался меня выслушать, хотя дело было срочным: человек ожидал своей страшной судьбы (ни апелляции, ни кассации не допускалось, но мы разрешали себе обнадеживать смертника). Я, признаться, по молодости лет не понял своего шефа, и это, до-лжно быть, отразилось на моем лице. - Поймите! - сказал в раздражении Дунаев и даже встал из-за стола. - Нельзя решать вопрос о смертной казни, находясь в плохом, я бы сказал, в отвратительном душевном состоянии. Как вот я сейчас, после разговора с членом Военного совета по энскому делу. Вечером. Сознаюсь, мне потребовалось время, чтобы уразуметь всю правоту моего мудрого и гуманного шефа. Немаловажный поворот приходится на эпоху Юстиниана, который (новелла 117) установил основания к разводу: прелюбодеяние жены, сводничество, государственная измена одного из супругов. Допускался и развод без вины супруга: по импотенции, по решению уйти в монастырь и др. Отсюда берет начало вся концепция оснований для развода, которая была воспринята церковным (каноническим) правом, Кодексом Наполеона и многими другими кодификациями и законами. Вступая во второй брак после смерти супруга, вдова должна была соблюсти траурный год. Этого требовала не только мораль, но и весьма практическая забота - чтобы исключить сомнения в отце ребенка, которого вдова может родить в течение этого срока. Ведь дело касалось наследства, поминальных обрядов, чему римляне придавали огромное значение, и пр. По законам императора Августа, вдовы должны были вступать в новый брак в течение двух лет после смерти мужа, разведенные - через 18 месяцев. Чтобы оградить интересы детей, имущество семьи не должно было расточаться со вступлением в новый брак. Его запрещалось дарить или продавать новому супругу. Примечание. Любопытным свидетельством либерализации (хотя и специфической) брачных отношений является сентенция Павла (Д. 47.10.2), из которой следует, что жена должна терпеть грубость мужа, ибо как-никак он является ее защитником, тогда как оскорбление мужа женой - недопустимо в принципе. Для эпохи XII таблиц такое рассуждение было бы странным, ибо признавалась безграничная власть мужа над женой.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |