Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основные положения и общая характеристика современных информационно-правовых систем




При изучении данной темы студентам рекомендуется обратить внимание на положения федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяющие:

- понятия «информационная система», «оператор информационной системы», «государственная информационная система»;

- классификацию информационных систем:

Следует уяснить основы правового регулирования применения информационных технологий, создания и эксплуатации информационных систем и государственных информационных систем.

Следует понимать характерные отличия класса информационно-правовых систем в ряду иных классов информационных систем, понимать требования, предъявляемые к информационно-правовым системам.

Студенту следует знать определение информационно-правовой системы, классификацию ИПС в зависимости от вида правовой информации, от характера использования информации, от сферы применения, класса решаемых задач.

Особое внимание следует уделить архитектуре построения типовых ИПС, назначению и функциональным возможностям базовых компонент. Отдельно следует рассмотреть вопрос организации интерфейса, выделив основные типовые компоненты интерфейса ИПС.

При изучении критериев оценки качества ИПС следует рассмотреть следующие показатели:

- объем информационного банка;

- возможность формирования пользовательской базы документов;

- скорость поиска документов по базе документов;

- актуальность информации и оперативность обновления информационной базы;

- степень аутентичности документов оригиналу;

- наличие юридической обработки документов;

- надежность работы;

- возможность удаленного доступа к ИПС, используя телекоммуникационные линии связи.

Особое внимание необходимо уделить вопросу функциональных возможностей ИПС и вопросу качества информационного обеспечения ИПС, а именно составу и содержанию банков и баз информации, ее правовой статус, актуальность и способы использования в практической деятельности юриста.

 

Тема 2. Классификации правовых актов в информационно-правовых системах

В начале изучения темы студентам следует обратиться к общей классификации правовой информации используемой в юридической деятельности.

Наличие единой государственной системы правовой информации, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц является необходимым условием развития правового государства.

Основу организационной структуры системы правовой информации образует система ее классификации. Система классификации интегрирует классификаторы правовой информации по различным основаниям. Следует ознакомиться с основными подходами к классификации правовой информации и нормативных правовых актов, в первую очередь с предметной классификацией.

В качестве определенного стандарта классификации нормативных правовых актов рассматривается Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов». Он является предметным классификатором и представляет собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности и отражающих весь массив нормативных правовых актов.

Следует уделить внимание назначению и функциям системы классификации правовых актов при систематизации законодательства; в законотворческой деятельности, в правоприменительной деятельности.

Особое внимание следует уделить вопросу использования системы классификации правовых актов в информационно-правовых системах.

Классификаторы являются важным компонентом информационного, лингвистического и программного обеспечения ИПС. На их основе строится интерфейс взаимодействия с пользователем при формировании поискового запроса, реализуются методы поиска, такие как поиск по реквизитам, поиск по разделам (рубрикам) классификатора законодательства.

Использование единого классификатора как стандарта позволяет выполнять автоматизированный обмен между банками правовой информации различных уровней, обеспечивая вертикальную и горизонтальную интеграцию информационно-правовых систем в единую государственную правовую систему. Следует отметить существующее различие используемых классификаторов правовых актов в государственных и коммерческих системах правовой информации.

При изучении требований, предъявляемым к системам классификации и электронным классификаторам, следует обратить внимание на наличие или отсутствие возможности простых способов внесения в них изменений для обеспечения соответствие системы классификации действующему законодательству.

Тема 3. Государственная система правовой информации Российской Федерации

Изучение темы, студенту следует начать с вопросов государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации: законодательное обеспечение процесса правовой информатизации в целом, и разработки конкретных информационно-правовых систем в частности. Начало активных работ по правовой информатизации России, обусловлено созданной по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ Концепции правовой информатизации (утверждена Указом Президента РФ № 966 от 28 июня 1993 г.). В ней определены цели, задачи принципы и основные направления правовой информатизации.

В Концепции правовой информатизации определена главная цель правовой информатизации России - построение общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, органы государственной власти и местного самоуправления. По своему содержанию она должна стать автоматизированной системой информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.

Для реализации Концепции правовой информатизации утверждена президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации".

На научно-технический центр правовой информации "Система" возложены функции головной организации по реализации программы правовой информатизации России и поставлена задача создания и ведения центрального интегрированного полнотекстового банка правовой информации.

Для указанных целей НТЦ «Система» ФСО РФ разработана и внедрена информационно-правовая система «Законодательство России».

Следует уделить особое внимание отличительным свойствам информации в банках правовой информации (эталонность, официальность), составу и содержанию электронных информационных фондов.

Следует отметить, что первый этап реализации концепции выполнен. Создана и успешно функционирует на всей территории страны Государственная система распространения правовых актов в электронном виде (ГСРПА). Следует обратить внимание на ее структуру: центральные и локальные информационно-правовые системы, публичные центры правовой информации. Следует охарактеризовать типы пользователей системы с позиции выполняемых ими информационных процессов и информационно-технологическое обеспечение системы.

В разработке проектов правовой информатизации принимают участие ФСО, Министерство юстиции Российской Федерации, другие министерства и ведомства, лидеры негосударственного сектора правовой информатизации.

В настоящее время активно реализуется задача трансформации государственной системы распространения правовой информации в государственную систему правовой информации (ГСПИ). Основное содержание этого этапа - использование современных информационных технологий, электронного вида документа на всех этапах: от подготовки проекта правового акта до его официального опубликования и применения. Следует обратить внимание на подсистемы государственной системы правовой информации, их назначение и задачи, в особенности на подсистему доступа к официальной правовой информации и подсистему официального опубликования правовых актов в электронном виде. Следует уяснить, что функции указанных подсистем выполняет «Официальный интернет-портал правовой информации», являющийся единым объединяющим элементом ГСПИ.

«Официальный интернет-портал правовой информации» выполняет функции официального публикатора в электронном виде нормативных правовых актов и функцию доступа к правовой информации на основе информационно-правовой системы «Законодательство России».

Статус Портала как официального публикатора правовых актов определен Федеральным законом от 21 октября 2011 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

ГСПИ развивается в соответствии с задачами указанными в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» и информационными технологиями определенными в подпрограмме «Электронное правительство» программы «Электронное государство».

Тема 4. Основы обеспечения единства информационно-правового пространство Российской Федерации

В основу понимания государственной политики по выработке и реализации мер обеспечения единства информационно-правового пространства положена законодательная база. Обучаемый должен знать состав и содержание нормативных правовых актов, составляющих основу этой законодательной базы.

Важно обратить внимание на роль и функции исполнительных и муниципальных органов власти в вопросах обеспечения контроля на соответствие принимаемых нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Основываясь на положениях законодательства (Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904; Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», Постановление Правительства РФ от 01.06.2005 № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации») обучаемый должен знать назначение, порядок ведения и использования системы федеральных регистров Минюста России: федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, федерального реестра муниципальных нормативных правовых актов, государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

При изучении технологии ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ рекомендуется использовать нормативную базу Минюста России, в том числе процедуру включения НПА в федеральный регистр (Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5). Необходимо ознакомиться с ведомственными актами Минюста России в части понимания роли и предмета экспертных заключений Минюста России на нормативные правовые акты, а также сопутствующая информация в системе федеральных регистров нормативных правовых актов Минюста России.

От знания основ нормативно-правового регулирования ведения системы федеральных регистров следует перейти к изучению системы информационно-технологического обеспечения ведения указанных регистров. А именно:

уяснить назначение, состав, архитектуру и функциональные задачи информационной системы “Нормативные правовые акты Российской Федерации”. Представлять механизм обеспечения создания единого информационно и логически связанного, непротиворечивого банка нормативных правовых актов Российской Федерации с использованием вышеупомянутой системы.

Тема 5. Информационно-правовые системы законодательной и
судебной власти Российской Федерации

При изучении вопроса информатизации органов законодательной и судебной власти следует обратиться к основополагающим законодательным актам: Концепции правовой информатизации (утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966) и к Президентской программе «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). В Концепции правовой информатизации определены основные цели, задачи, принципы реализации правовой информатизации, концептуальный подход к организации информационно-правового пространства РФ. В президентской программе, направленной на реализацию концепции выделены компоненты информационно-правового обеспечения общегосударственной информационной системы, такие как информационно-правовые системы Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Правительства РФ. Утверждены их назначение, задачи, механизм реализации программы. Утвержденные в программе задачи в области создания государственных локальных информационных систем правовой информации и их взаимодействия с интегрированным банком правовой информации выполнены.

При изучении информационных систем правовой информации органов законодательной власти следует заострить внимание на системах правовой информации Президента РФ, Федерального Собрания РФ.

В распоряжении Президента РФ имеются: система информационно-технического обеспечения выпуска правовых актов Президента Российской Федерации; информационные системы правовой информации предоставляющие документы в различных форматах. На официальном сайте Президента РФ (http://президент.рф) реализован свободный доступ для граждан и юридических лиц к следующим правовым актам подписываемым Президентом РФ: федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, указы Президента, распоряжения Президента.

Информационно-правовая система Федерального Собрания Российской Федерации предназначена для организации доступа пользователей к следующим действующим документам: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, в том числе Кодексы. Она является составной частью сайта Совета Федерации Федерального Собрания (http://www.council.gov.ru/fedzak/index.html).

Правовая база Государственной Думы представлена на сайте ее сайте (www.duma.gov.ru) и включает следующие компоненты:

- информационно-правовые системы «Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации» и «Закон»;

- автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).

Студенту следует уделить внимание назначению, функциональным возможностям и составу баз правовой информации изучаемых систем.

В основе информационного обеспечения Федерального Собрания лежит информационно-коммуникационная система (ИКС), созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. № 159 "О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания". Правовая информационно-справочная система «Федеральные законы» размещена в разделе Федеральные законы (www.council.gov.ru) на официальном сайте Совета Федерации (www.gov.ru).

При изучении вопроса информатизации органов судебной власти студентам следует уделить внимание следующим документам, активизирующим создание системы правовой информации для деятельности судов общей юрисдикции и мировых судов.

1.Концепция информатизации судов общей юрисдикции, утвержденной постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 № 75.

2. Федеральная целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, поставившая такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию и т.д. В рамках выполнения ФЦП предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

3. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007–20011 г., начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и региональных органах Судебного департамента, а позднее и в мировых судах.

Следует изучить следующие вопросы: назначение, функциональные возможности, структуру ГАС» Правосудие», назначение ее подсистем. В первую очередь, ознакомиться со следующими подсистемами: Интернет-портал ГАС «Правосудие», «Право», «Судебное делопроизводство и статистика» и т.д

4. Постановление Совета судей РФ от 20 мая 2010 г. № 255 «О ходе разработки проекта федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2012-2016 годы», определившим дальнейшие задачи по созданию единого правового пространства судебной власти.

Следует внимательно изучить состав, назначение и функциональные возможности информационных систем представленных на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ, разработанного в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов". Реализуемая концепция «Электронное правосудие» включает следующие системы правовой информации: общедоступный банк решений всех арбитражных судов Российской Федерации; общедоступный график рассмотрения арбитражных дел в арбитражных судах Российской Федерации и т.д. Особое внимание следует уделить системе автоматизации судопроизводства.

Большое значение в процессе создания информационных систем правовой информации имеет Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ. Следует обратить внимание на особые требования предъявляемые со стороны законодательства в информационной сфере к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текстов судебных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.