Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя




Тематический план учебной дисциплины

Заочная форма обучения

(на базе высшего профессионального образования)

 

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия Самост. работа
         
4 семестр
Раздел 1. Общие положения
Тема 1.1. Понятие, предмет, метод семейного права. Принципы семейного права. Источники семейного права   - -  
Тема 1.2. История семейного права   - -  
Тема 1.3. Семейные правоотношения     -  
Раздел 2. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности супругов
Тема 2.1. Брак по семейному праву   - -  
Тема 2.2. Права и обязанности супругов   -    
Раздел 3. Права и обязанности родителей и детей
Тема 3.1. Установление происхождения детей   - -  
Тема 3.2. Права и обязанности родителей и детей   -    
Раздел 4. Алиментные обязательства членов семьи
Тема 4.1. Понятие и виды алиментных обязательств     -  
Тема 4.2. Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов   - -  
Раздел 5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Тема 5.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей   - -  
Тема 5.2. Характеристика отдельных форм устройства детей на воспитание в семью   -    
Раздел 6. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Тема 6.1. Общая характеристика источников семейного коллизионного законодательства   - -  
Тема 6.2. Правовые отношения с участием иностранных лиц, а также лиц без гражданств   - -  
Зачет - - - -
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (3 зачетные единицы)        

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Семейное право является одной из основных дисциплин частноправового цикла, относящихся к общепрофессиональным дисциплинам. Оно преподается студентам третьего курса, которые еще не имеют достаточного навыка в освоении специальных отраслевых учебных дисциплин, поэтому одной из основных задач преподавателя является формирование у студентов знаний определенных отраслевых категорий, позволяющих раскрыть сущность и содержание семейных отношений. Семейное право относится к учебным дисциплинам, имеющим большое практическое, прикладное значение.

Семья, материнство, отцовство и детство являются базовыми категориями, составляющими внутриотраслевую направленность правового регулирования. Всесторонняя реализация семейных прав и обязанностей гарантирована Конституцией Российской Федерации и вытекает из общего понимания базовых ценностей общества, признаваемых международными конвенциями.

Основным методом изучения курса является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, научных статей и учебных пособий по семейному праву, а также нормативных актов и научно-практических комментариев к ним. Занятия со студентами проводятся в форме лекций и практических занятий.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность полноценного конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

Лекция служит базисом, фундаментом, организующим началом работы студентов. На лекциях развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного освоения предмета в полном объеме. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению теории семейного права и практики его применения.

Практические занятия проводятся по наиболее сложным теоретико-правовым проблемам и также по вопросам, имеющим большую социальную и практическую значимость. Практическое занятие имеют целью углубить и закрепить знания студентов, научить их самостоятельно размышлять и делать правильные, соответствующие выводы.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки, дать рекомендации по подготовке к следующим выступлениям. Доклады, предполагающие анализ публикаций и (или) нормативно-правовых актов по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Практические занятия проводятся в форме разрешения конкретных правовых ситуаций (задач), написания проектов документов, в том числе процессуальных, составления расчетов, а также в виде деловых игр.

Основная задача данной формы обучения – сформировать у студентов практические навыки, умение применять накопленные теоретические знания.

Практическое занятие может включать в себя элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять контроль работы каждого из студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины.

Практическое занятие рекомендуется условно разбить на пять частей: вводная часть, закрепление материала, контроль материала, практическая часть, заключительная часть. Вводная часть служит для контроля текущей посещаемости практического занятия с обязательной отметкой в журнале учебной группы и сообщений организационно-методического характера. Часть «закрепление материала» предназначена для ответов преподавателя на вопросы студентов, возникшие в ходе самостоятельного изучения темы практического занятия. Для лучшего понимания возможно также графическое отображение материала в виде опорных схем на доске. Здесь же преподаватель заслушивает подготовленные студентами доклады и сообщения. Часть «контроль материала» служит для проверки знаний студентов путем ответов на вопросы практического занятия, а также совместного размышления по дискуссионным вопросам. Студентам очной формы рекомендуется также задавать вопросы на повторение пройденных тем.

Практическая часть предназначена для решения тестов, задач, а также разбора существующей судебной практики по конкретным делам, просмотра и написания проектов документов. В заключительной части преподаватель подводит итоги практического занятия, определяет тему будущего занятия. Для лучшего усвоения материала возможна раздача как групповых, так и индивидуальных домашних заданий.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы. На очной форме обучения рекомендуется провести не менее двух контрольных работ по II и III разделам данной дисциплины.

В ходе изучения курса студентам может быть предложено написание реферата по наиболее актуальным проблемам семейного права. Также в рамках общего учебного процесса студент может написать по согласованию с преподавателем курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу по выбранной теме. При этом студент осваивает навыки самостоятельной работы с материалом.

В преподавании дисциплины используются активные формы и методы обучения, деловые игры с использованием материалов конкретных судебных дел, применяются технические и программированные средства обучения.

При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на следующее:

- положения действующего семейного законодательства содержат пробелы, не успевая адекватно откликаться на изменяющиеся общественные отношения;

- судебная практика по реализации конкретных семейных отношений нередко отменяет действие отдельной некорректной нормы, поэтому ее изучение является необходимым элементом образовательного процесса;

- учебная литература содержит большое количество научных взглядов и воззрений по одному и тому же вопросу или проблеме, опираясь на которые студентам предстоит сформировать свою собственную точку зрения.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Семейное право» являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Неудовлетворительные оценки, полученные студентом на практических занятиях, и пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме. В противном случае преподаватель может не допустить студента к экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов практических занятий. Они обеспечивают: контроль преподавателя уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты, выдвигаемых положений и тезисов.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала, информации, изложенной в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или по его заданию студент может подготовить рефераты и (или) доклады по отдельным темам дисциплины.

Работа над рефератом и (или) докладом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем, позволяет приобрести первичные навыки исследовательской деятельности по дисциплине.

Для студентов очной и заочной форм обучения возможно выполнение домашнего контрольного задания по темам курса.

При подготовке к практическому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным темам. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить преподавателю текст доклада для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с оценками.

Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Семейное право» выносятся на экзамен. Опыт показывает, что больше всего неверных (неполных) ответов допускаются студентами по темам: «права и обязанности супругов», «права и обязанности родителей и детей», «алиментные обязательства». Поэтому студентам следует уделить особое внимание изучению этих тем.

Большое значение при изучении дисциплины «Семейное право» имеет самостоятельная работа студента. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен на лекциях или практических занятиях, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может сообщить во время лекций весь объем накопленных в науке знаний.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, знания недолговечны и несистемны.

Для рациональной организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновной. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Для студентов заочной формы обучения обязательно самостоятельное выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Семейное право» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику и (или) учебному пособию, придерживаясь рекомендаций преподавателя.

Затем следует ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся правоведов. Полезно составить их краткий конспект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.