КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права несовершеннолетних детей
Характеризуя права несовершеннолетних детей, необходимо исходить из различного понимания терминов «ребенок», «несовершеннолетний», «дети». Проанализируйте эти понятие и с точки зрения этимологии, и с позиций права. Обратите внимание на положения ст. 1 Конвенции ООН, сопоставьте их с нормой, закрепленной в п. 1 ст. 54 СК РФ. Раскрывая содержание прав детей, не ограничивайтесь положениями главы 11 СК РФ, подберите и проанализируйте дополнительные нормативные правовые акты, касающиеся рассматриваемого вопроса. Выполнение 4-ого задания предполагает изучение родительского правоотношения, субъектами которого являются, с одной стороны мать или отец, а с другой – ребенок. В юридической литературе под родительским правоотношением принято понимать урегулированное нормами семейного права отношение между каждым родителем и несовершеннолетним ребенком, в содержание которого входят права и обязанности безусловного характера, призванные обеспечивать процесс содержания и надлежащего воспитания ребенка[1]. Что касается признаков родительских прав, то к их числу относятся: 1) срочный характер; 2) сочетание интересов родителей и детей; 3) родительские права одновременно являются и родительскими обязанностями; 4) в равной мере принадлежат обоим родителям. В учебной литературе называются и другие специфические черты родительских прав. Важно, чтобы при составлении конспекта по данному вопросу студенты не только назвали эти признаки, но и раскрыли их содержание. Предоставляя родителям определенные права и наделяя их определенными обязанностями (ст.ст. 62-64), СК РФ не регламентирует детально, как родители должны их осуществлять. Существуют лишь установленные законом (ст. 65 СК РФ) границы осуществления этих прав. В том случае, когда между родителями возникают споры по поводу воспитания детей, они являются предметом рассмотрения либо со стороны органов опеки и попечительства, либо суда. При этом следует учитывать, что органы опеки и попечительства могут лишь рекомендовать тот или иной способ разрешения спора. Что касается рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей, судом, то оно способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей. При изучении вопроса об осуществлении родительских прав необходимо использовать положения Постановления Пленума Верховного Суда от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Обратите внимание на особенности осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 СК РФ). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих прав и обязанностей к ним могут быть применены меры государственно-принудительного характера в форме лишения родительских прав и ограничения родительских прав. Эти меры рассматриваются и как основные способы защиты прав ребенка, проживающего в семье, но не получающего со стороны своих родителей надлежащего попечения и заботы. Эти меры могут применяться к родителям и тогда, когда ребенок помещен в детское учреждение. Наиболее радикальной мерой, которая может быть применена к родителям, является лишение родительских прав (ст.ст. 69-71 СК РФ). Основанием для лишения родительских прав являются противоправное поведение родителей и вина. Перечень противоправных деяний содержится в ст. 69 СК РФ и является исчерпывающим. В соответствии с п. 1 ст. 70 СК РФ лишение родительских прав производится в судебном порядке и по заявлению лиц, указанных в ч. 2 п. 1 названной статьи. При подготовке дела о лишении родительских прав к судебному разбирательству судья должен правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те обстоятельства, которые характеризуют личные качества родителей (одного из них). Если готовится дело о лишении родительских прав одного из родителей, судья в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, обязан в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание. При этом суд должен выяснить отношение родителя, проживающего отдельно от ребенка, к выполнению родительских обязанностей. Если будет обнаружено, что он уклоняется от выполнения обязанностей родителя, суд может вынести частное определение в адрес органов опеки и попечительства с указанием о необходимости предъявления иска о лишении родительских прав второго родителя. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 70 СК РФ). Правовые последствия лишения родительских прав определены ст. 71 СК РФ. Лишение родительских прав не носит необратимого характера. СК РФ предусматривает возможность восстановления в родительских правах, основания и порядок которого названы в ст. 72. Другим способом защиты прав и интересов ребенка является ограничение родительских прав. Кроме того, данная мера может рассматриваться и как мера ответственности. Ограничение родительских прав – это отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ). Ограничение родительских прав допускается по основаниям, указанным в п. 2 ст. 73 СК РФ. При этом обратите внимание, что в первом случае, предусмотренном ч. 1. п. 2 названной статьи, в поведении родителей вина отсутствует, а во втором, предусмотренном ч. 2 п. 2 той же статьи, - вина в поведении родителей будет иметь юридическое значение. Порядок ограничения родительских прав во многом схож с порядком лишения родительских прав и определен п.п. 3-6 ст. 73 СК РФ. Что касается правовых последствий ограничения родительских прав (ст.ст. 74-75 СК РФ), то обратите внимание на их сходство и отличие от правовых последствий лишения родительских прав. Ограничение родительских прав также не имеет необратимого характера и согласно ст. 76 СК РФ может быть отменено. Следует помнить, что отобрание ребенка у родителей возможно и вне судебной процедуры, но тогда оно носит временный характер и осуществляется в административном порядке (ст. 77 СК РФ). Вопросы для самоконтроля 1. До какого возраста согласно ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» каждое человеческое существо является ребенком? Предусмотрен ли действующим российским семейным законодательством иной возраст признания лица ребенком? 2. Какие группы прав несовершеннолетних детей закреплены в главе 11 СК РФ? 3. В чем заключается право ребенка жить и воспитываться в семье? 4. Что признается местом жительства несовершеннолетнего ребенка, не достигшего возраста 14 лет? 5. С кем из родителей имеет право проживать ребенок, если го родители проживают по разным адресам? Как решается спор между родителями по этому вопросу? 6. Что означает право ребенка на общение с родителями и другими родственниками? Влияет ли на это право расторжение брака его родителей, признание брака его родителей недействительным, раздельное проживание его родителей как внутри страны, так и в разных государствах? 7. Каковы особенности реализации права ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации? Что следует понимать под экстремальной ситуацией? 8. Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка? 9. По достижении какого возраста ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства и в суд? 10.В каких случаях ребенок вправе выражать свое мнение? 11.В каких случаях учитывается мнение несовершеннолетнего? 12.Зависит ли объем родительских прав от того, родились дети в зарегистрированном браке или нет? 13.Каковы права несовершеннолетних родителей? 14.Каково содержание права и обязанностей родителей по защите прав и интересов детей? В каких случаях родители не вправе представлять интересы своих детей? 15.Какие права имеет родитель, проживающий отдельно от ребенка? 16.Какие меры могут быть приняты к виновному родителю, не выполняющему решение суда о порядке осуществления родительских прав другим родителем, проживающим отдельно от ребенка? 17.Каково содержание права родителей по возврату своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя без всяких оснований? 18.Назовите основания лишения родителей (одного из них) родительских прав. 19.Каков круг лиц, имеющих право на предъявление иска о лишении родителей (одного из них) родительских прав? 20.Назовите правовые последствия лишения родительских прав. 21.В каких случаях допускается отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав? 22.Каков круг лиц, имеющих право на предъявление иска об ограничении родительских прав? 23.С участием каких органов рассматриваются дела о лишении родительских прав и ограничении родительских прав? Какова их роль? 24.Назовите правовые последствия ограничения родительских прав. 25.На каком основании производится отобрание ребенка у родителей органом опеки и попечительства? 26.Какие действия должен произвести орган опеки и попечительства при отобрании ребенка у родителей? Нормативные правовые акты: 1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16. 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 11.06.2008) // СЗ РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 4. ФЗ от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340. 5. ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3902. 6. ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственно поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. – 2007. - № 1 (ч. 1). – Ст. 19. 7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 18.10.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 33. – Ст. 1318. 8. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2007. - № 42. – Ст. 5009. 9. Письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // СПС «Консультант Плюс». Международные документы: 1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 // ВВС СССР. - 1990. - № 45. – Ст. 955. Судебная практика: 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // БВС РФ. – 1998. - № 7. Основная литература: Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.1. Дополнительная литература: 1. Агапов, С.В. Семейное право: учеб.-метод. комплекс / С.В. Агапов – М: РПА Минюста России, 2012. (ЭБ Либэр http://liber.rpa-mjust.ru). 2. Агапов, С.В. Семейное право: учеб.-метод. комплекс / С.В. Агапов, О.Н. Бобровская – М: РПА Минюста России, 2009. (ЭБ Либэр http://liber.rpa-mjust.ru). 3. Антокольская, М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. –– 3-е изд., перераб. и доп. –– М.: Норма: Инфра-М, 2010. 4. Беседкина, Н.И. Права неродившегося ребенка // Государство и права. – 2006. - № 4. 5. Беседкина, Н.И. Правовое регулирование статуса ребенка в Российской Федерации // Государство и права. – 2006. - № 11. 6. Беспалов, Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. - 1997. - № 1. 7. Беспалов, Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. - 2000. - № 12. 8. Губаренко, Е.А. Семейные споры: Комментарии законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб / Под общей редакцией И.П. Гришина. – М.: Издательство Эксмо, 2005. 9. Гуль, Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства // Журнал российского права. – 2007. - № 4. 10. Гуль, Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Журнал российского права. – 2005. - № 3. 11. Данилов, Е.П. СПРАВОЧНИК АДВОКАТА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ М.: Издательство Юрайт, 2013 г (ЭБС Юрайт http://www.biblio-online.ru/). 12. Долинская, Л.М. Права ребенка, охрана материнства и детства в международных документах // Цивилист. – 2008. - № 4. 13. Емельянов, В. Понятие злоупотребления гражданскими правами // Законность. - 2000. - № 11. 14. Жуков, М.В. СПРАВОЧНИК АДВОКАТА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ М.: Издательство Юрайт, 2012 г (ЭБС Юрайт http://www.biblio-online.ru/). 15. Ильина, О.Ю. Об определении интересов ребенка как семейно-правовой категории // Государство и право. – 2005. - № 11. 16. КОММЕНТАРИЙ К СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО СЕМЕЙНЫМ СПОРАМ 2-е изд. / Отв. ред.Беспалов Ю.Ф. М.: Издательство Юрайт, 2013 г (ЭБС Юрайт http://www.biblio-online.ru/). 17. Кравчук, Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как институт защиты семейных прав ребенка в России // Государство и права. – 2006. - № 4. 18. Крючкова, Н.В. Взаимодействие жилищных и семейных отношений (на примере выселения) // Цивилист. – 2008. - № 5. 19. Маштакова, Е.А., Родина, М.Е. Семейное право: учеб.-метод. комплекс / Е.А. Маштакова - Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2013. (ЭБ Либэр http://liber.rpa-mjust.ru). 20. Нечаева, А.М. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. –– М.: Волтерс Клувер, 2011. 21. Паршукова, К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения в России // Юрист. – 2007. - № 10. 22. Пчелинцева, Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. - 2001. - № 6. 23. Пчелинцева, Л.М. Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. –– 8-е изд. — М.: Норма, 2007. 24. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник / Л.М. Пчелинцева. –– 5-е изд. –– М.: Норма, 2007. 25. Раев, Д. Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан // Российская юстиция. - 2001. - № 8. 26. Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. –– М.: Статут, 2008. 27. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Чефранова Е.А. - М.: Издательство Юрайт, 2012 г. (библиотека РЮИ). 28. Ситкова, О.Ю. Право ребенка на сохранение семейных связей в практике российских судов и Европейского Суда по правам человека // Цивилист. – 2008. - № 4. 29. Сорокин, С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. - 2000. - № 2. 30. Шерстнева, Н.С. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии // Современное право. – 2006. - № 3. Практическое занятие по теме 4.1. Понятие и виды алиментных обязательств (4 часа) Вопросы для обсуждения 1. Понятие, признаки и виды алиментных обязательств. 2. Алиментные обязательства родителей и детей. 3. Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). 4. Алиментные обязательства других членов семьи. Применяемые методы обучения:
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |