КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права ребенка
Основные требования по охране прав ребенка. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержит перечень основных требований, которые предъявляет государство к воспитанию несовершеннолетних лиц. Органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка. Это достигается посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста Ребенка и в пределах установленного законодательством объема Дееспособности ребенка. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. Такие объединения (организации) имеют право по заявлению ребенка получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации методическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и порядке, которые установлены соответствующей федеральной или региональной программой. Таким образом, система государственных органов, семья, уполномоченные государством общественные организации и объединения несут определенную законом ответственность за благополучие, безопасность, развитие ребенка. Семейные права ребенка. Ребенок имеет право на реализацию своих семейных прав, т.е. он вправе их осуществлять в соответствии с назначением, не нарушая права и законные интересы других лиц, самостоятельно и (или) через своих законных представителей, действующих в интересах ребенка (например, когда определяется его место жительства). Особенность реализации прав ребенка состоит в том, что наряду с ним самим в распоряжении его правами участвуют законные представители и (или) учреждения, на которые законом возложена обязанность по охране его прав. В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребенка связано с поведением его законных представителей, или учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. До тех пор, пока их действия, связанные с реализацией прав ребенка, не нарушают его интересов, они участвуют в этом процессе. Несовершеннолетний, который приобрел полную гражданскую дееспособность в порядке эмансипации или в случае заключения брака, тем не менее не может реализовать весь комплекс семейных прав (например, такое лицо не может быть приемным родителем, усыновителем, опекуном или попечителем). Полная дееспособность возникает лишь при достижении совершеннолетия. Реализация семейных прав включает в себя форму, способы, средства, пределы и другие явления юридического и фактического порядка. Содержание поведения детей и (или) законных представителей как лиц, участвующих в реализации прав детей, составляют семейные права ребенка, а также права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих). Бесспорно, права принадлежат ребенку. Однако он в силу физической и умственной незрелости не всегда способен самостоятельно определять свое поведение. Лишь в случаях, предусмотренных законом, он может самостоятельно реализовать некоторые семейно-правовые возможности. Так, в возрасте до 14 лет ребенок вправе выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, самостоятельно обращаться за Защитой своих прав в органы опеки и попечительства, жить и воспитываться в семье. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе изменить фамилию. Таким образом, распоряжаться семейными правами может как сам ребенок, так и его законные представители. Они участвуют в реализации прав ребенка в силу закона, договора, акта органа местного самоуправления или судебного акта. Степень и границы участия определены семейным законодательством и зависят от различного рода обстоятельств. К их числу относятся возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и его законными представителями, а также правовое положение ребенка Возраст ребенка. В том случае, когда ребенок не достиг возраста 14 лет, степень участия может быть обозначена как основная, а в отдельных случаях — единственная. До достижения возраста десяти лет ребенок юридически значимые действия не совершает. Вместе с тем он может участвовать в выборе форм обучения, воспитания, в отношениях по содержанию. По достижении десяти лет он вправе высказать свое мнение по вопросам реализации его прав, может быть заслушанным в суде и т.д. Связи между ребенком и его законными представителями. В возрасте 14 лет и старше он с согласия законных представителей участвует во всех семейных отношениях. Участие законных представителей может быть обозначено дополнительн ым договором. Они лишь поддерживают ребенка или возражают против его действий. Помимо мнения ребенка, учитывается и решение законных представителей. Правовое положение ребенка. Можно выделить две категории детей. Первая — это дети, воспитывающиеся в семьях родителей. Вторая — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, в учреждениях для детей. Эти обстоятельства также влияют на степень участия законных представителей в реализации прав ребенка. В отношении первой группы детей права осуществляют родители. Их права по своему объему шире прав Других законных представителей. В отношении второй группы детей права осуществляют лица, заменяющие родителей. Границы участия законных представителей совпадают. Они определяются интересами ребенка. Участие законных представителей в реализации прав ребенка возможно лишь в рамках, не выходящих за понятие «интерес ребенка». В случае нарушения интересов ребенка возможно прекращение либо ограничение участия законных представителей в реализации его прав. Законный представитель не может отказаться от участия в реализации прав ребенка. Отказ может повлечь за собой лишение или ограничение родительских прав, назначение представителем другого лица (в случае установления противоречий между интересами детей и родителей); отмену усыновления, опеки (попечительства), рас-торжение договора о передаче ребенка в приемную семью. Необходимо особо исследовать вопрос о порядке и условиях на- i значения ребенку представителя. Согласно ст. 64 СК родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных пол- i номочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органами опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов ребенка. Представительство родителей выходит за рамки реализации права на защиту, оно касается реализации всего комплекса прав детей. Представительство лиц, заменяющих родителей, Также шире по своему содержанию представительства, вызванного противоречием между родителями и детьми. Возникает такое представительство лишь в случае разногласий между родителями и детьми, а назначает такого представителя только орган опеки и попечительства. Его полномочия сводятся к защите прав и носят временный характер. Орган опеки и попечительства в зависимости от поведения законного представителя и интересов детей обязан принять меры к созданию условий для надлежащего воспитания и содержания детей. К законным представителям могут быть применены меры семейно-правовой ответственности (лишение родительских прав, отмена усыновления и т.п.). Временный представитель может быть отстранен от участия в реализации прав ребенка при ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Усмотрение законных представителей и их согласие при распоряжении правами ребенка в полном объеме обусловлено интересами ребенка. Неучастие ребенка либо его ограниченное участие в реализации своих прав в смысле отсутствия усмотрения (свободы ребенка) не оказывает негативного воздействия на распоряжение его правами в его интересах. Как только законные представители нарушат либо создадут угрозу нарушения интересов ребенка, они отстраняются от участия в реализации прав ребенка. Одними из основных органов, участвующих в реализации прав ребенка, являются органы опеки и попечительства. В СК подробно определены задачи органов опеки и попечительства. Их деятельность достаточно обширна. Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляет последующий контроль над условиями содержания, воспитания, образования детей, дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав, разрешают разногласия между родителями относительно имени, фамилии ребенка, дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка, назначают представителя ребенка в случае разногласия между родителями и детьми, имеют право обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также совершают другие действия, направленные на реализацию и защиту прав и интересов детей. Как свидетельствует судебная практика, в деятельности органов опеки и попечительства имеются, к сожалению, существенные недостатки. Эти органы не всегда используют свое право на предъявление иска о взыскании алиментов на ребенка при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, в случае непредставления содержания и при не предъявлении одним из родителей иска в суд, не в полной мере осуществляют профилактическую работу в отношении неблагополучных семей, недостаточно тщательно исследуют обстоятельства дела при даче заключения о лишении родительских прав, не проявляют должную заботу о сохранении жилья за ребенком. Имущественные права ребенка. В СК особо отмечена самостоятельность имущественных прав несовершеннолетнего. Ребенок по семейному законодательству остается обладателем не только личных, но и имущественных прав. При этом права материального характера тоже не существуют изолированно. Распоряжение ими, степень Участия ребенка, особенно подростка, в семейных расходах, приобретении общего для всех членов семьи имущества в значительной мере зависит от семейной педагогики и воспитания. Имущественным правам ребенка в семье посвящена одна, хотя и развернутая, статья. Семейный кодекс РФ возлагает на семью обязанность по материальному обеспечению несовершеннолетних, а также нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних детей, тем самым гарантируется право ребенка на заботу со стороны своих родителей. Это один из наиболее типичных примеров слияния личных и имущественных прав ребенка в семье. При отсутствии такой заботы Кодекс позволяет прибегать к помощи правовых норм, предусматривающих алиментные обязательства. В перечень имущественных прав ребенка Семейный кодекс РФ включает также получение причитающихся ему платежей, выплачиваемых государством. Семейный кодекс РФ делает несовершеннолетнего субъектом имущественных прав в семье, а также в отраслях, не связанных с семейными отношениями. Часть 2 ст. 35 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счет в отношении несовершеннолетних Конституция РФ не делает. Статья 213 ГК, посвященная праву собственности граждан (и юридических лиц), также не делает исключений для несовершеннолетних собственников, которые могут приобретать право собственности на общих основаниях. Пункт 3 ст. 60 СК предусматривает также право собственности ребенка на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Ссылка в Кодексе на право собственности, обладателем которого может быть несовершеннолетний, несомненно обогащает содержание ст. 60, посвященной имущественным правам ребенка, но связывать их с правом на надлежащее воспитание все-таки трудно. Не случайно в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняется, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя. Особое место среди положений Семейного кодекса РФ, посвященных имущественным правам ребенка, занимают правила, где проводится граница между его имуществом и имуществом родителей. Надо полагать, что такое правило по своей сути антипедагогично, но строго выдержано с точки зрения права. Подобного рода парадоксы иногда неизбежны. Они смягчаются в п. 4 ст. 60: дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Использование термина «дети» означает, что имеются в виду как несовершеннолетние, так и достигшие совершеннолетия члены семьи. В то же время супруги несут ответственность за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми в соответствии с гражданским законодательством. Обращение взыскания на имущество супругов при возмещении ими вреда, причиненного их несовершеннолетними детьми, производится в соответствии с п. 2 ст. 45 СК. Статья 60 СК содержит увязку и ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается с другими отраслями права. Это подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство. Таким образом, семейное законодательство в части, касающейся имущественных прав ребенка, соответствует международным стандартам. Конвенция ООН «О правах ребенка» содержит положения об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих Финансовых возможностей, правда упоминания о его праве собственности в ней нет.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |