Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права ребенка




Основные требования по охране прав ребенка. Федеральный за­кон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержит перечень основных требований, которые предъявляет государство к воспитанию несо­вершеннолетних лиц.

Органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, долж­ностные лица этих органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.

Это достигается посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка за­щиты прав, установленных законодательством, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки прак­тики правоприменения в области защиты прав и законных интере­сов ребенка.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осу­ществлении самостоятельных действий, направленных на реализа­цию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста Ребенка и в пределах установленного законодательством объема Дееспособности ребенка.

Педагогические, медицинские, социаль­ные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интере­сов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимаю­щихся защитой прав ребенка.

Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

Такие объединения (организации) имеют право по заявлению ребенка по­лучать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации мето­дическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную по­мощь в объеме и порядке, которые установлены соответствующей федеральной или региональной программой.

Таким образом, система государственных органов, семья, упол­номоченные государством общественные организации и объедине­ния несут определенную законом ответственность за благополучие, безопасность, развитие ребенка.

Семейные права ребенка. Ребенок имеет право на реализацию своих семейных прав, т.е. он вправе их осуществлять в соответствии с назначением, не нарушая права и законные интересы других лиц, самостоятельно и (или) через своих законных представителей, дей­ствующих в интересах ребенка (например, когда определяется его место жительства).

Особенность реализации прав ребенка состоит в том, что наряду с ним самим в распоряжении его правами участвуют законные представители и (или) учреждения, на которые законом возложена обязанность по охране его прав.

В отличие от совершеннолетних лиц осуществление прав ребен­ка связано с поведением его законных представителей, или учреж­дений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.

До тех пор, пока их действия, связан­ные с реализацией прав ребенка, не нарушают его интересов, они участвуют в этом процессе.

Несовершеннолетний, который приоб­рел полную гражданскую дееспособность в порядке эмансипации или в случае заключения брака, тем не менее не может реализовать весь комплекс семейных прав (например, такое лицо не может быть приемным родителем, усыновителем, опекуном или попечителем).

Полная дееспособность возникает лишь при достижении совершен­нолетия.

Реализация семейных прав включает в себя форму, способы, средства, пределы и другие явления юридического и фактического порядка. Содержание поведения детей и (или) законных представи­телей как лиц, участвующих в реализации прав детей, составляют семейные права ребенка, а также права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих).

Бесспорно, права принадлежат ребенку. Од­нако он в силу физической и умственной незрелости не всегда спо­собен самостоятельно определять свое поведение. Лишь в случаях, предусмотренных законом, он может самостоятельно реализовать некоторые семейно-правовые возможности. Так, в возрасте до 14 лет ребенок вправе выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, самостоятельно обращаться за Защитой своих прав в органы опеки и попечительства, жить и воспитываться в семье. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе изменить фамилию.

Таким образом, распоряжаться семейными правами может как сам ребенок, так и его законные представители. Они участвуют в реализации прав ребенка в силу закона, договора, акта органа мест­ного самоуправления или судебного акта. Степень и границы уча­стия определены семейным законодательством и зависят от различ­ного рода обстоятельств.

К их числу относятся возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и его законными представите­лями, а также правовое положение ребенка

Возраст ребенка. В том случае, когда ребенок не достиг возраста 14 лет, степень участия может быть обозначена как основная, а в отдельных случаях — единственная.

До достижения возраста десяти лет ребенок юридически значи­мые действия не совершает. Вместе с тем он может участвовать в выборе форм обучения, воспитания, в отношениях по содержанию. По достижении десяти лет он вправе высказать свое мнение по во­просам реализации его прав, может быть заслушанным в суде и т.д.

Связи между ребенком и его законными представителями. В воз­расте 14 лет и старше он с согласия законных представителей уча­ствует во всех семейных отношениях. Участие законных представи­телей может быть обозначено дополнительн ым договором. Они лишь поддерживают ребенка или возражают против его действий. Помимо мнения ребенка, учитывается и решение законных предста­вителей.

Правовое положение ребенка. Можно выделить две категории де­тей. Первая — это дети, воспитывающиеся в семьях родителей. Вторая — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в семьях усыновителей, опекунов (попечите­лей), приемных родителей, в учреждениях для детей. Эти обстоя­тельства также влияют на степень участия законных представителей в реализации прав ребенка. В отношении первой группы детей пра­ва осуществляют родители. Их права по своему объему шире прав Других законных представителей. В отношении второй группы де­тей права осуществляют лица, заменяющие родителей.

Границы участия законных представителей совпадают. Они оп­ределяются интересами ребенка. Участие законных представителей в реализации прав ребенка возможно лишь в рамках, не выходящих за понятие «интерес ребенка». В случае нарушения интересов ре­бенка возможно прекращение либо ограничение участия законных представителей в реализации его прав.

Законный представитель не может отказаться от участия в реа­лизации прав ребенка.

Отказ может повлечь за собой лишение или ограничение родительских прав, назначение представителем другого лица (в случае установления противоречий между интересами детей и родителей); отмену усыновления, опеки (попечительства), рас-торжение договора о передаче ребенка в приемную семью.

Необходимо особо исследовать вопрос о порядке и условиях на- i значения ребенку представителя. Согласно ст. 64 СК родители яв­ляются законными представителями своих детей и выступают в за­щиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных пол- i номочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органами опеки и попечительства установлено, что меж­ду интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми органы опеки и попечи­тельства обязаны назначить представителя для защиты прав и инте­ресов ребенка.

Представительство родителей выходит за рамки реализации права на защиту, оно касается реализации всего комплекса прав детей. Представительство лиц, заменяющих родителей, Также шире по своему содержанию представительства, вызванного противоре­чием между родителями и детьми. Возникает такое представитель­ство лишь в случае разногласий между родителями и детьми, а назна­чает такого представителя только орган опеки и попечительства. Его полномочия сводятся к защите прав и носят временный характер.

Орган опеки и попечительства в зависимости от поведения за­конного представителя и интересов детей обязан принять меры к созданию условий для надлежащего воспитания и содержания де­тей. К законным представителям могут быть применены меры семейно-правовой ответственности (лишение родительских прав, от­мена усыновления и т.п.). Временный представитель может быть отстранен от участия в реализации прав ребенка при ненадлежащем исполнении своих обязанностей.

Усмотрение законных представителей и их согласие при распо­ряжении правами ребенка в полном объеме обусловлено интереса­ми ребенка. Неучастие ребенка либо его ограниченное участие в реализации своих прав в смысле отсутствия усмотрения (свободы ребенка) не оказывает негативного воздействия на распоряжение его правами в его интересах. Как только законные представители нарушат либо создадут угрозу нарушения интересов ребенка, они отстраняются от участия в реализации прав ребенка.

Одними из основных органов, участвующих в реализации прав ребенка, являются органы опеки и попечительства. В СК подробно определены задачи органов опеки и попечительства. Их деятель­ность достаточно обширна. Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществля­ет последующий контроль над условиями содержания, воспитания, образования детей, дают согласие на установление отцовства в слу­чае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее ро­дительских прав, разрешают разногласия между родителями отно­сительно имени, фамилии ребенка, дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка, назначают представителя ребенка в слу­чае разногласия между родителями и детьми, имеют право обра­титься в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребен­ка, а также совершают другие действия, направленные на реализа­цию и защиту прав и интересов детей.

Как свидетельствует судебная практика, в деятельности органов опеки и попечительства имеются, к сожалению, существенные не­достатки. Эти органы не всегда используют свое право на предъяв­ление иска о взыскании алиментов на ребенка при отсутствии со­глашения родителей об уплате алиментов, в случае непредставления содержания и при не предъявлении одним из родителей иска в суд, не в полной мере осуществляют профилактическую работу в отно­шении неблагополучных семей, недостаточно тщательно исследуют обстоятельства дела при даче заключения о лишении родительских прав, не проявляют должную заботу о сохранении жилья за ребенком.

Имущественные права ребенка. В СК особо отмечена самостоя­тельность имущественных прав несовершеннолетнего. Ребенок по семейному законодательству остается обладателем не только личных, но и имущественных прав. При этом права материального характера тоже не существуют изолированно. Распоряжение ими, степень Участия ребенка, особенно подростка, в семейных расходах, приоб­ретении общего для всех членов семьи имущества в значительной мере зависит от семейной педагогики и воспитания.

Имущественным правам ребенка в семье посвящена одна, хотя и развернутая, статья. Семейный кодекс РФ возлагает на семью обязанность по материальному обеспечению несовершеннолетних, а также нетрудоспособных нуждающихся совершеннолетних детей, тем самым гарантируется право ребенка на заботу со стороны сво­их родителей. Это один из наиболее типичных примеров слияния личных и имущественных прав ребенка в семье.

При отсутствии такой заботы Кодекс позволяет прибегать к помощи правовых норм, предусматривающих алиментные обязательства.

В перечень имущественных прав ребенка Семейный кодекс РФ включает также получение причитающихся ему платежей, выплачиваемых государством.

Семейный кодекс РФ делает несовершеннолетнего субъектом имущественных прав в семье, а также в отраслях, не связанных с семейными отношениями. Часть 2 ст. 35 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счет в от­ношении несовершеннолетних Конституция РФ не делает. Статья 213 ГК, посвященная праву собственности граждан (и юридических лиц), также не делает исключений для несовершеннолетних собст­венников, которые могут приобретать право собственности на об­щих основаниях.

Пункт 3 ст. 60 СК предусматривает также право собственности ребенка на любое другое имущество, приобретенное на его средст­ва. Ссылка в Кодексе на право собственности, обладателем которо­го может быть несовершеннолетний, несомненно обогащает содер­жание ст. 60, посвященной имущественным правам ребенка, но связывать их с правом на надлежащее воспитание все-таки трудно. Не случайно в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при раз­решении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняется, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении од­ного из родителей не является безусловным основанием для удов­летворения требований этого родителя.

Особое место среди положений Семейного кодекса РФ, посвя­щенных имущественным правам ребенка, занимают правила, где проводится граница между его имуществом и имуществом родите­лей. Надо полагать, что такое правило по своей сути антипедаго­гично, но строго выдержано с точки зрения права. Подобного рода парадоксы иногда неизбежны. Они смягчаются в п. 4 ст. 60: дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Использование термина «дети» означает, что имеются в виду как несовершенно­летние, так и достигшие совершеннолетия члены семьи.

В то же время супруги несут ответственность за вред, причи­ненный их несовершеннолетними детьми в соответствии с граждан­ским законодательством. Обращение взыскания на имущество суп­ругов при возмещении ими вреда, причиненного их несовершенно­летними детьми, производится в соответствии с п. 2 ст. 45 СК.

Статья 60 СК содержит увязку и ссылается на гражданское за­конодательство, тесно соприкасается с другими отраслями права. Это подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.

Таким образом, семейное законодательство в части, касающейся имущественных прав ребенка, соответствует международным стандартам. Конвенция ООН «О правах ребенка» содержит положения об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих Финансовых возможностей, правда упоминания о его праве собственности в ней нет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.