Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запрещающие




Управомочивающие нормызакрепляют право субъектов осуществ­лять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки пра­вомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляю­щие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ве­дения всех государственных органов (например, ст. 71—73. 83—90, 102 — 103 Конституции). В качестве управомочивающихмогут рассмат­риваться исодержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели,нормы-задачи и т. п. Их предписания закрепляют правомо­чия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конститу­ции РФ. которая устанавливает, что человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью.

Обязывающие нормызакрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные дан­ными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответству­ет их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязывает Президен­та РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повтор­ном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», « не вправе » и т. п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ за­прещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содер­жания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений:

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают:

- императивные и

- диспозитивныенормы.

Императивные нормы — такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятель­ствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора вари­анта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоя­тельств.

Например, императивная норма, содер­жится в ст. 20 Федерального закона от

31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», в которой установлены

основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Диспозитивной

явля­ется также норма, содержащаяся в ст. 21 этого же Закона, которая предостав­ляет

право выбора иного гражданства при изменении Государственной границы Россий-

ской Федерации:

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому ос­нованию принято различать материальные и процессуальные (процедур­ные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституци­онному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообраз­ный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм дан­ной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточ­но широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответст­вующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие поря­док работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассмат­риваться регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законода­тельных (представительных) органов государственной власти, о прове­дении референдумов.

Рассмотренные основания классификации конституционно-право­вых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, ко­торые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирую­щего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

Определенный правовой результат достига­ется обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широ­кой совокупности конституционно-правовых норм. Поэтому важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокуп­ности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами.

Главный критерий объеди­нения норм в правовой институт— однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы са­мых различных видов с учетом той их классификации, которая была из­ложена ранее. В него могут входить и нормы Конституции РФ, и нормы текущего законодательства, т. е. нормы, обладающие различной юри­дической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени опреде­ленности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на институт гражданст­ва. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в федераль­ных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, что­бы правильно уяснить механизм ее реализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.