КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, система административного права, его источники
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти поскольку по предметам ведения РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ функционирует единая система исполнительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), обслуживающих их аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур и др. Административное право как отрасль — это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: законодательной, института президентства, судебной, прокурорской и др. Административное право как понятийная категория означает прежде всего государственно-управленческое право, публичную отрасль права, т. к. объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, складывающиеся в основном в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, и другие управленческие отношения, в которых властным субъектом управления всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственного управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган. Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, т. е. правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов (т. е. реализации конституционного принципа «что не запрещено, то разрешено»). Следует отметить, что термин «защита охраняемых законом интересов» уже по объему, нежели «защита законных интересов». Административное право как отрасль права — это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированныхгосударством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции. Предметом отрасли административного права принято считать управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно -властных функций и задач для достижения целей административно правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами. Кроме тою, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права — например земельного, трудового и др. Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности институтов исполнительной власти, государственною управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт президентства и др. Административный метод — это властный метод, осуществляемый от имени государства. В нашем случае он осуществляется органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ, их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным, негосударственным органам на основании и в порядке, определенном законом. Кроме административного (властного) метода, в административном праве широко используются методы административно-договорные, например заключение контракта о прохождении военной службы или иной специализированной службы в государственных органах. Во время заключения административного договора действует принцип равноправия сторон. Когда же договор о контрактной службе подписан сторонами, то в действие вступает метод власти-подчинения (приказ начальника обязателен для исполнения подчиненным). Однако есть исключение, когда заключается равноправный административный договор между органами исполнительной власти субъектов РФ или между органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом исполнительной власти. Здесь реализуется характер равенства сторон, участников административно-правовых отношений. В органах исполнительной власти, государственного управления могут возникать горизонтальные управленческие отношения (согласования коллегиального обсуждения, использование компромиссов при выработке и принятии управленческих решений и др.). В административном праве используются и методы стимулирования управленческой деятельности, различные поощрения (моральные и материальные), налоговые льготы и др. Значительно реже используются методы административного принуждения, т. к. это дорогостоящие методы и не всегда эффективны. Методы государственного управления и регулирования в новых экономических условиях претерпевают серьезные изменения в соответствии с условиями и действиями факторов внешней среды, уровня правосознания граждан и должностных лиц государства как субъектов административно-правовых отношений. Система отрасли административного права — это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной деятельности, государственного управления, администраций органов МСУ, а также отношения в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти, обслуживающими их аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права. Под источниками административного права понимаются различные формы их законодательного выражения, как бы истоки появления норм административного права. Нормы административного права содержаться в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятельности органов исполнительной власти, государственного управления требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права. Например, многие законы и подзаконные нормативные акты содержат одновременно нормы конституционного права, гражданского, финансового, трудового, таможенного, административного и других отраслей права. К источникам административного права относятся: • Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Особое значение имеет Кодекс РФ об административных правонарушениях; • постановления палат Федерального Собрания, постановления органов представительной власти субъектов Российской Федерации; • указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов Российской Федерации; • акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и аналогичных органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации; • решения администраций органов местного самоуправления. Остаются источниками норм административного права акты высших и центральных органов СССР при условии, если по регулированию этих отношений не приняты акты России и они не противоречат законодательству России.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |