КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Основные этапы развития науки административное право
Оценивая исторические аспекты развития рассматриваемого нами явления, можно увидеть, что корни его уходят глубоко в древность. Поддержанию порядка и обеспечению послушания подданных, благоустройству, организации войска, сооружению дорог и каналов большое внимание уделялось в Египте, Греции и Риме. Изначально понятие «полиция» означало управление делами полиса, то есть города (государства). И только в последние три-четыре столетия оно стало означать специализированную службу охраны общественного порядка и внутренней безопасности. В средние века делами административного, военного, финансового, судебного управления занимались в границах феодальных владений князей, монархов, правителей, где допускалась концентрация функций государственного управления. Позднее, формирование абсолютной монархии ознаменовало создание большого административного аппарата, функции которого дифференцировались сообразно развивающейся специализации общественных функций. Более масштабным и сложным процесс управления становится в период развития капитализма. В этот период растет объем государственного управления и государственных дел, требующих выполнения в интересах общества. Управление в государстве всегда было актуальной задачей. Нередко управление государством и административные преобразования связывались с обликом великой личности. Также исторический анализ позволяет нам не без оснований утверждать, что полицейское право было предтечей административного. Основателем этой теории считается французский администратор времен Людовика XIV Н. Деламора, чья книга «Мысли о полиции», написанная им в 1707 году, содержит обширный материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности. Распространение этой деятельности на различные сферы жизни отмечается в трудах австрийского деятеля Е. Зонненфельса «Основные начала полиции, коммерции и финансов», увидевших свет в 1776 году.
Принято считать, что наука административного права в России возникла и нерпой половине XVIII века. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права. В XV-XVI вв. управление в России строилось по старинке, Приказы были медлительны в своих действиях. Преобразовательная деятельность Петра I проявила себя во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни, а также в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные возможности в сфере управления государством, в связи с чем Петр I провел ряд крупных реформ. К основным нововведениям, имевшим огромное историческое значение, относятся: в первую очередь обнародованный в 1722 году «Табель о рангах», в соответствии с которым гражданская и военная служба подразделялись на 14 рангов; именно он положил прочную основу государственной службе. Далее Петром I были перестроены центральные учреждения, в 1711 году был учрежден Сенат с административными, судебными и отчасти законодательными функциями. Сенат руководил всеми учреждениями, связь с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. Однако и над сенатом Петр I учредил надзор, он ввел должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Коренным образом была изменена система отраслевого управления. Вместо старых приказов было образовано 11 коллегий, среди которых иностранная, военная, юстиц-коллегия и т.д. В 1708-1710 гг. была проведена перестройка территориальных органов, которая знаменовалась созданием 11 губерний. Губернатор обладал полнотой административных, политических, судебных и финансовых полномочий, в осуществлении которых ему помогали чиновники и комиссары.
В период правления императрицы Екатерины II, реформаторский курс Петра I был продолжен. Перу великой императрицы принадлежат «Правила управления». Также к числу первых работ, посвященных полицейскому праву России, относится книга П. Гуляева «Права и обязанности городской и земельной полиции и всех вообще жителей Российского государства в отношении к полиции», опубликованная в 1824 году. А в 1840 г. была издана книга по полицейскому праву Н. Рождественского «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам». К наиболее масштабным трудам русских ученых полицеистов и административистов последней четверти XIX — начала XX им. (в период до 1917 года) относятся: труды «Полицейское право» И. Андреевского (1877 г.), «Административное право» (Полицейское право, Право внутреннего управления) В. Ивановского (1904 г.), «Очерк науки полицейского права» И. Тарасова (1897 г.), «Полицейское право» В. Дерюжинского (1917 г.), «Основные начала административного права» (1917 г.) А. Елистратова. И советский период, после 1917 года, в связи с возникновением государственного управления наука административного права стала формироваться как отрасль права, которая регулирует управленческие отношения, ее родоначальниками явились: А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, МЛ. Кобалевский. В начале 30-х годов, под предлогом того, что право (отмирает, разработка проблем науки административного права была прекращена. Исключено было преподавание курса административного права в юридических учебных заведениях. Вполне естественно, что такое положение не могло продолжаться долго. Первое Всесоюзное совещание по вопросам науки Советского государства и права, состоявшееся в июле 1938 г., признало необходимым восстановить науку административного права и возобновить ее преподавание в высших юридических учебных заведениях. Военный период истории нашей страны подтвердил возможность органов управления быстро и маневренно перестраиваться. Жесткая централизация управления, дисциплина и порядок — вот что являлось основой военно-тыловой деятельности аппарата управления. Наиболее интенсивно наука административного права стала развиваться после Великой Отечественной войны. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. В связи с этим советские административисты С.С. Студенкин, Ц.А. Ямпольская, А.Е. Лунев, И.П. Анатов и другие много внимания уделяли разработке теории органа государственного управления и вопросам правового положения различных видов органов — министерств, ведомств и др.
В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов но актуальным вопросам теории административного права, тесно связанных с социально-экономическими преобразованиями в стране и с осуществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Заключение
В настоящей лекции изложены лишь основные вопросы данной темы. Обучаемые должны использовать лекцию лишь как основу при изучаемого материала. В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов по актуальным вопросам теории административного права, тесно связанных с социально-экономическими преобразованиями в стране и с осуществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Перед наукой административного права стоят задачи, связанные с совершенствованием механизма административно-правового регулирования, улучшением системы управления, обновлением административного законодательства, повышением эффективности правоприменения, укреплением законности, правопорядка и дисциплины. Учебная дисциплина «Административное право Российской Федерации» ставит своей целью дать учащимся в процессе ее изучения необходимые знания об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Список литературы: Нормативные акты: Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 2006. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5712; 2004. № 25. Ст. 2478. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.; 2004. № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. I. Ст. 12. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утв. Указом 11рсзидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314; // СЗ РФ. 2004. №42. ст. 4109. Положение о Федеральной регистрационной службе. Утв. Указом I резидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315; //СЗ РФ. 2004. № 42. ст. 4110. Положение о Федеральной службе судебных приставов. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316;//СЗРФ. 2004. № 42. ст. 4111. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Vтн. Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. № 314; // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. <>45. В ред. от 20 мая 2004 г. № 649; // СЗ РФ. 2004. № 21. ст.2034; № 31. ст. 1234; // РГ РФ. 2004. 16 сентября. Основная: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.В., Петров СМ. Административное право: Учебник. -М.: Изд-во ЭКСМО. 2006. Административное право: Учеб. пос. / Под ред. В. С. Четверикова. М.: ППФРА-М. 2005. С. 16-36. Административное право РФ. Учебно-методический комплекс. / Под |«гд. д.ю.н., профессора Н. М. Конина. М.: НОРМА. 2005. С. 104-127. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Химннева. М., 2004.Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова, В. М. Симухина. М., 2003. Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука.М., 2003. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. Бребан Г. Французское административное право. М: Прогресс, 1998. Конин Н. М. Российское административное право. Особенная часть: Курс лекций. Саратов, 2003. Административное право зарубежных стран. М.:СПАРК, 1996. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А.Тихомирова. М.: БЕК, 1996. Дополнительная: Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // ГП. 1993. №2. С. 37-46. Бахрах Д.Н. Административное право как вид государственной власти //ГП. 1992. №3. С. 13-20. Бахрах Д.Н., Савицкий П.И., Бребан Г. Французское административное право // Правоведение. 1990. № 2. С. 109. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права. // Государство и право. 1993. № 2. С. 37-46. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. // Государство и правою 2003. № 10. С. 31-39. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право: Альбом схем. М 2002. Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти. Волгоград, 2003.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |