Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Основные этапы развития науки административное право




 

Оценивая исторические аспекты развития рассматриваемого нами явления, можно увидеть, что корни его ухо­дят глубоко в древность. Поддержанию порядка и обеспе­чению послушания подданных, благоустройству, органи­зации войска, сооружению дорог и каналов большое вни­мание уделялось в Египте, Греции и Риме. Изначально понятие «полиция» означало управление делами полиса, то есть города (государства). И только в последние три-четыре столетия оно стало означать специализированную службу охраны общественного порядка и внутренней безо­пасности.

В средние века делами административного, военного, финансового, судебного управления занимались в грани­цах феодальных владений князей, монархов, правителей, где допускалась концентрация функций государственного управления. Позднее, формирование абсолютной монархии ознаменовало создание большого административного аппарата, функции которого дифференцировались сообраз­но развивающейся специализации общественных функций. Более масштабным и сложным процесс управления стано­вится в период развития капитализма. В этот период рас­тет объем государственного управления и государственных дел, требующих выполнения в интересах общества.

Управление в государстве всегда было актуальной за­дачей. Нередко управление государством и администра­тивные преобразования связывались с обликом великой личности.

Также исторический анализ позволяет нам не без осно­ваний утверждать, что полицейское право было предтечей административного. Основателем этой теории считается французский администратор времен Людовика XIV Н. Деламора, чья книга «Мысли о полиции», написанная им в 1707 году, содержит обширный материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности. Распростра­нение этой деятельности на различные сферы жизни отме­чается в трудах австрийского деятеля Е. Зонненфельса «Основные начала полиции, коммерции и финансов», уви­девших свет в 1776 году.

Принято считать, что наука административного права в России возникла и нерпой половине XVIII века. Первона­чально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права. В XV-XVI вв. управление в России строилось по старинке, Приказы были медлительны в сво­их действиях. Преобразовательная деятельность Петра I проявила себя во многих сферах государственной, хозяй­ственной, военной и культурной жизни, а также в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные возможности в сфере управле­ния государством, в связи с чем Петр I провел ряд круп­ных реформ.

К основным нововведениям, имевшим огромное историческое значение, относятся: в первую очередь обнародованный в 1722 году «Табель о рангах», в соответствии с которым гражданская и военная служба подразделялись на 14 рангов; именно он положил прочную основу государственной службе. Далее Петром I были перестроены центральные учреждения, в 1711 году был учрежден Сенат с административными, судебными и отчасти законодатель­ными функциями. Сенат руководил всеми учреждениями, связь с губерниями осуществлялась через губернских ко­миссаров. Однако и над сенатом Петр I учредил надзор, он ввел должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Ко­ренным образом была изменена система отраслевого уп­равления. Вместо старых приказов было образовано 11 кол­легий, среди которых иностранная, военная, юстиц-кол­легия и т.д. В 1708-1710 гг. была проведена перестройка территори­альных органов, которая знаменовалась созданием 11 гу­берний. Губернатор обладал полнотой административных, политических, судебных и финансовых полномочий, в осу­ществлении которых ему помогали чиновники и комисса­ры.

В период правления императрицы Екатерины II, ре­форматорский курс Петра I был продолжен. Перу великой императрицы принадлежат «Правила управления». Также к числу первых работ, посвященных полицей­скому праву России, относится книга П. Гуляева «Права и обязанности городской и земельной полиции и всех вообще жителей Российского государства в отношении к по­лиции», опубликованная в 1824 году. А в 1840 г. была издана книга по полицейскому праву Н. Рождественского «Основания государственного благоустройства с примене­нием к российским законам».

К наиболее масштабным трудам русских ученых полицеистов и административистов последней четверти XIX — начала XX им. (в период до 1917 года) относятся: труды «Полицейское право» И. Андреевского (1877 г.), «Административное право» (Полицейское право, Право внутрен­него управления) В. Ивановского (1904 г.), «Очерк науки полицейского права» И. Тарасова (1897 г.), «Полицей­ское право» В. Дерюжинского (1917 г.), «Основные нача­ла административного права» (1917 г.) А. Елистратова. И советский период, после 1917 года, в связи с возникновением государственного управления наука администра­тивного права стала формироваться как отрасль права, которая регулирует управленческие отношения, ее родоначальниками явились: А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, МЛ. Кобалевский.

В начале 30-х годов, под предлогом того, что право (отмирает, разработка проблем науки административного права была прекращена. Исключено было преподавание курса административного права в юридических учебных заведениях. Вполне естественно, что такое положение не могло продолжаться долго.

Первое Всесоюзное совещание по вопросам науки Советского государства и права, состоявшееся в июле 1938 г., признало необходимым восстановить науку административного права и возобновить ее преподавание в высших юридических учебных заведениях.

Военный период истории нашей страны подтвердил возможность органов управления быстро и маневренно перестраиваться. Жесткая централизация управления, дисциплина и порядок — вот что являлось основой воен­но-тыловой деятельности аппарата управления. Наиболее интенсивно наука административного права стала разви­ваться после Великой Отечественной войны. Послевоен­ные годы потребовали перестройки и стабилизации госу­дарственных органов. В связи с этим советские административисты С.С. Студенкин, Ц.А. Ямпольская, А.Е. Лу­нев, И.П. Анатов и другие много внимания уделяли раз­работке теории органа государственного управления и воп­росам правового положения различных видов органов — министерств, ведомств и др.

В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов но актуальным вопросам тео­рии административного права, тесно связанных с соци­ально-экономическими преобразованиями в стране и с осу­ществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

 

Заключение

 

В настоящей лекции изложены лишь основные вопросы данной темы. Обучаемые должны использовать лекцию лишь как основу при изучаемого материала.

В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов по актуальным вопросам тео­рии административного права, тесно связанных с соци­ально-экономическими преобразованиями в стране и с осу­ществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Перед наукой административного права стоят задачи, связанные с совершенствованием механизма администра­тивно-правового регулирования, улучшением системы уп­равления, обновлением административного законодатель­ства, повышением эффективности правоприменения, ук­реплением законности, правопорядка и дисциплины.

Учебная дисциплина «Административное право Россий­ской Федерации» ставит своей целью дать учащимся в процессе ее изучения необходимые знания об исполнитель­ной власти и механизме правового регулирования отноше­ний в обществе, которые складываются в процессе органи­зации и деятельности исполнительной власти.

 

 

Список литературы:

Нормативные акты:

Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 2006.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5712; 2004. № 25. Ст. 2478.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.; 2004. № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. I. Ст. 12.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утв. Указом 11рсзидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314; // СЗ РФ. 2004. №42. ст. 4109. Положение о Федеральной регистрационной службе. Утв. Указом I резидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315; //СЗ РФ. 2004. № 42. ст. 4110. Положение о Федеральной службе судебных приставов. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316;//СЗРФ. 2004. № 42. ст. 4111. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Vтн. Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. № 314; // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. <>45. В ред. от 20 мая 2004 г. № 649; // СЗ РФ. 2004. № 21. ст.2034; № 31. ст. 1234; // РГ РФ. 2004. 16 сентября.

Основная:

Дмитриев Ю.А., Евтеева А.В., Петров СМ. Административное право: Учебник. -М.: Изд-во ЭКСМО. 2006.

Административное право: Учеб. пос. / Под ред. В. С. Четверикова. М.: ППФРА-М. 2005. С. 16-36.

Административное право РФ. Учебно-методический комплекс. / Под |«гд. д.ю.н., профессора Н. М. Конина. М.: НОРМА. 2005. С. 104-127.

Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Химннева. М., 2004.Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова, В. М. Симухина. М., 2003.

Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука.М., 2003.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.

Бребан Г. Французское административное право. М: Прогресс, 1998.

Конин Н. М. Российское административное право. Особенная часть: Курс лекций. Саратов, 2003.

Административное право зарубежных стран. М.:СПАРК, 1996.

Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А.Тихомирова. М.: БЕК, 1996.

Дополнительная:

Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // ГП. 1993. №2. С. 37-46.

Бахрах Д.Н. Административное право как вид государственной власти //ГП. 1992. №3. С. 13-20.

Бахрах Д.Н., Савицкий П.И., Бребан Г. Французское админист­ративное право // Правоведение. 1990. № 2. С. 109.

Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права. // Государство и право. 1993. № 2. С. 37-46.

Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. // Государство и правою 2003. № 10. С. 31-39.

Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право: Альбом схем. М 2002.

Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти. Волгоград, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.