Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 3. основные черты административно-правовых отношений




ВОПРОС 2. реализация административно-правовых норм

 

Реализация административно-правовых норм — это прак­тическое их использование в соответствии с целями адми­нистративно-правового регулирования управленческих общественных отношений.

Различают два основных способа реализации админист­ративно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами дей­ствий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленчес­ких отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержаться.

Применение административно-правовых норм заклю­чается в издании уполномоченными органами (должност­ными лицами) индивидуальных юридических актов, осно­ванных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конк­ретного дела.

Использование — состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных дей­ствий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состо­ит в воздержании субъекта от совершения действий, зап­рещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осу­ществляться без вступления субъекта в конкретные адми­нистративно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обосно­ванность, целесообразность, научная организация право­применительной деятельности.

 

 

 

Административно-правовые отношения — это урегу­лированные нормами административного права обществен­ные отношения, в которых их участники выступают носи­телями прав и обязанностей в сфере государственного уп­равления. А так как административно-правовые отноше­ния являются разновидностью правовых отношений вооб­ще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Учитывая то, что административно-правовые отноше­ния по своей сути не однородны, их можно классифициро­вать по различным основаниям.

1. По юридическому характеру административно-пра­вовые отношения делятся на материальные и процессу­альные. К материальным административно-правовым отноше­ниям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными норма­ми административного права.

Адлшнистративно-процессуалъные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

1) отношения, в которых один из участников подчи­нен другому -вертикальные правоотношения. Ха­рактерным для вертикальных административно-пра­вовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходя­щего от наделенного полномочиями органа или долж­ностного лица. Вертикальное административно-пра­вовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;

2) отношения, участники которых не находятся в под­чинении друг у друга - горизонтальные правоот­ношения. Такие отношения складываются между не­соподчиненными органами государственного управ­ления, предприятиями, учреждениями, объединени­ями, служащими, а также между гражданами. Гори­зонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государствен­ного управления и их должностными лицами и граж­данами. Такие отношения возникают в связи с реа­лизацией гражданами прав в сфере управления.

3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и не­правомерными фактами. Последние именуются деликтами.

4. По способу защиты административно-правовые от­ношения предполагают такое поведение их субъектов, ко­торое соответствует выраженным в административно-пра­вовых нормах требованиям. В случае нарушения этих тре­бований возникает необходимость их защиты, которая осу­ществляется в административном или судебном порядке.

 

 

ВОПРОС 4. содержание административно-правовых отношений. юридические факты в административном праве

 

Существует ряд особенностей, которые свойственны рас­сматриваемым нами отношениям именно как администра­тивно-правовым:

1. Они урегулированы именно нормами административ­ного права, а не какой-либо иной отрасли права.

2. Они возникают, изменяются и прекращаются в спе­цифической сфере общественной жизни — в сфере государ­ственного управления.

3. В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-пра­вовые отношения в отличие от иных (прежде всего - граж­данско-правовых) являются властеотношениями, постро­енными на началах «власть - подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле. В управлен­ческих отношениях налицо соподчиненность воль.

4. Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.

5. Данные отношения могут возникать, изменяться или прекращаться либо по инициативе самих их участников, либо по инициативе третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против ее воли (напри­мер, наложение административных взысканий, ликвида­ция или реорганизация структурных звеньев и другие.

6. Споры, связанные с административно-правовыми отношениями рассматриваются и разрешаются, как пра­вило, в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выхо­дит за рамки сферы государственного управления и явля­ется одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.

7. Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений вле­чет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Административно-правовое отношение имеет свой со­став (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административ­ными правами и обязанностями.

Необходимо различать понятия «субъект администра­тивного права» и «субъект административно-правовых от­ношений».

Субъект административного права может быть опре­делен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются:

— граждане России;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, их структурные подразде­ления, предприятия, учреждения и иные государ­ственные организации;

— общественные (негосударственные) объединения;

— служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объе­динений:

— представители общественных формирований, наделен обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административ­но-правовых отношений:

— у граждан России правосубъектность возникает с мо­мента рождения;

- у юридических лиц - с момента образования их в установленном порядке;

- у государственных и общественных (негосударствен­ных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Общим объектом регулирования административно-пра­вовых норм, как и любых других правовых норм, явля­ются общественные отношения, а непосредственным объек­том — поведение субъектов. В каждом конкретном админи­стративно-правовом отношении его участники осуществ­ляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотноше­ния. Таким образом, объект — это то, по поводу чего воз­никает правоотношение.

Юридические факты являются основаниями возник­новения изменения или прекращения административно-правовых отношений, то есть это такие факты, с наличи­ем которых законодатель связывает возникновение, изме­нение и прекращение правовых отношений.

Как и в других отраслях права, в сфере администра­тивно-правового регулирования юридические факты делят­ся на действия и события.

Действия — юридические факты, являющиеся резуль­татом активного волеизъявления людей (например, пода- ча жалобы в орган исполнительной власти, осуществле­ние проверки и т.п.). Особой разновидностью действий являются: юридические формы исполнительной деятель­ности — индивидуальные акты управления (приказ мини­стра о структурных изменениях в ведомстве, постановле­ние начальника органа внутренних дел о наложении штра­фа и т.п.).

Действия бывают правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требова­ниям административно-правовых норм.

Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, пре­дусмотренных административно-правовой нормой.

События — это явления, не зависящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаключение хотелось бы еще раз обратить внимание на следующее:

Необходимо различать понятия «субъект администра­тивного права» и «субъект административно-правовых от­ношений».

Субъект административного права может быть опре­делен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются:

— граждане России;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, их структурные подразде­ления, предприятия, учреждения и иные государ­ственные организации;

— общественные (негосударственные) объединения;

— служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объе­динений:

— представители общественных формирований, наделен обязанностями и правами.

 

Список литературы:

Нормативные акты:

Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 2006.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5712; 2004. № 25. Ст. 2478.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.; 2004. № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. I. Ст. 12.

Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утв. Указом 11рсзидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314; // СЗ РФ. 2004. №42. ст. 4109. Положение о Федеральной регистрационной службе. Утв. Указом I резидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315; //СЗ РФ. 2004. № 42. ст. 4110. Положение о Федеральной службе судебных приставов. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316;//СЗРФ. 2004. № 42. ст. 4111. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Vтн. Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. № 314; // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. <>45. В ред. от 20 мая 2004 г. № 649; // СЗ РФ. 2004. № 21. ст.2034; № 31. ст. 1234; // РГ РФ. 2004. 16 сентября.

Основная:

Дмитриев Ю.А., Евтеева А.В., Петров СМ. Административное право: Учебник. -М.: Изд-во ЭКСМО. 2006.

Административное право: Учеб. пос. / Под ред. В. С. Четверикова. М.: ППФРА-М. 2005. С. 16-36.

Административное право РФ. Учебно-методический комплекс. / Под |«гд. д.ю.н., профессора Н. М. Конина. М.: НОРМА. 2005. С. 104-127.

Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Химннева. М., 2004.Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова, В. М. Симухина. М., 2003.

Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука.М., 2003.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.

Бребан Г. Французское административное право. М: Прогресс, 1998.

Конин Н. М. Российское административное право. Особенная часть: Курс лекций. Саратов, 2003.

Административное право зарубежных стран. М.:СПАРК, 1996.

Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А.Тихомирова. М.: БЕК, 1996.

Дополнительная:

Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // ГП. 1993. №2. С. 37-46.

Бахрах Д.Н. Административное право как вид государственной власти //ГП. 1992. №3. С. 13-20.

Бахрах Д.Н., Савицкий П.И., Бребан Г. Французское админист­ративное право // Правоведение. 1990. № 2. С. 109.

Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права. // Государство и право. 1993. № 2. С. 37-46.

Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. // Государство и правою 2003. № 10. С. 31-39.

Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право: Альбом схем. М 2002.

Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти. Волгоград, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.