КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основная. Гилинский Я.И. Криминология
Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 1. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1. Дополнительная Гилинский Я.И. Криминология. М., 1992. Гл. 1. Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991. Иншаков С.М. Криминология. СПб., 1992. Гл. 1. Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 1. Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 1. § 1, 4, 5.Гл. 2. § 1–4. Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 1, 2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 1. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. Методические указания Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение. Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Понятие криминологии нельзя ограничивать описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки. Рассматривая предмет криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п. Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений. Чтобы составить правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В связи с этим прежде всего характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности Залогом успешного изучения криминологии, интереса к ней является понимание того значения, которое имеют криминологические знания для успешной практической деятельности органов внутренних дел. Разбираясь в этом вопросе, необходимо оценивать особое значение профилактического направления воздействия на преступность в условиях происходящего ныне социального обновления всех сторон нашей общественной жизни, отказа от командно-репрессивных методов регулирования общественных отношений, признания приоритета общечеловеческих ценностей и прав личности, гуманизации законодательства и демократизации государственных органов. Контрольные задания Задание 1 В литературе можно встретить различные определения криминологии: 1) наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества; 2) относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности); 3) общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения. Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ. Задание 2 Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте): а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности; б) криминология есть наука юридическая; в) криминология стоит на грани права и социологии; г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология – это социология; по специфичности круга изучаемых явлений – это криминальная судебная социология. Задание 3 Раскройте характер и содержание связи криминологии с другими науками: социологией, психологией, педагогикой, этикой и эстетикой, уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным и административным правом, экономической наукой, оперативно-розыскной деятельностью, демографией, статистикой, математикой и кибернетикой, криминалистикой теорией управления. Задание 4 Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности правоохранительных органов. Семинар 2. История криминологии. 1. Зарождение криминологической мысли. Криминологические идеи философов-просветителей, социалистов-утопистов и русских ученых. 2. Становление криминологии как науки. Биологические теории преступности. Социологическое направление в криминологии. 3. Возникновение и начальный этап развития криминологии в России. 4. Криминология в 60-х – 80-х годах и ее современное состояние. Литература Основная Гилинский Я.И. Кримнология. СПб., Питер. 2002. Гл. 1. Криминология. Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1. Дополнительная Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М.,1997. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 2. Криминология. М., 1992. Гл. 2. Криминология. СПб., 1992. Гл. 2. Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 2. Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995, Гл. 6. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 1. Сахаров А.Б. История криминологической науки. М., 1994. Фокс В. Введение в криминологию. М., 1980. Шнайдер Г.И. Криминология. М.: Прогресс: Универс, 1994. Гл. 2. Методические указания При работе с литературными источниками по данной теме необходимо иметь в виду, что до недавних пор в освещении различных криминологических учений преобладал узкоклассовый, идеологизированный подход, упрощающий, а в ряде случаев и искажающий действительный смысл и значение рассматриваемых взглядов и концепций, равно как и саму проблему преступности и ее причины. Поэтому при изучении литературы рекомендуется акцентировать внимание на фактическом содержании описываемых теорий, критически относясь к их политизированным оценкам. Контрольные задания Задание 1 Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику: а) теологическим взглядам на преступность; б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей просветительно-гуманистического направления; в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна); г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А-И. Герцена, Н.Г. Чернышевского). Задание 2 Дайте характеристику биологического направления в криминологии, в частности Ч. Ломброзо и его взглядов на преступность. Охарактеризуйте современные биопсихологические теории преступности. Задание 3 Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности. Семинар 3. Преступность и ее основные характеристики 1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. 2. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности. 3. Латентная преступность и методы ее оценки. 4. Социальные последствия преступности. 5. Учет преступлений и анализ показателей преступности. 6. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ. Литература Основная Гилинский Я.И. Криминология. Спб.: Питер., 2002. Гл. 2, 3. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1–2. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1–2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1. Дополнительная Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980. Горяинов К.К. и др. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. Конев А.А. Преступность и проблемы измерения ее реального состояния. М., 1995. Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 2. Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 5. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 5. Криминология: Учебник / Под ред. МерзляковС.Э ., Сахаров А.Б. Латентная преступность и методика ее исследования: Лекция. М., 1992. Сахаров А.Б. Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1985. Гл. 1. § 3.3 Шнайдер Г.И. Криминология. М.: Прогресс: Универс, 1994. Гл. 3. 5. Методические указания При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности склассовых позиций. Подобный ограниченный вульгарно-идеологизированный подход, господствовавший в криминологии до недавнего времени, не давая полного представления о преступности как явлении, имеющемболее широкую «общечеловеческую» социальную основу, приводитк сомнительным выводам овременном характере преступности и ее неизбежном «отмирании» в будущем,дезориентирует в определении перспектив борьбы с этимявлением. Дляпонимания преступностинеобходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступностии преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводитсяк этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием какособая форма социальногоповедения людей, проявление социальной патологии, отличающееся от того,что свойственно отдельным преступлениями их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении. Рассматриваяосновные показатели преступности, надо иметьввидуих относительность, неполноту и условность деленияна количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь туили инуюсторону преступности. Определение показателей преступности следуетнаполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последнихпубликациях. Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить; что входит в это понятие; каковы социологическое и криминологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности. Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути установления «цены преступности». Контрольные задания Задание 1 В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше. Задание 2 В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше. Задание 3 Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности. «ЦЕНА ПРЕСТУПНОСТИ»
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |