Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная. Гилинский Я.И. Криминология




Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 1.

Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1.

Дополнительная

Гилинский Я.И. Криминология. М., 1992. Гл. 1.

Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3.

Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.

Иншаков С.М. Криминология. СПб., 1992. Гл. 1.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 1.

Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 1. § 1, 4, 5.Гл. 2. § 1–4.

Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 1, 2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 1.

Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

Методические указания

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Понятие криминологии нельзя ограничивать описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Рассматривая предмет криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В связи с этим прежде всего характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности
с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.

Залогом успешного изучения криминологии, интереса к ней является понимание того значения, которое имеют криминологические знания для успешной практической деятельности органов внутренних дел. Разбираясь в этом вопросе, необходимо оценивать особое значение профилактического направления воздействия на преступность в условиях происходящего ныне социального обновления всех сторон нашей общественной жизни, отказа от командно-репрессивных методов регулирования общественных отношений, признания приоритета общечеловеческих ценностей и прав личности, гуманизации законодательства и демократизации государственных органов.

Контрольные задания

Задание 1

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

1) наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

2) относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

3) общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих опреде­лений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология – это социология; по специфичности круга изучаемых явлений – это криминальная судебная социология.

Задание 3

Раскройте характер и содержание связи криминологии с другими науками: социологией, психологией, педагогикой, этикой и эстетикой, уголовным, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным и административным правом, экономической наукой, оперативно-розыскной деятельностью, демографией, статистикой, математикой и кибернетикой, криминалистикой теорией управления.

Задание 4

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности правоохранительных органов.

Семинар 2. История криминологии.
Современные криминологические теории

1. Зарождение криминологической мысли. Криминологические идеи философов-просветителей, социалистов-утопистов и русских ученых.

2. Становление криминологии как науки. Биологические теории преступности. Социологическое направление в криминологии.

3. Возникновение и начальный этап развития криминологии в России.

4. Криминология в 60-х – 80-х годах и ее современное состоя­ние.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Кримнология. СПб., Питер. 2002. Гл. 1.

Криминология. Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1.

Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1.

Дополнительная

Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М.,1997.

Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 2.

Криминология. М., 1992. Гл. 2.

Криминология. СПб., 1992. Гл. 2.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 2.

Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995, Гл. 6.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 1.

Сахаров А.Б. История криминологической науки. М., 1994.

Фокс В. Введение в криминологию. М., 1980.

Шнайдер Г.И. Криминология. М.: Прогресс: Универс, 1994. Гл. 2.

Методические указания

При работе с литературными источниками по данной теме необходимо иметь в виду, что до недавних пор в освещении различных криминологических учений преобладал узкоклассовый, идеологизированный подход, упрощающий, а в ряде случаев и искажающий действительный смысл и значение рассматриваемых взглядов и концепций, равно как и саму проблему преступности и ее причины. Поэтому при изучении литературы рекомендуется акцентировать внимание на фактическом содержании описываемых теорий, критически относясь к их политизированным оценкам.

Контрольные задания

Задание 1

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других представителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демократов (А.И. Радищева, А-И. Герцена, Н.Г. Чернышевского).

Задание 2

Дайте характеристику биологического направления в криминологии, в частности Ч. Ломброзо и его взглядов на преступность. Охарактеризуйте современные биопсихологические теории преступности.

Задание 3

Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.

Семинар 3. Преступность и ее основные характеристики

1. Понятие преступности. Соотношение преступности и пре­ступлений.

2. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности.

3. Латентная преступность и методы ее оценки.

4. Социальные последствия преступности.

5. Учет преступлений и анализ показателей преступности.

6. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. Спб.: Питер., 2002. Гл. 2, 3.

Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1.

Дополнительная

Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980.

Горяинов К.К. и др. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.

Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

Конев А.А. Преступность и проблемы измерения ее реального состояния. М., 1995.

Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 2.

Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 5.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 5.

Криминология: Учебник / Под ред. МерзляковС.Э ., Сахаров А.Б. Латентная преступность и методика ее исследования: Лекция. М., 1992.

Сахаров А.Б. Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1985. Гл. 1. § 3.3

Шнайдер Г.И. Криминология. М.: Прогресс: Универс, 1994. Гл. 3. 5.

Методические указания

При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности склассовых позиций. Подобный ограниченный вульгарно-идеологизированный подход, господствовавший в криминологии до недавнего времени, не давая полного представления о преступности как явлении, имеющемболее широкую «общечеловеческую» социальную основу, приводитк сомнительным выводам овременном характере преступности и ее неизбежном «отмирании» в будущем,дезориентирует в определении перспектив борьбы с этимявлением.

Дляпонимания преступностинеобходимо правильно разо­браться в сложном соотношении преступностии преступлений. Про­являясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводитсяк этой совокупности, а обладает самостоя­тельным содержанием какособая форма социальногоповедения лю­дей, проявление социальной патологии, отличающееся от того,что свойственно отдельным преступлениями их совокупности. Анализи­руя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.

Рассматриваяосновные показатели преступности, надо иметьввидуих относительность, неполноту и условность деленияна коли­чественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь туили инуюсторону преступности. Определение показателей преступности следуетнаполнить конкретным содержани­ем, использовав данные, содержащиеся в последнихпубликациях.

Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить; что входит в это понятие; каковы социологическое и крими­нологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности.

Обращаясь к социальным последствиям преступности, необ­ходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути ус­тановления «цены преступности».

Контрольные задания

Задание 1

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 2

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершив­ших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие
14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 3

Прокомментируйте схему, иллюстрирующую социальные последствия преступности.

«ЦЕНА ПРЕСТУПНОСТИ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.