Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные последствия преступности 2 страница




1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

 

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько уда­ров, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задер­жании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев проис­шествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходи­мость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследова­ние в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступ­ление совершил
в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонаруше­ния. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал от­кровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возоб­новить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором милиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников милиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: «'Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что «плохо лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал «работать» не по мелочам, а по-настоящему».

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическаяэкспертиза.

В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Задание 2

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Е. и вы­полните следующие задания:

1. Укажите обстоятельства, непосредственно способство­вавшие совершению указанного преступления.

2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

3. Оцените роль в совершенном Е. преступлении его личност­ных свойств и ситуации.

4. Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.

 

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его маши­ну остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо «отблагодарить» его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания шко­лы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда ма­шину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результа­те чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака «Осторожно, дети!». Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии виновным себя не признал. Заявил, что резко затормозил, спасая девочку. Незначительное превышение скорости не считает причиной случившегося.

Из материалов личного дела следует, что стаж работы водителем у Е. 15 лет. К уголовной ответственности ранее не привлекался, но дважды был привлечен к административной ответственности за превышение скорости. Три года назад на Е. поступило заявление жены, в котором она жаловалась на систематические пьянки мужа. На работе Е. в состоянии опьянения замечен не был.

Задание 3

Раскройте содержание следующих понятий: виктимность, виктимизация, виктимологическая профилактика. Укажите факторы виктимности.

Семинар 7. Организация и методика криминологических исследований

1. Виды, направления и уровни изучения преступности и связанных с нею проблем

2. Криминологическая информация: понятие, источники, ви­ды. Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности.

3. Методы криминологических исследований.

4. Организации и этапы криминологических исследований.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл.1. § 5.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М.: М.ИНФРА-М, 2002. Гл. 2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб, 2002. Гл. 6.

Дополнительная

Вицин С.Е. Моделирование в криминологии М. 1973.

Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований Киев. 1992.

Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 5. § 4.

Криминология. Учебник М.: МГУ, 1994. Гл. 3. § 1.

Криминология. СПб, 1992. Гл. 12.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова и В.П. Сальникова. СПб., 1999. Гл. 11.

ПанаеваВ.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М.,1 987.

Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.

Методические указания

В рамках данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Один из важнейших вопросов настоящей темы – информаци­онное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения пре­ступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической инфор­мации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.

Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследо­вания. Наконец, надо четко представлять себе организацию приклад­ных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.

Семинар 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

1. Понятие криминологического прогноза и криминологиче­ского прогнозирования, их научно-практическое значение. Условия и особенности криминологического прогнозирования.

2. Виды и масштабы криминологического прогноза; субъекты криминологического прогнозирования.

3. Методы криминологического прогнозирования.

4. Прогнозирование преступности и индивидуального пре­ступного поведения.

5. Планирование в органах внутренних дел.

Литература

Основная:

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2002. Гл. 7.

Дополнительная:

Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 1974.

Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 9.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова и В.П. Сальникова. СПб., 1999. Гл. 12.

Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.

Вицин С.Е. Методика краткосрочного прогнозирования оперативной обстановки
в регионе. М., 1995.

Долгосрочный прогноз развития криминологической ситуации в РФ. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996.

Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. Гл. 12.

Методические указания

Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем (предсказательная функция). Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлениях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и, во-вторых, – в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования). Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Особое внимание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности студентам, воз­можно, придется использовать эти методы. Важно знать не только суть таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, моделирование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения – вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым студентом в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования – категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.

Планирование борьбы с преступностью тоже относится к чис­лу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столк­нутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать сущест­вующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование криминологического пла­нирования в органах внутренних дел.

Контрольные задания

Задание 1

Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.

Задание 2

Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

Задание 3

Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность и многовариантность).

Задание 4

В городе А. планируется провести в ближайшие 2–3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

Задание 5

На основе приведенных в таблице условных данных рассчи­тайте методом экстраполяции динамику преступности на 1998–2004 годы и составьте график.

 

Преступления                
Зарегистрировано                

Задание 6

Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специали­стов следует пригласить в качестве экспертов для составления про­гнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, горо­да, района.

Задание 7

Определите, какую информацию необходимо собрать для со­ставления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии по­сле отбывания наказания за изнасилование.

Семинар 9. Предупреждение преступности

1. Понятие и социальная оценка предупреждения преступности.

2. Социальный механизм предупреждения преступности. Объекты профилактической деятельности.

3. Виды, уровни и направления предупреждения преступности.

4. Меры предупреждения преступности: их виды и классификация.

5. Нормативно-правовые основы предупреждения преступноступности.

6. Субъекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 15, 17.

Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра М - НОРМА, 2002. Гл.13, 14.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2002. Гл. 8.

Дополнительная

Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 9–11.

Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. М., 1984.

Бааль Е.П. и др. Современная система субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1996.

Гаухман Л.Д. Предупреждение преступности: Лекция. М., 1991.

Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977.

Иншаков С.М. Преступность и меры социального реагирования: Учеб. пособие. М., 1995.

Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 10.

Курс советской криминологии. М., 1989. Гл. 4, 5.

Криминология и организация предупреждения преступлений:

Учеб. пособие. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

Криминология. М., 1992. Гл.5.

Криминология. СПб., 1992. Гл.10.

Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристь, 1995.

Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в совре­менных условиях. Ереван, 1991. Разя. II, Гл. 2.

Устинов B.C. Система предупредительного воздействия на преступность. М., 1983.

Четвериков B.C. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра М, 1996. Гл. 8.

Методические указания

При изучении данной темы следует дать надлежащую оценку месту и роли криминологической профилактики в общей системе социального воздействия на преступность, определить соотношение профилактики с уголовно-правовыми мерами, значение предупредительной деятельности в современных условиях. Предупреждение преступности надо рассматривать в контексте учения о детерминантах преступности как особую область социального регулирования, часть (подсистему) общей системы управления социальными процессами. Важно составить четкое представление о специализированных и неспециализированных субъектах предупредительной деятельности; об объектах профилактического воздействия и профилактической защиты; о понятии, содержании и соотношении общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступности; об общей и индивидуальной профилактике. Заслуживает внимания вопрос о содержании и соотношении терминов: «предупреждение», «профилактика'', «предотвращение», «пресечение».

Анализируя меры предупреждения преступности, необходимо классифицировать их по:

· содержанию (экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организационно-управленческие, технические);

· уровню (общесоциальные и специально-криминологические);

· объему применения (общие и индивидуальные);

· масштабу (общегосударственные, местные);

· субъектам применения (государственные, общественные);

· направлениям и сферам применения (по видам преступлений и типам преступного поведения);

· различным социальным группам;

· сферам общественной жизни, отраслям экономики;

· специфическим территориальным зонам, регионами объектам.

Контрольные задания

Задание 1

Проанализируйте и прокомментируйтесхему, программу индивидуального предупреждения.

1. Определение круга лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений.

2. Выявление источников и условий неблагоприятного воздействия на лиц-объектов предупреждения.

3. Индивидуальное прогнозирование преступного поведения.

4. Планирование индивидуально-предупредительного воздействия

5. Применение предусмотренных законом мер, обеспечивающих активное корректирующее воздействиенапрофилактируемых лиц.

Задание 2

На основе вышеприведенной схемы, иллюстрирующей социальную реакцию на преступность, а также схемы, изображающей основные направления воздействия на преступность, раскройте значение специально-криминологического и уголовно-правового направлений предупреждения преступлений и их соотношение в системе и процессе воздействия на преступность.

Специально-криминологическое предупреждение: а/выявление детерминант преступности и ее видов; б/выявление причин и условий конкретных преступлений; в/выявление преступлений и лиц, их совершивших; г/разработка мер предупреждения преступности и конкретных преступлений; д/реализация мер общего и индивидуального предупреждения.

Уголовно-правовое предупреждение: а/выявление преступлений (включая стадии приготовления и покушения) и изобличение лиц, их совершивших; б/реализация мер уголовно-правового принуждения, включая уголовное наказание (общая и частная превенция).

Задание 3

Прокомментируйте представленную ниже социальную систему предупреждения преступности.

Субъекты предупредительной деятельности: а/законодательные органы; б/органы власти и управления; в/правоохранительные органы; г/администрация предприятий, учреждений, организаций; д/общественные объединения; е/отдельные лица.

Объекты предупредительной деятельности: причины и условия преступности, включающие экономические, политические, правовые, социальные, психологические, медицинские, организационно-управленческие, организационно-технические криминогенные факторы.

Семинар 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности

1. Криминологическая характеристика имущественных корыстных и насильственно-корыстных преступлений против личной собственности граждан (краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности)

2. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности.

3. Детерминанты краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений против собственности.

4.Общие и специальные меры предупреждения имущественных преступлений.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер. 2002. Гл. 8.

Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000. Гл. 14.

Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 18.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2002. Гл. 10.

Дополнительная

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. Томск, 1989.

Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М.: Юрист, 1996.

Криминология и организация предупреждения преступности. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

Курашвили А.А. Криминологические проблемы борьбы органов внутренних дел с грабежами и разбоями. М., 1990.

Литвинов В.И. Корыстные посягательства на личную собственность и их предупреждение. Минск, 1989.

Ответственность за вымогательство. Квалификация и наказа­ние по российскому и зарубежному праву: Учеб. пособие. Н.Новгород, 1995.

Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П.Сальникова. СПб., 1999. Гл. 17.

Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика краж, грабежей, разбоев и мошенничества: Лекция. М.: МВШМ МВД РФ, 1996.

Елисеев С.А., Прозументов Л.М. Общеуголовные корыстные преступления: криминологическая характеристика, уголовная ответственность. Томск.1991.

Зелинский А.Ф. Криминальная мотивация хищений и иной корыстной деятельности. Киев, 1990.

Зелинский А.Ф. Корысть: опыт криминологического анализа. Государство и право.1993. № 3. С. 67–72.

Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова). М., 1997. Гл. 17.

Методические указания

При изучении данной темы следует рассмотреть уголовно-правовые характеристики имущественных преступлений по их объективной и субъективной сторонам, но с криминологических позиций – детерминации этих преступлений, характерным чертам личности корыстных и насильственно-корыстных преступников. Необходимо изучить статистику – динамику и структуру имущественной преступности, сделать выводы прогностического характера.

Будучи аналогичными в плане субъективных целей преступников, сводящихся к незаконному завладению чужим имуществом, они существенно различаются по способам преступных действий, что в свою очередь связано с личностными качествами лиц, эти преступления совершающих. Эти криминологические факторы следует хорошо изучить.

Для изучаемых в этой теме преступлений особо актуальными являются такие вопросы, как их общая неблагоприятная динамика; преобладающее участие в их совершении подростков и «молодых взрослых»; элементы криминального профессионализма, проявляющегося в преступном поведении и образе жизни лиц, совершающих эти преступления, виктимное поведение потерпевших как фактор, способствующий совершению краж, мошенничества, грабежей, разбоев и других преступлений; значение материального фактора и негативных экономических процессов и т.п. При рассмотрении обстоятельств, детерминирующих данную группу преступлений, следует выделить экономические и нравственно-психологические условия, негативные организационно-управленческие факторы, недостатки правоохранительной деятельности.

В рамках темы изучение предупреждения преступлений против собственности следует строить по традиционной схеме: рассмотреть общесоциальные программы борьбы с преступлениями против собственности и меры специальной профилактики, а также – систему субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность.

Задание 1

Какие из возрастных групп (14–17 лет, 18–24 года, 25–29 лет, 30–40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототраспорта), грабежи, разбои, мошенничество?

Задание 2

На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:

· недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы милиции, специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные кражи;

· слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений;

· отсутствия необходимого опыта работы у участкового инспектора милиции, обслуживающего данный микрорайон;

· упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;

· наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.

Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без определенного места жительства и рода занятий.

На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.

 

Семинар 11. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против личности

1. Социально-правовая характеристика преступлений против личности.

2. Состояние, структура, динамика преступлений против лич­ности и ее качественная характеристика.

3. Характеристика лиц, совершивших преступления против личности, их типология и классификация

4. Детерминанты преступного насилия.

5. Основные направления предупреждения преступлений про­тив личности.

Литература

Основная

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 7.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра М - Норма, 2002.
Гл. 13–14.

Дополнительная

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование.М ., 1998.

Антонян Ю.М. Преступная жестокость: Монография. М.:ВНИИ МВД РФ, 1994.

ЖалинскийА.Э. Насильственная преступность и уголовная политика // Сов. гос-во и право. 1991. № 3.

Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000. Гл. 13.

Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл. 15.

Криминология. М., 1992. Гл.13.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 11. Криминология: Учебник.
М.: Юристъ, 1995. Гл. 16.

Кудрявцев Е.В. Конфликт и насильственные преступления. М..1991.

Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.

Серийные сексуальные убийства. Криминологическое и патопсихологическое исследование / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1997.

Филатова Е.Г. Уголовно-правовая, криминологическая и кри­миналистическая характеристики преступлений, совершаемых с ис­пользованием огнестрельного оружия и взрывных устройств. М.: ВНИИ ВД РФ, 1995.

Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная про­блема. СПб., 1992.

Методические указания

Преступления против личности – группа серьезных, а в ряде случаев и весьма опасных антиобщественных проявлений, борьба с которыми – важный участок деятельности органов внутренних дел, в первую очередь службы уголовного розыска. Поэтому изучению данной группы преступлений, их причин и условий, форм и методов профилактики должно быть уделено большое внимание. Социально-правовая оценка этих преступлений должна основываться на современных требованиях всемерной охраны человеческой личности как самой высокой социальной ценности, на учете тяжести, а часто и невосполнимости ущерба, причиняемого подобными посягательствами. С криминологической точки зрения, для оценки этих преступлений существенно то, что они представляют собой крайнее проявление индивидуализма, пренебрежения к важнейшим жизненным благам и интересам другого человека. В отличие от многих других преступлений в данном случае потерпевший предельно конкретизирован и причиняемый ему вред для виновного очевиден.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.