Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме 34. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства




К теме 33. Преступления в сфере компьютерной информации

Глава о преступлениях в сфере компьютерной информации впервые введена в уголовное законодательство. Необходимость главы 28 УК РФ обусловлена тем, что за последние годы в России наблюдается бурный рост использования компьютерной техники во всех сферах жизни общества. Во многом компьютерная техника обеспечивает нормальное функционирование работы предприятий, учреждений, организаций. Неправомерное использование компьютерной информации, ее уничтожение или повреждение, невозможность правомерного использования могут привести к серьезным негативным последствиям. В этой связи уголовный закон обеспечивает защиту значимых общественных отношений в компьютерной сфере.

Введение в УК РФ специальных составов было необходимо в связи с тем, что уголовная ответственность за совершение иных видов преступлений не могла обеспечить защиту в сфере компьютерной информации. Так, уничтожение какой-либо компьютерной информации нельзя квалифицировать как уничтожение имущества.

Вместе с тем, в настоящее время компьютерная техника все более широко используется для совершения иных преступлений, например, преступлений против собственности. В этих случаях действия виновного должны квалифицироваться по соответствующим нормам главы о преступлениях против собственности.

Компьютерная техника может служить и предметом посягательства (например, уничтожения, хищения). В подобных ситуациях действия виновного также должны оцениваться по нормам главы УК РФ о преступлениях против собственности.

При изучении названных составов преступлений целесообразно ознакомиться с содержанием: Федерального закона от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Российская газета, N 165, 29.07.2006, Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448), Федеральным законом “О связи” (Российскаягазета от 10 июля 2003 г.); Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325); часть четвертая Гражданского кодекса РФ (Российская газета, N 289, 22.12.2006, Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.), Положения о сертификации средств защиты информации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 “О сертификации средств защиты информации” (СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2579).

 

Преступления, включенные в главу 29 УК РФ, в ранее действовавшем УК РСФСР назывались государственными преступлениями. За их совершение предусматривались наиболее строгие меры наказания вплоть до смертной казни. УК РФ, естественно, также охраняет основы конституционного строя и безопасности государства, но глава как ранее, не открывает Особенную часть и за преступления, в нее входящие не предусмотрены наказания в виде смертной казни.

В настоящей главе используется много понятий, для раскрытия которых необходимо обращение к другим законодательным актам. В этом плане студенту рекомендуется ознакомиться с Конституцией РФ (ст. 1-19); с Законом РФ «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15, Ст. 769); Законом РФ “О государственной тайне” (Российская газета от 21 сентября 1993 г.); Законом РФ “О государственной границе Российской Федерации “ (Российская газета от 10 декабря 1996 г.); Федеральным законом “Об обороне” (СЗ РФ. 1996, № 23. Ст. 2750); Законом РФ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711); Законом РФ “О государственной охране” (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594); Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269); Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775); Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, утвердившим Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619), Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909)

К преступлениям, посягающим на внутреннюю безопасность следует отнести деяния, предусмотренные ст. 277 – 279УК РФ, к преступлениям, посягающим на внешнюю безопасность государства - деяния, предусмотренные ст. 275, 27 РФ. Ст. 281, 283, 284 УК РФ. – деяния, ставящие под угрозу экономическую безопасность. Также необходимо выделить преступления, предусмотренные ст.280, 282, 282 ¹, 282 ² УК РФ, посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений РФ, объектом которых является как основы конституционного строя, так и безопасность государства. В процессе изучения посдениях необходимо ознакомится с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. - № 8).

Государственная измена (ст. 275 УК РФ) является наиболее опасным преступлением среди преступлений, включенных в главу ХVI УК. Субъектом ее может быть только гражданин России. В примечании к указанной статье говорится об освобождении от уголовной ответственности в случае, если лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Субъектом шпионажа (ст. 276 УК РФ), напротив, может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) предполагает как убийство, так и покушение на убийство. В обоих случаях данный состав преступления будет являться оконченным

Из ст. 105 УК РФ рассматриваемый состав выделен в самостоятельный в связи с тем, что при его совершении посягательство происходит, в первую очередь, на основы конституционного строя. Жизнь человека является в данном составе преступления дополнительным объектом посягательства. Для уяснения понятия «государственный деятель» необходимо обратиться к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215)

Необходимо помнить также и то обстоятельство, что ответственность за убийство наступает с 14 лет, а за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – с 16 лет.

При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, следует обратить внимание на то, что призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны иметь публичный характер, т.е. осуществляться на собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, по телевидению, радио, в средствах массовой информации и т.д. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дается в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (Российская газета от 30 июля 2002 г.)

Состав диверсии (ст. 281 УК РФ) следует отличать от взрывов, поджогов и т.д., в частности, от террористического акта (ст. 205 УК РФ). Основное отличие - объект посягательства. В первом случае - это безопасность государства, а во втором - общественная безопасность. При диверсии виновный преследует цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, а при терроризме - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание давления на власть.

Если при совершении диверсии умыслом виновного охватывается и возможность гибели людей, причинения вреда их здоровью, то такие действия образуют совокупность преступлений и должны квалифицироваться по ст. 281 УК РФ и другим статьям УК РФ, например, по ст. 105 УК РФ.

Федеральным законом от 12.11.2012 № 190-ФЗ уголовный закон был дополнен нормой, регламентирующей привлечение к уголовной ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну путем похищения, обмана, шпионажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. При этом деяние, сопряженное с применением насилия, будет квалифицироваться по ч. 2, предусматривающей повышенную уголовную ответственность.

 

К теме 35. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Преступления данной группы относятся к категории должностных преступлений. Данное положение означает необходимость специального субъекта для наличия составов должностных преступлений. Исключение составляют преступления, предусмотренные ст. 288, 291 УК РФ. Понятие должностного лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится лишь к нормам, включенным в главу 30. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определенным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ.

Студентам следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями.

Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это относится к лицам, выполняющим управленческие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1-3 к ст. 201 УК РФ).

Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4) и постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. - № 12.

При изучении ст. 285 УК РФ следует учитывать, что корыстная заинтересованность (мотив) предполагает наличие какой-либо имущественной выгоды для себя или для других лиц (например, родственников). Иная личная заинтересованность, как мотив злоупотребления должностными полномочиями, может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание угодить начальству и т.п.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций является оценочным понятием. При его определении следствие и суд обычно учитывают число потерпевших, тяжесть причиненного им морального, имущественного или физического вреда, его характер, последствия для нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и другие обстоятельства.

Злоупотребление должностными полномочиями следует отграничивать от хищений, (мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества.

Норма, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) впервые включена в УК РФ. Изучая этот состав преступления, следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие последствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны установить наличие или отсутствие тяжких последствий. К ним, например, могут быть отнесены такие последствия, как: создание напряженности между различными ветвями власти, принятие неправильного законодательного или политического решения и т.п.

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ установлена в законодательных актах (См.: Федеральный закон “О счетной палате РФ” (СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 167).

Анализируя состав преступления о незаконном участии в предпринимательской деятельности, предусмотренный ст. 289 УК РФ, целесообразно уяснить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы” служащим государственного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Студенту следует обратиться также к содержанию Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (Российская газета от 31 мая 2003 г.), Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Российская газета от 31 июля 2004 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета от 8 октября 2003 г.), Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42)

В случае, если незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности не было связано с предоставлением какой-либо организации льгот, преимуществ или покровительством в иной форме, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 289 УК РФ.

При анализе составов получения и дачи взятки целесообразно изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4).

Ст. 575 ГК РФ предусматривает возможность для государственных служащих получать в связи со своей деятельностью подарки, стоимость которых не превышает 5 МРОТ. В этой связи необходимо различать подарок и взятку. Отличие должно проводиться по признакам, указанным в ст. 290 УК РФ. Так, если “подарок” был обусловлен необходимостью выполнения каких-либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя, независимо от их характера (законные или незаконные) или имело место вымогательство взятки, то налицо совершение преступления, предусмотренное ст. 290 УК РФ, а не получение подарка.

Студенты иногда испытывают затруднения при определении таких признаков взятки, как выгоды имущественного характера, общее покровительство или попустительство по службе. Под выгодой имущественного характера понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ и т.п.

Общее покровительство или попустительство по службе могут выражаться в самых разнообразных формах: создание благоприятной обстановки, защита перед вышестоящим руководством, снисходительное отношение при упущениях по службе и др.

Еще одним вопросом, на который следует обратить внимание, является вопрос о понятии вымогательства. Под вымогательством понимается требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В примечании к ст. 290 УК РФ дается определение значительного, а также крупного и особо крупного размера взятки. Студенты должны его запомнить.

В примечании к ст. 291 УК РФ приведены условия, при которых лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Это вымогательство взятки или добровольное сообщение о взятке органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.

Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ) выражается в форме: а) непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; б) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Посредничество во взяточничестве выражается в приёме от взяткодателя взятки и ее непосредственной передаче взяткополучателю по инициативе последнего или взяткодателя. Таким образом, для квалификации действий посредника по ст. 2911 УК не имеет значения, получил ли он от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Лицо, которое организует дачу взятки, подстрекает к этому либо является пособником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. В этих случаях дополнительной квалификации по ст. 2911 УК не требуется.

Изучая служебный подлог (ст. 292 УК РФ), целесообразно обратить внимание на предмет преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы представляемые или издаваемые федеральными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учреждениями. Аналогичные документы коммерческих или некоммерческих организаций предметом данного преступления не являются.

Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обусловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязанности. Сами обязанности, естественно, в законе не указаны. Они устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами, приказами, трудовыми соглашениями. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращение к этим подзаконным актам с тем, чтобы установить имело ли место неисполнение обязанностей и каких именно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.