Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Глоссарий 1 страница




А

Адаптация (Adaptation) социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям

Альтернативное помещение детей предусматривает заботу о ребенке со стороны родственников родителей ребенка, передачу ребенка на воспитание в другую семью усыновление или, в случае крайней необходимости, помещение ребенка в специальное учреждения в том случае, если родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей.

Альтернативные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, представляют собой размещение (устройство) детей в родственные семьи или при отсутствии такой возможности в принимающие семьи (патронат/приемная семья, усыновление) с учетом потребностей ребенка с целью снизить риск помещения ребенка в интернатное учреждение.

Аутизм (от греч. autos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Б

Базовое образование - совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

Базовая профессиональная подготовка - термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базу для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности - трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.: опыт практической деятельности

Беженец (Refugee) - любой человек, находящийся за пределами страны, гражданином которой он является (или лицо без гражданства за пределами страны, где он/она обычно проживает), который не может или не желает воспользоваться защитой этой страны вследствие преследования или обоснованной угрозы преследования по мотивам расы,

религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов. Люди, которые переместились в другую часть страны из-за гражданской войны, хотя иногда называются беженцами, не являются таковыми в соответствии с международным правом. Для таких лиц, используется термин "перемещенные лица".

Беженец на месте (Refugee sur place) - это беженец, который первоначально не имел оснований опасаться преследований в родной стране, но впоследствии оказался в опасности по причине участия в политической деятельности, направленной против своего правительства, или из-за того, что ситуация в его стране изменилась за время его пребывания за границей.

Безнадзорные дети — дети, имеющие жилье, но по разным причинам не имеющие достаточной заботы и попечения со стороны родителей. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных их представителей, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома или организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка.

Беспризорные дети — безнадзорные дети, не имеющие места проживания.

В

Восстановительная ювенальная юстиция — система, которая позволяет учитывать особенности детского и подросткового возраста, выдвигая на первый план необходимость осознания нарушителем негативных последствий совершенного им преступления и реального заглаживания причиненного им вреда. При этом, сама работа с подростком фокусируется на интенсификации процесса формирования ответственного поведения.

Восстановительные программы с несовершеннолетними нарушителями учитывают знания о психологических механизмах детского развития, и на этой основе выстраивается сотрудничество взрослых с ребенком. Важнейшей фигурой в программах восстановительного правосудия для несовершеннолетних становится не только ведущий программ (нейтральный посредник, медиатор), но и социальный работник, непосредственно работающий с правонарушителем. Значительная роль отводится семье (или другим значимым взрослым). Здесь следует сказать о коллективно распределенной ответственности — часть ее принимает на себя семья, ближайшее окружение, социальные службы. Но принципиальным положением в системе восстановительной ювенальной юстиции является активное участие нарушителя в заглаживании нанесенного им вреда, а взрослые оказывают ему помощь и поддержку. Восстановительное правосудие «входит» в ювенальную юстицию с уже существующей социально-реабилитационной инфраструктурой, не отменяя ее, но привнося новые принципы и цели, в первую очередь — исцеление жертвы и обязательство правонарушителя по заглаживанию вреда.

Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве на образование -

"Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к

правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира ‖(статья 26 – Всеобщая декларация прав человека).

Г

Гендер (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.). Это понятие используется в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.

Гениальность (от лат genius - дух) - высший уровень развития способностей - как общих (интеллектуальных), так и специальных.

Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global – всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.

Государственный образовательный стандарт – совокупность установленных государством норм, определяющих минимальный уровень требований к содержанию образования, качеству образования, а также являющихся основой для объективной оценки деятельности учебного заведения.

Государственный образовательный стандарт общего образования (гос оо). Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее Государственный образовательный стандарт) устанавливает достаточный для полноценного образования минимум содержания основной общеобразовательной программы, допустимый для разных возрастных категорий обучающихся, максимальный объем учебной нагрузки, требования к подготовке

выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается как единственная норма в части содержания основного общего образования, при условии соблюдения которой реализуется свобода отдельных лиц и организаций в создании и осуществлении деятельности образовательных учреждений (организаций), академические свободы педагогических работников и автономность образовательных учреждений. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся.

Государственные социальные стандарты — основные показатели обеспечения качества жизни детей, включающие в себя установленный государством минимальный объем социальных услуг? норм и нормативов.

Гуманистический характер образования - это приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности, воспитания гражданского сознания, национального и личного достоинства, патриотизма, уважения к закону и экологического мировоззрения..

Д

«Дакарские рамки действий – были приняты в Дакаре (Сенигал) на Всемирном форуме по образованию «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». Они поддерживают концепцию Всемирной декларации об образовании для всех, сохраняющую свою актуальность и действенность, и устанавливают новые цели, учитывающие опыт прошедшего десятилетия и меняющуюся глобальную обстановку, с предположительной реализацией к 2015 году:

1. Расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за малолетними детьми и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей.

2. Обеспечение того, чтобы к 2015 г. все дети, особенно девочки, дети из неблагополучной среды и этнических меньшинств, могли свободно получать бесплатное и обязательное высококачественное начальное образование.

3. Обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков.

4. Повышение к 2015 году на 50% уровня грамотности взрослых, особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию.

5. Ликвидация к 2005 году гендерной дискриминации в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 году равенства полов в особенности образования с уделением особого внимания предоставлению девочкам полного и равного доступа к высококачественному базовому образованию и обеспечению их хорошей успеваемостью.

6. Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости для всех, с тем чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

Дебильность - наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно трудно.

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации.

Де-институционализация — система мер нацеленных на предупреждение помещения (институализации) детей, лишенных родительской опеки, в интернатные учреждения и сокращение числа детей в таких учреждениях. Де-институционализация предполагает действия по предупреждению отказа от ребенка, наличие/развитие служб поддержки неблагополучных/уязвимых семей, развитие альтернативных форм устройства детей, обеспечение условий в интернатных учреждениях максимально приближенных к семейным и перепрофилирование/трансформацию интернатных учреждений в службы сопровождения семьи, центры дневного пребывания детей, ресурсные центры и т.д.

Декларация о правах ребенка включает фундаментальные принципы обеспечения защиты и благосостояния детей. Первая Декларация о правах ребенка была принята в 1923 г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей». Эта Декларация, получившая название Женевской, была одобрена в 1924 г. V Ассамблеей Лиги Наций. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Декларации с некоторыми изменениями, а в 1959 г. приняла новую Декларацию, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка.

В 1978 г. правительство Польши представило Комиссии ООН по правам человека первоначальный проект, подготовленный на основе этой Декларации. Тогда выражалась надежда, что его можно будет принять в 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка. Комиссия пришла к выводу, что текст требует углубленного рассмотрения, и создала специальную рабочую группу, которая проводила по одному заседанию в год в течение 1980-х г г. Рабочая группа достигла консенсуса в отношении окончательного варианта незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г., принявшей Конвенцию 20 ноября, в тридцатую годовщину Декларации 1959 г.

Дискриминация (Discrimination, от лат. discriminatio — различение) — преднамеренное ущемление прав, интересов отдельных лиц, социальных групп, организаций, государств по сравнению с Другими, несправедливое, отличающееся в негативную сторону от общепринятого отношение, основывающееся на произвольных мотивах.

Дети-беженцы — Конвенция 1951 г. о статусе беженцев предлагает определение категории «беженец». Это дети и взрослые, которые «в силу обоснованного опасения преследований по причине расы, религии, национальности, принадлежности к конкретной социальной группе или политических убеждений, находятся за пределами страны своего гражданства и не могут или в силу такого опасения не желают пользоваться защитой этой страны». Статья 22 Конвенции о правах ребенка говорит, что «Государства-участники принимают необходимые меры, с тем, чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем… надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами…

Государства-участники оказывают… содействие… по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца… для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и

любому другому ребенку… лишенному своего семейного окружения». По оценкам Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в начале 21 века, 10 миллионов из 23.3 миллионов беженцев были дети.

Дети исключительные - термин, в зарубежной (особенно в англоязычной) научной литературе, обозначающий широкую категорию детей, которые по тем или иным показателям имеют отклонения от среднестатистической нормы; кроме аномальных к этой категории могут быть отнесены одаренные и застенчивые дети, дети с «характером» и акцентуациями, дети, испытывающие трудности в учении, имеющие проблемы со здоровьем, имеющие особенности психофизического развития, дети с нарушениями поведения и опасным поведением, дети, испытывающие трудности, связанные с культурными отличиями, и недостаточным владением языком обучения, дети из семей с низким социально-экономическим статусом.

Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению — Статья 30 Конвенции устанавливает, что дети родителей меньшинств или родителей из числа коренных народов не будут лишены права на выражение своих культурных традиций, религии или языка. Конвенция содержит нормы и предложения, относящиеся к коренным народам по запрету дискриминации против детей (статья 2), транслированию информации через средства массовой информации на языках меньшинств (статья 17), праву на образование, включая образование по правам человека, воспитанию уважения к их культурной самобытности, языку и другим ценностям (статья 29).

Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) — это дети, нуждающиеся в заботе и помощи;

 им должна быть предоставлена возможность учиться, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними;

 должны приниматься все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей;

 дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях;

 особая защита, предусматриваемая в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях, и попадают в плен;

 в случае необходимости и по возможности с согласия их родителей или лиц, которые несут главную ответственность за попечение над ними, принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасный район внутри страны, при этом обеспечивается сопровождение их лицами, ответственными за их безопасность и благополучие.

Дети-жертвы насилия — дети, подвергшиеся и/или подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому насилию, оскорблениям или злоупотреблениям, отсутствию заботы или небрежному, грубому обращению или эксплуатации) в семье, в учреждениях образования и опеки.

Дети, лишенные семьи — в соответствии со статьей 20 Конвенции, это дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения в связи со смертью родителей, отказа родителей от них, или переселения, или же потому что в своих собственных наилучших интересах они не могут оставаться в семьях. Такие дети имеют право на «особую защиту и помощь». Государство обязано обеспечить социальную защиту такого ребенка с учетом его культурной принадлежности и соблюдения прав ребенка в соответствии с Конвенцией. Государство обязано уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, религию, культуру и язык (статьи 8 и 30).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения. 5

Дети, проживающие в малоимущих семьях — дети, живущие в семьях, доходы которой ниже прожиточного минимума.

Дети с ограниченными возможностями — дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Дети с особыми нуждами (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. В 23 статье Конвенции утверждается право на особый уход, образование и подготовку детей с особыми потребностями в развитии. В статье отмечается также, что эти дети не должны быть изолированными от общества из-за отрицательных социальных установок. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение качества услуг здравоохранения и образования), раннем выявлении, развитии ребенка и реабилитации.

Дети, с проблемами в обучении — дети, которые испытывают трудности в процессе усвоения знаний и имеют поведенческие проблемы. Ребенок с проблемами в обучении также определяется как ребенок со специальными потребностями в обучении. Нередко в качестве синонима используют термин «необучаемость», что недопустимо. Использование такого термина ущемляет права ребенка. Как показывает международная практика, все дети за редким исключением обучаемы, и успех в развитии ребенка зависит от заботы, внимания близких людей и профессионализма специалистов, работающих с такими детьми.

Дети-сироты — дети, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, уязвимые в результате ВИЧ/СПИДа. Данное понятие включает детей и подростков до 18 лет, являющихся носителями ВИЧ и заболевших СПИдом; детей, ставших сиротами вследствие болезни родителей СПИДом; уязвимых детей, чье выживание и благополучие или развитие находится под угрозой в результате ВИЧ/СПИДа. ВИЧ/ СПИД наносит потери детству и жизни детей. Болезнь или смерть родителей или человека, который заботится о ребенке в течение первого года его жизни, ставит под угрозу удовлетворение его базовых потребностей (доступ к медико-санитарной помощи, обеспечение соответствующих санитарных условий и питания), часто подвергая угрозе право ребенка на выживание. ВИЧ/СПИД лишает ребенка права жить в окружении семьи. Эта болезнь увеличивает вероятность того, что дети будут помещены в специализированное учреждение, окажутся на улице или будут вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Болезнь родителей, опекунов или самого ребенка подвергает ребенка риску дискриминации. Такие дети нередко подвергаются насилию, жестокому обращению и эксплуатации. 7

Детская бедность — В докладе «Положение детей в мире, 2005 год» предлагается следующее рабочее определение: «Дети, живущие в бедности, испытывают отсутствие материальных, духовных и эмоциональных ресурсов, необходимых для выживания, развития и благополучия, что не позволяет им пользоваться своими правами, полностью раскрыть свой потенциал или участвовать в жизни общества в качестве потенциальных и равноправных членов». Бедность является серьезным фактором, препятствующим развитию ребенка, так как зачастую наиболее бедные, наиболее обездоленные дети попадают в ситуации высокого риска.

Многие из них в конечном итоге либо живут, либо работают на улице в результате злоупотреблений по отношению к ним дома, гражданских волнений или просто желания поискать лучшей жизни. Существует тесная взаимосвязь между бедностью в детстве и неудовлетворительными результатами, полученными при обучении таких детей в школе, их плохим здоровьем, возможностью забеременеть в подростковом возрасте, наркотической зависимостью и токсикоманией, уголовным и антисоциальным поведением, низкой заработной платой, безработицей и длительной зависимостью от социального обеспечения.

В то время как «материальная бедность или бедность по уровню доходов» является наиболее простым измерением детской бедности, не стоит упускать из виду и тот факт, что на уровень детской бедности оказывают влияние и многие другие, с трудом поддающиеся измерению факторы, такие как любовь и забота, которую получает ребенок в семье; чувство защищенности, которое ребенок испытывает в окружении своей семьи; время, которое проводят с детьми родители и их навыки по воспитанию и уходу за ними; дружеские связи, которые дети имеют в том сообществе, где они проживают и качество той социальной среды, в которой они вырастают.

Детский труд — это как оплачиваемая, так и неоплачиваемая работа и деятельность, которые в психическом, физическом, социальном моральном отношении сопряжены с опасностью или причинением вреда ребенку. Кроме того, детский труд — это работа, которая лишает детей возможности получить образование. Необходимо различать детский труд и трудовое воспитание. Например, участие детей в выполнении некоторых легких видов работ (помощь родителям по дому), трудовая деятельность подростков после школьных занятий или во время каникул в рамках трудового законодательства, производственная практика, профессиональное обучение, — являются элементами воспитания и не считаются детским трудом.

Статья 32 Конвенции о правах ребенка утверждает право детей на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием к получению образования. Она требует от правительств установить минимальный возраст для приема на работу, регламентировать продолжительность рабочего дня и условия труда для лиц моложе 18 лет и предусмотреть соответствующие меры для обеспечения осуществления законодательства. Положения Конвенции о правах ребенка развиты в ряде конвенций Международной организации труда (МОТ), из них ключевыми являются Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Дефектология (от лат. defectus - недостаток и... логия) - научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. В Д. входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д. включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологическое изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д. продолжается дифференциация и возникновение новых областей (например, области изучения детей с временными задержками психического развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Д. включаются вопросы, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой взрослых с дефектами, например зрения и слуха. Как целостная отрасль знания Д. складывается в результате развития и сближения отдельных еѐ областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов. Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д. специальных педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему специального обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду. Д. тесно связана с рядом смежных наук - невропатологией, патофизиологией,

общей и медицинской генетикой, патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даѐт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

Джомтьенская декларация - была принята на Джомтьенской всемирной конференции «Образование для всех», проходившей в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд). Конференция положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. Была принята Программа действий, устанавливающая четкие направления действий и меры по достижению целей Образования для всех (ОДВ), отраженных в документе «Всемирная декларация об образовании для всех». К ключевым аспектами и принципам Джомтьенской декларации относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; особое внимание к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.