КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы правового регулирования в информационном праве
Методы правового регулирования С. С. Алексеев определяет как «осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.)результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя». Ознакомление с предметом информационного права, видами деятельности различных субъектов в информационной сфере обнаруживает всепроникающую природу информации и множество форм ее использования в социальной действительности. Отрасль, комплексная по составу предметного признака, является комплексной и но методам правового регулирования. И не случайно мы говорим не о каком-либо одном методе правового регулирования, а о «множественности методов*. В этом аспекте стоит сказать о специфике, особенностях сочетания методов всех классических отраслей права применительно к данной предметной области отношений. Сложность состоит в том, что необходимо выявить новое и оригинальное в композиции правовых методов в процессе регулирования правоотношений в информационной сфере. Решение этой задачи осложняется тем, что проблеме правовых методов в разных отраслях права, да и в теории права, уделено недостаточное внимание. В «Юридической энциклопедии» термин «методы» или «методы правового регулирования» не выделен. В некоторых учебниках этот вопрос не рассматривается. В других случаях смешиваются вопросы о методах научных, организационно-управленческих и методах правового регулирования. Государственное регулирование определяется как способ нормативно-правового упорядочения деятельности субъектов. Необходимо внести определенную ясность в вопрос о методах правового воздействия на поведение субъектов, на реализацию их правоотношений в информационной сфере, для того чтобы более эффективно выстраивать нормативно-правовую основу регулирования процессов информационного взаимодействия субъектов информационного права, грамотно строить конкретные правоотношения. Классическими общими методами правового регулирования являются способы реализации правового воспитания в духе законности и порядка — уважения и признания обязательности соблюдения закона; методы обязательного предписания, императивного соблюдения четко сформулированной нормы права; методы определения диспозитивного поведения субъектов, позволяющие сделать выбор варианта поведения (отношений) в рамках закона; методы свободного договорного регулирования порядка отношений (однако также в рамках закона); методы разрешений, запрета, принуждения, наказания. В годы увлечения значимостью рыночного регулирования многих, и не только экономических, отношений был сделан крен на методы косвенного — «не совсем правового» регулирования (наказания рублем, ограничения экономической свободы), что привело к значительной либерализации правового регулирования, к ослаблению правопорядка, правовой дисциплины и культуры. Но именно этот фактор и мешает организации таких отношений, как саморегулирование, во многих областях социальной жизни. Саморегулирование означает не беспринципное выстраивание отношений без учета интересов общества и других субъектов, а внутренне воспринятое правило действовать добровольно и осознанно в соответствии с действующими правилами и законами страны и мирового сообщества. Это особенно важно в условиях развития глобализации в информационной сфере. Концепция, разрабатываемая в недрах Минэкономразвития России в 2005—2006 гг., в известной мере затронула проблему методов регулирования отношений в информационной сфере. В этом документе большое значение уделено саморегулированию деятельности производителей и участников рынка, ориентации на внимание к системе страхования профессиональной ответственности, снижению плановых, а можно сказать, и любых контрольных мер со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Авторы считают, что «политика органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, имеющих возможность снизить административные барьеры для предприятий сектора по нормам регулирования, относящимся к их компетенции...», занимает приоритетное место относительно федерального уровня регулирования. Справедливо при этом отмечается, что в системе методов регулирования должны преобладать методы саморегулирования, основанные на «декларации доверия». Последняя, но мнению авторов концепции, заключается производителем (предприятием) и органом власти субъекта РФ или местного самоуправления, выдается специально организованным для этой процедуры органом (что в итоге дает еще одну систему неподконтрольных органов). Эта вновь организованная система органов как бы берет на себя контрольно-надзорные функции и путем своеобразной «индульгенции» — декларации о доверии — передаст их самому производителю. Подход к проблеме преодоления государственного (административного) контроля и надзора за качеством продукции и законностью отношений — преодоления административного барьера, с одной стороны, заслуживает внимания, а с другой — не должен приводить к полному исключению государственных функций в этой области, тем более что и перенос в сферу «внегосударственного» оформления отношений порождает не менее бюрократизированные процедуры негосударственных структур. В докторской диссертации «Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей», А. А. Тедеев — автор одного из учебников по информационному праву — делает вывод о дальнейшем «сокращении объемов такого саморегулирования»1. Правда. он говорит лишь об одном методе информационно-правового регулирования, но рассматривает их многообразие по существу. Использование методов публичного и частного права в информационных отношениях Рассмотрение вклада базовых отраслей в систему методов информационного нрава позволяет выявить общие и особенные моменты в формировании правового регулирования правоотношений в информационной сфере. Так, информационно-ресурсная, технологическая политика в области информатизации и использования потенциала ИКТ в процессе развития, стабилизации и снятия кризисов, свойственных современному обществу, делают эту сферу отношений настолько важной, что она не должна выпадать из поля конституционного регулирования прав человека и гражданина, из регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти. Конституция, конституционные законы, формирование, реализация и совершенствование конституционных актов субъектов РФ определяют проблематику отношений в области информатизации общества в структуре предметов ведения органов государственной власти в процессах разделения предметов ведения и полномочий государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Принадлежность отрасли информационного права к семейству публично-правовых отраслей свидетельствует о том, что здесь генеральным, определяющим методом регулирования остается государственно-правовой. Метол государственного управления сферой отношений в области информации, информатизации, обеспечения безопасности в этих областях является главным. Здесь реализуются все свойства властности и первенства государственной воли, которые свойственны административным отношениям и их регулированию со стороны государственно-властных структур в процессе реализации законов РФ и самостоятельной деятельности в пределах собственной компетенции этой ветви власти. Это определяет место федерального законодательства в регулировании отношений в информационной сфере. Например, Президент РФ, упоминая о том, что в настоящее время в России зарегистрировано 93,5 тыс. СМИ, из которых абсолютное большинство (90%) негосударственные, подчеркивает: «...Нам сегодня нужно обсудить, как финансировать государственные СМИ, каким образом помогать негосударственным СМИ, в том числе при помощи граждан». Вместе с тем остается вопрос о месте методов гражданского права в информационной сфере. Правильно ли рассматривать проблему рынка технологий и услуг только с позиций производителя и не усматривать интереса, прав потребителя, пользователя? Важен вопрос и о структуре внутреннего потребителя в плане импорта и экспорта продукции ИКТ. В итоге такого усеченного подхода — только через призму рынка, проявляется забота о прибыли производителя, который должен быть свободен от правового регулирования государства. Это особенно видно при перечислении основных направлений в области организации телекоммуникаций, которые, кстати, «должно обеспечить государство». Это же относится к вопросу об изменении принципов законодательства о связи — введение аукциона при распределении радиочастотного сектора и свободы присоединения к сетям операторов, занимающих доминирующее положение на рынке, обеспечение конверсии радиочастотного спектра. Мягко говоря, к этим идеям стоит отнестись с вниманием и большой долей критики, оценить их с позиций угроз безопасности. Существует большой комплекс вопросов и отношений, которые связаны с установлением исключительных прав субъектов, создателей продукции, которая в общем информационном пространстве функционирует как информационный ресурс. Рыночные отношения по обороту самых разных продуктов информационной деятельности, в том числе и авторских произведений, в процессе договорных и других обязательственных отношений между субъектами гражданского права требуют адекватного регулирования и разрешения неизбежных конфликтов. Тема взаимодействия методов гражданского и публичных отраслей права неоднократно затрагивалась специалистами. В частности, в диссертации Ф. Ю. Мытарева было обращено внимание на то, что конституционные нормы порождают как частную, так и публичную регуляцию отношений. Причем публичный или частноправовой оттенок регулирования конкретных ситуаций зависит от характера самого отношения и наличия адекватных ему правовых норм. Общий вывод о том. что идет процесс взаимозаполнения и взаимозависимости публично-правовых и частноправовых механизмов регулирования отношений хозяйствующих субъектов в информационной сфере и что этим подтверждается общая тенденция взаимовлияния публичного и частного права, вытекает и из практики применения ряда норм части четвертой ГК РФ.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |