Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы формирования и развития информационного права




 

Информационное право изначально является естествен­ным и только по мере вызревания условий включается в систему нормативного, законодательно оформляемого представления и защиты. Именно здесь особенно важно по­нимание связи объективно развивающихся условий жизни общества с правовыми механизмами их обеспечения, под­держки или торможения. Нет сомнений, что в правовом ре­гулировании деятельности субъектов в информационной сфере реализуются все общеправовые принципы и в силу специфики предметной области регулирования формиру­ются некоторые дополнительные позиции. Нормативное закрепление такие принципы получили в Законе об ин­формации. Перечень включает восемь принципов. Статья 3 этого Закона так и называется: «Принципы правового регу­лирования отношений в сфере информации, информацион­ных технологий и защиты информации». Это говорит о том, что здесь представлены принципы и нормативно-правового регулирования, и правоприменения в процессе информаци­онной деятельности и судебной практики. В число упомя­нутых восьми принципов включены:

• свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

• установление ограничений доступа к информации только федеральным законом;

• открытость информации о деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправле­ния и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных средеральными законами;

• равноправие языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;

• обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуа­тации и защите содержащейся в них информации;

• достоверность информации и своевременность ее пре­доставления;

• неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

• недопустимость установления нормативными право­выми актами каких-либо преимуществ одних инфор­мационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных техноло­гий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федераль­ными законами.

В этом перечне представлены принципы, непосредствен­но связанные и вытекающие из норм Конституции о правах человека и гражданина, которые реализуют общие принци­пы демократии, законности. Они обеспечены Конституци­ей и подлежат реализации на основе специальных законов в области информации и информационных технологий. И каждый из перечисленных принципов может и должен быть отражен и в законодательной практике, и в деятель­ности по реализации законодательства.

Кроме обозначенных в Законе об информации важное значение для регулирования отношений в информацион­ной сфере имеют такие принципы, как социальность, феде­рализм (конституционные принципы); соблюдение юриди­ческой техники — принцип, который выражен комплексом действий, объединенных понятием «нормография» (обеспе­чением технического совершенства правотворчества) и реа­лизуемых в составе принципа обеспечения законности. От­метим значение некоторых из важнейших принципов для формирования информационного общества.

Принцип социальности раскрывает позицию, выделенную Д. А. Керимовым как «закрепление и установление право­вых норм, максимально способствующих развитию назрев­ших задач общества». Для информационной сферы речь идет о связи информационных ресурсов Российской Феде­рации и субъектов, реализующих свою компетенцию в об­ласти информатизации с предметами ведения, функциями и полномочиями этих субъектов. По большому счету речь идет об информационном обеспечении интересов общества и их реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других струк­тур общества. Информационные ресурсы и информацион­ные технологии должны использоваться для обеспечения функционально-целевой деятельности органов публичной власти, обеспечения деятельности экономической и про­изводственной инфраструктуры, потребностей, интересов свобод и прав населения страны.

Принцип федерализма, как общий для всех отраслей права в информационном законодательстве, ныне ожидает иссле­дования и выработки механизмов его обеспечения. В теории права нет однозначного ответа на вопрос, относится ли зако­нодательство в информационной сфере исключительно к об­ласти федерального ведения или, подобно административно­му законодательству, является сферой совместного ведения. Авторы работ по теории права обычно вообще избегают го­ворить об информационном праве. Всепроникающая приро­да информации требует внимания к отношениям, связанным с этим объектом, нормативной реакции на всех уровнях дея­тельности органов государственной власти и во всех систе­мах последней. Здесь большая доля решения общесистемных проблем относится к федеральному законодательству, и это бесспорно. Но одновременно каждый регион уже развивает свое законодательство в соответствии со ст. 73 Конституции и решает нормативно-правовые вопросы в сфере совместно­го ведения с федеральным уровнем государственной власти России. Вместе с тем по ряду вопросов законодательство субъектов РФ часто опережает темпы работы на федераль­ном уровне. И закрепление правила внеочередности право­творчества при соблюдении верховенства уже действующих федеральных законов и Конституции, в порядке примера решения ликвидации пробела в системе правового регули­рования на уровне субъекта РФ, общему развитию законо­дательной основы информатизации не повредило бы.

На практике часто возникают вопросы о разделении функций и полномочий по вертикали власти в области информатизации. Происходит это в силу невнимательно­го чтения п. «и» ст. 71 Конституции, где говорится о фе­деральном велении в области «федеральной информации и связи». Уже сама по себе эта формулировка предполагает наличие информации не только «федеральной». Но отсут­ствие темы информационных проблем в перечне отраслей законодательства в ст. 72 и 73 иногда наводит на мысль об исключительности федеральных органов в области нор­мотворчества по информационному праву. Порой об эту проблему спотыкается и прокуратура РФ.

На пути решения данной проблемы лежит разреше­ние двух вопросов: обновление Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятие федерального закона «О норма­тивных правовых актах в Российской Федерации». В на­стоящее время субъекты РФ активно развивают свое ин­формационное нормотворчество, принимая законы, указы, постановления, регламенты и другие виды нормативных актов, руководствуясь действующим законодательством о разграничении предметов и полномочий. Встает вопрос о границах нормотворчества в информационной сфере и для органов местного самоуправления. Он решается по тому же принципу разграничения сфер ведения и полномочий меж­ду субъектом РФ и органами местного самоуправления на его территории. В этих процессах реализуется и инсти­тут делегирования функций и полномочий, о котором мы будем говорить в других главах учебника.

В данном контексте следует обратить внимание на Фе­деральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ. проект которого в своем названии содержал указание на принципы. Он на­зывался «Об общих принципах организации предоставле­ния государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». В окончательном варианте его название изменилось и обозначено как Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Но в его тексте содержится ст. 4 о принципах. Здесь представлены следую­щие принципы: 1) правомерность предоставления государ­ственных услуг; 2) правомерность и обоснованность взима­ния с заявителей платы в процессе предоставления услуг, 3) открытость деятельности органов, предоставляющих го­сударственные (муниципальные) услуги; 4) единство тре­бований к предоставлению услуг, 5) заявительный порядок обращения за предоставлением услуги; 6) доступность обра­щения за предоставлением услуги. Этот пример демонстри­рует, что проблема принципов и в правовом регулировании, и в реализации определенных принципов в информацион­ной деятельности еще потребует внимания. В данном слу­чае не упоминается принцип законности, который по смыс­лу заменен словом «правомерность». На протяжении всего остального текста проекта о принципах не говорится. Авто­ры переходят к термину «требования», которые раскрыва­ются в основном через процедуры конкретных операций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.