КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы формирования и развития информационного права
Информационное право изначально является естественным и только по мере вызревания условий включается в систему нормативного, законодательно оформляемого представления и защиты. Именно здесь особенно важно понимание связи объективно развивающихся условий жизни общества с правовыми механизмами их обеспечения, поддержки или торможения. Нет сомнений, что в правовом регулировании деятельности субъектов в информационной сфере реализуются все общеправовые принципы и в силу специфики предметной области регулирования формируются некоторые дополнительные позиции. Нормативное закрепление такие принципы получили в Законе об информации. Перечень включает восемь принципов. Статья 3 этого Закона так и называется: «Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации». Это говорит о том, что здесь представлены принципы и нормативно-правового регулирования, и правоприменения в процессе информационной деятельности и судебной практики. В число упомянутых восьми принципов включены: • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; • установление ограничений доступа к информации только федеральным законом; • открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных средеральными законами; • равноправие языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации; • обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; • достоверность информации и своевременность ее предоставления; • неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; • недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. В этом перечне представлены принципы, непосредственно связанные и вытекающие из норм Конституции о правах человека и гражданина, которые реализуют общие принципы демократии, законности. Они обеспечены Конституцией и подлежат реализации на основе специальных законов в области информации и информационных технологий. И каждый из перечисленных принципов может и должен быть отражен и в законодательной практике, и в деятельности по реализации законодательства. Кроме обозначенных в Законе об информации важное значение для регулирования отношений в информационной сфере имеют такие принципы, как социальность, федерализм (конституционные принципы); соблюдение юридической техники — принцип, который выражен комплексом действий, объединенных понятием «нормография» (обеспечением технического совершенства правотворчества) и реализуемых в составе принципа обеспечения законности. Отметим значение некоторых из важнейших принципов для формирования информационного общества. Принцип социальности раскрывает позицию, выделенную Д. А. Керимовым как «закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих развитию назревших задач общества». Для информационной сферы речь идет о связи информационных ресурсов Российской Федерации и субъектов, реализующих свою компетенцию в области информатизации с предметами ведения, функциями и полномочиями этих субъектов. По большому счету речь идет об информационном обеспечении интересов общества и их реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структур общества. Информационные ресурсы и информационные технологии должны использоваться для обеспечения функционально-целевой деятельности органов публичной власти, обеспечения деятельности экономической и производственной инфраструктуры, потребностей, интересов свобод и прав населения страны. Принцип федерализма, как общий для всех отраслей права в информационном законодательстве, ныне ожидает исследования и выработки механизмов его обеспечения. В теории права нет однозначного ответа на вопрос, относится ли законодательство в информационной сфере исключительно к области федерального ведения или, подобно административному законодательству, является сферой совместного ведения. Авторы работ по теории права обычно вообще избегают говорить об информационном праве. Всепроникающая природа информации требует внимания к отношениям, связанным с этим объектом, нормативной реакции на всех уровнях деятельности органов государственной власти и во всех системах последней. Здесь большая доля решения общесистемных проблем относится к федеральному законодательству, и это бесспорно. Но одновременно каждый регион уже развивает свое законодательство в соответствии со ст. 73 Конституции и решает нормативно-правовые вопросы в сфере совместного ведения с федеральным уровнем государственной власти России. Вместе с тем по ряду вопросов законодательство субъектов РФ часто опережает темпы работы на федеральном уровне. И закрепление правила внеочередности правотворчества при соблюдении верховенства уже действующих федеральных законов и Конституции, в порядке примера решения ликвидации пробела в системе правового регулирования на уровне субъекта РФ, общему развитию законодательной основы информатизации не повредило бы. На практике часто возникают вопросы о разделении функций и полномочий по вертикали власти в области информатизации. Происходит это в силу невнимательного чтения п. «и» ст. 71 Конституции, где говорится о федеральном велении в области «федеральной информации и связи». Уже сама по себе эта формулировка предполагает наличие информации не только «федеральной». Но отсутствие темы информационных проблем в перечне отраслей законодательства в ст. 72 и 73 иногда наводит на мысль об исключительности федеральных органов в области нормотворчества по информационному праву. Порой об эту проблему спотыкается и прокуратура РФ. На пути решения данной проблемы лежит разрешение двух вопросов: обновление Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятие федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». В настоящее время субъекты РФ активно развивают свое информационное нормотворчество, принимая законы, указы, постановления, регламенты и другие виды нормативных актов, руководствуясь действующим законодательством о разграничении предметов и полномочий. Встает вопрос о границах нормотворчества в информационной сфере и для органов местного самоуправления. Он решается по тому же принципу разграничения сфер ведения и полномочий между субъектом РФ и органами местного самоуправления на его территории. В этих процессах реализуется и институт делегирования функций и полномочий, о котором мы будем говорить в других главах учебника. В данном контексте следует обратить внимание на Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ. проект которого в своем названии содержал указание на принципы. Он назывался «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций». В окончательном варианте его название изменилось и обозначено как Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Но в его тексте содержится ст. 4 о принципах. Здесь представлены следующие принципы: 1) правомерность предоставления государственных услуг; 2) правомерность и обоснованность взимания с заявителей платы в процессе предоставления услуг, 3) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги; 4) единство требований к предоставлению услуг, 5) заявительный порядок обращения за предоставлением услуги; 6) доступность обращения за предоставлением услуги. Этот пример демонстрирует, что проблема принципов и в правовом регулировании, и в реализации определенных принципов в информационной деятельности еще потребует внимания. В данном случае не упоминается принцип законности, который по смыслу заменен словом «правомерность». На протяжении всего остального текста проекта о принципах не говорится. Авторы переходят к термину «требования», которые раскрываются в основном через процедуры конкретных операций.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |