Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочерние и зависимые общества 4 страница




Юридическое понятие предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики рассматривается как разновидность общего понятия предпринимательской деятельности, сформулированного в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Гражданским кодексом различаются две разновидности аграрного предпринимательства: 1) индивидуальное предпринимательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица (п. 2 ст. 23 ГК РФ); 2) предпринимательство юридических лиц, которые создаются в форме сельскохозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ).

Предпринимательская деятельность сельскохозяйственных

коммерческих организаций (предприятий) осуществляется на основе определенных принципов и условий.

Аграрная предпринимательская деятельность имеет определенные особенности, обусловленные тем, что сельскохозяйственное производство основано на использовании земли в качестве основного средства производства.

В связи с этим в аграрном секторе экономики функционируют особые, присущие только этой сфере экономики, формы организации и ведения производства.

Изучение темы следует начинать с понятия, принципов и содержания производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, деятельности сельскохозяйственных предприятий и объединений. При этом необходимо изучить организационно-правовые формы планирования в агропромышленном комплексе, его коренные изменения в условиях рыночной экономики, расширение прав сельскохозяйственных предприятий и их объединений в области планирования их производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в настоящее время, гарантии их самостоятельности. Также должны быть рассмотрены формы внутрихозяйственного планирования в сельскохозяйственных предприятиях и объединениях, правовые формы борьбы с вмешательством в деятельность сельскохозяйственных предприятий.

Особого внимания заслуживает анализ прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий по организации отраслей сельскохозяйственного производства, развитию специализации, концентрации и интеграции производства, внедрение достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство.

Студентам следует рассмотреть права и обязанности сельскохозяйственных предприятий по организации подсобных производств и промыслов.

Постепенный плавный переход от системы планового сельского хозяйства к рыночной системе аграрных отношений внес кардинальные изменения в сферу урегулирования финансовой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). Тем самым были созданы определенные предпосылки для формирования рыночного финансово-правового механизма регулирования деятельности предприятий. Этот механизм может работать лишь при реальном наличии многообразных форм собственности и методов хозяйствования, конкуренции за рынок сбыта продукции, ценных бумаг и т.д.

Научное обеспечение агропромышленного комплекса возложено на Российскую академию сельскохозяйственных наук, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Научное обеспечение ЛПК реализуется через механизм государственных, отраслевых и

региональных научно-технических программ. Для разработки, финансирования и реализации комплексных научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) предусмотрено создание отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Предусмотрены и другие меры по существенному улучшению организации научного обеспечения развития агропромышленного комплекса. Закрепление разнообразия форм собственности обусловило тенденцию «самоустранения» государства от прямого вмешательства в финансово-экономическую жизнь сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). Существенным является предоставление правового пространства для реального функционирования дозволительного метода регулирования финансовой деятельности, в которой самоограничителем выступают финансовые потенции «преимущественно по собственному усмотрению» субъектов аграрно-финансовых отношений, как собственников.

Новым в регулировании финансовой деятельности является законодательное регулирование принципа партнерства в финансовых отношениях между двухуровневой банковской системой и другими кредитными, финансовыми организациями и сельскохозяйственными предприятиями. Наряду с финансовыми обязательствами, характерными для современных финансовых отношений в сельском хозяйстве, становятся и договорные начала в финансовой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

Финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий и объединений, как правило, регулируется особыми нормативными актами, в числе которых банковские инструкции, указания, распоряжения и т.п. В данной теме должны быть рассмотрены принципы финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий и объединений, их законодательное закрепление, а также гарантии финансовой самостоятельности сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Студентам надо также уяснить особенности организации финансовой деятельности агропромышленных предприятий, объединений и акционерных обществ. В данной теме, согласно учебной программе, должны быть проанализированы правовые вопросы страхования имущества сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Одной из основных задач перестройки хозяйственного механизма афопромы шлейного комплекса в переходный к рыночной экономике период является проблема совершенствования системы страхования в сельском хозяйстве.

Функция системы страхования сводится к следующему: защита интересов всех категорий товаропроизводителей

сельскохозяйственной продукции независимо от форм собственности и хозяйствования;

обеспечение устойчивости сельскохозяйственного производства; - обеспечение организационно-правовых отношений между субъектами системы страхования.

Действие страховых рычагов защиты экономических интересов товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции направлено в большей степени на погашение убытков отрасли растениеводства, создавая почти равноценную альтернативу ценовому механизму, в особенности в неблагоприятные годы (засуха, гибель озимых и т.д.). В полной мере эта альтернатива при рыночных отношениях проявляется при доведении страхового возмещения товаропроизводителям до 100% стоимости продукции среднего предыдущего пятилетнего уровня. При этом стоимость среднего урожая должна возмещать затраты на производство той или иной культуры без прибыли в реальных размерах, отражаемых во внутрихозяйственном обороте. При возмещении стоимости через систему страхования вновь созданным субъектам товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции (фермерские хозяйства, кооперативы и т.д.) уровень предыдущего пятилетнего урожая целесообразно определить по среднему нейтральному показателю.

В условиях Республики Башкортостан для выполнения страховых функций целесообразно создать самостоятельную сеть аграрного страхования, что позволит аккумулировать денежно-финансовые средства в регионе для страховых фондов (корма, семена и т.д.).

ТЕМА 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Российское законодательство не предусматривает единого унифицированного регулирования трудовых отношений работников всех отраслей хозяйства и форм собственности на средства производства. Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве осуществляется тремя способами:

1) отношения работника и предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде;

2) отношения работника и предприятия на основе членства в хозяйственном товариществе, сельскохозяйственном кооперативе, регулируются аграрным законодательством и учредительными документами товарищества, кооператива;

3) трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Аграрное производство, как никакое другое, связано с природными условиями, а они в сельском хозяйстве Российской Федерации необычно разнообразны. Трудовая деятельность крестьян, чей труд существенно отличается от труда работников промышленных производств, должна осуществляться с учетом законов земледелия, растениеводства, животноводства. Трудовой распорядок и объем трудовых затрат диктуется погодно-климатическими условиями и сезонностью сельхозработ. Это объективные факторы организации труда в сельхозпроизводстве и неунифицированные правила правового регулирования рабочего времени и отдыха лиц, занятых крестьянским трудом.

На практике работают три формы подрядной организации труда на селе (коллективно-подрядная, индивидуально-семейная и арендная), закрепленные затем ведомственными нормативно-правовыми актами.

При коллективном подряде производственное подразделение сельскохозяйственного предприятия выполняет работы на основе хозрасчетного задания, доведенного ему правлением на хозяйственный год, и самоуправления. Трудовой коллектив создается добровольно, с согласия всех членов подразделения. За подрядным подразделением закрепляются выделенные ему средства производства и материальные ресурсы. Подрядный коллектив самостоятельно планирует объем сельскохозяйственных работ. Произведенную продукцию коллектив сдает на склад предприятия-заказчика, за объем произведенной продукции выплачивается коллективный заработок.

При индивидуально-семейном подряде хозяйство заключает договор с отдельным работником, либо с семьей. Подрядная семья обладает большой самостоятельностью в установлении распорядка и планирования своей производственной деятельности. Подрядчик самостоятельно определяет размеры и порядок выплаты аванса и коллективного заработка за выполненный объем сельскохозяйственных работ. Каждое сельскохозяйственное предприятие вправе, по согласованию с профсоюзным комитетом, утверждать положение о внутрихозяйственном арендном подряде. Арендные коллективы самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, принимают решение о введении суммированного учета рабочего времени, устанавливают порядок предоставления выходных дней без нарушения необходимой согласованности действий различных подразделений предприятия. Обязательства сторон предприятия и арендатора определяются договором. Производственная программа формируется арендным коллективом самостоятельно, с учетом обязательств, предусмотренных договором. Арендный коллектив пользуется имуществом предприятия за плату. Доходы коллективов образуются за счет выручки после внесения арендной платы, возмещения материальных затрат и иных отчислений, предусмотренных договором. Доход, остающийся у

арендного коллектива, используется им самостоятельно и изъятию не подлежит. Размер средств, направляемых на оплату труда, определяется договором арендного подряда.

Арендный коллектив вправе распоряжаться по своему усмотрению продукцией (работами, услугами), произведенной сверх объема, указанного в договоре, если иное не установлено законодательством или договором. Продолжительность и распорядок рабочего дня, предоставление выходных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков, а также минимум трудового участия в общественном хозяйстве трудоспособных членов сельскохозяйственного производственного коллектива регулируются правилами внутреннего распорядка. Рабочее время и время отдыха работников государственных сельскохозяйственных предприятий регулируются законодательством о труде. Каждое предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых норм предприятия.

Регулирование рабочего времени и времени отдыха в сельском хозяйстве должно осуществляться с учетом предписаний, содержащихся в действующем законодательстве о повышении социальных гарантий для грудящихся. Правовое регулирование охраны труда и здоровья работников сельского хозяйства имеет значительные особенности. Они определены, прежде всего, в многочисленных ведомственных правилах и инструкциях1.

Особое внимание необходимо обратить на изучение особенностей охраны труда и здоровья женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью. При этом важно изучить постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 г.2, а также «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» от 25 декабря 1990 г.3

Наряду с законами РФ имеется ряд законов РБ от 5 ноября 1993 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан». Настоящий Закон устанавливает основы государственной политики в РБ в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, общие принципы регулирования отношений, возникающих с участием семьи в государственных, административных, гражданских, земельных, жилищных и иных правоотношениях. Верховным Советом Республики Башкортостан 5 ноября 1993 года принят Кодекс Республики Башкортостан «Об охране здоровья граждан».

Справочник «Охрана труда в сельском хозяйстве». М., 1989 г. С 89-531. «Советская Россия» от 16 ноября 1990 г. ' Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1991 г. - N 9.

ТЕМА 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Каждое сельскохозяйственное предприятие вправе самостоятельно устанавливать формы, системы оплаты труда работников, а также другие виды их доходов. При этом оно обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Развитие фермерских хозяйств является одним из наиболее перспективных направлений развития сельского хозяйства на современном этапе. Наиболее эффективными представляются фермерские хозяйства, занимающиеся животноводством и растениеводством. Для успешного выполнения работ возникает необходимость привлечения наемного труда. Трудовые отношения всех работников регулируются Кодексом законов о труде РФ независимо от форм собственности. В фермерских хозяйствах видится возможным применение следующих форм привлечения к труду -контракта и трудового договора, заключенного на время выполнения определенной работы. Заключение контракта предполагается с работниками, устраивающимися на значительный период (но не более 5 лет). Применение трудового договора на время выполнения определенной работы возможно в период напряженных сезонных работ.

Условия заключаемых контрактов не должны ухудшать положения работника по сравнению с трудовым законодательством. При заключении контракта имеется возможность уделить особое внимание особенности рабочего времени и времени отдыха применительно к специфике сельского хозяйства. Возможно предоставление более длительных отпусков в зимнее время, особенно в фермерских хозяйствах, занимающихся растениеводством, применение различных форм оплаты труда и т.д.

Необходимо обратить особое внимание на продолжительность рабочего времени, недопустимость увеличения его более чем на 10 часов в периоды напряженных полевых работ. При увеличении рабочего времени (что свойственно частным работодателям) следует предусмотреть обязательную последующую компенсацию уменьшением рабочего времени или предоставлением дополнительных дней отдыха. Необходимо отразить в

контракте льготы для женщин и работников, не достигших 18 лет, установленные законодательством о труде.

Заключение с работниками трудовых договоров на время выполнения определенной работы представляется оптимальным в фермерском хозяйстве. Дает возможность привлечения значительного количества наемной рабочей силы в необходимые периоды работ и экономии денежных средств. В интересах работодателя при выполнении определенной работы (кроме сезонных) целесообразно оговаривать сроки их выполнения во избежание затягивания работ и в связи с этим же увязать оплату труда с качественным и своевременным конечным результатом.

Все трудовые споры, возникающие между сторонами, разрешаются судами по иску заинтересованной стороны.

Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях (п. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Распределение доходов и оплата труда членов крестьянского хозяйства регулируются ими самостоятельно.

Распределение продукции и доходов в сельскохозяйственных производственных кооперативах регулируется их уставами. Из произведенной продукции хозяйство:

- выделяет членам хозяйства и другим гражданам продукцию из натурального общественного фонда, как в счет оплаты труда, так и в помощь пенсионерам и инвалидам;

- выделяет продовольственную продукцию на общественное питание, на содержание детских учреждений, объектов оздоровления и на другие цели; создает и пополняет семенной, продовольственный, фуражный и другие фонды;

- выполняет договоры по реализации сельскохозяйственной и другой продукции.

Остальная продукция используется хозяйством по своему усмотрению.

Чистый доход (прибыль), оставшийся у хозяйства после выплат в государственный бюджет и других предусмотренных законодательством платежей, идет на формирование и пополнение разных фондов и резервов, создаваемых хозяйством, а также на начисление дивидендов.

Сельскохозяйственный производственный кооператив

самостоятельно определяет условия и размеры оплаты труда его членов. Максимальный размер заработка не ограничивается. Оплата труда может

производит ься как деньгами, так и натуральной продукцией.

По ранее действующему законодательству и сложившейся практике в государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятиях правила начисления выплаты заработка членам кооператива и работникам хозяйств закреплялись во внутрихозяйственных нормативных актах положением об оплате труда, которое утверждалось собранием трудового коллектива (общим собранием членов кооператива) с участием профсоюзного комитета.

За выполненные сельскохозяйственные и иные работы членам сельскохозяйственного производственного кооператива и работникам государственных предприятий начисляется заработок по установленным в хозяйстве формам и системам. Как правило, в составе заработка работника сельского хозяйства различают три составные: основная оплата, дополнительная (премиальная) и гарантированные надбавки за стаж работы, профессиональное мастерство и др. В подрядных подразделениях начисляется коллективный заработок за объем произведенной продукции или выполненных работ, услуг с предварительным авансированием.

Реформированные колхозы и совхозы распределили землю и имущество своих хозяйств на земельные и имущественные паи (доли) между своими работниками с выдачей им земельных и фондовых акций (свидетельств). Держатели акций приобрели право на получение ежегодно дивидендов и прибыли хозяйства, полученной по итогам хозяйственного года.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Плидина М.А. Оплата труда в сельском хозяйстве: правовые вопросы. -М., Наука, 1985.

Чубуков Г.В. Правовые вопросы поощрения работников сельского хозяйства. М., Юрид. литература, 1980.

Юридический справочник для населения. Изд. 3-е. М., Юрид. литература, 1990. Статьи «Гарантированная оплата труда колхозников», «Дополнительная оплата труда колхозников», «Льготы работающим в сельской местности».

ТЕМА 16. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Изучение данной темы следует начать с понятия, особенностей и видов договорных отношений сельскохозяйственных предприятий и объединений. Договор в настоящее время является главной формой правового регулирования товарно-денежных отношений

сельскохозяйственных предприятий. Студентам необходимо обратить

внимание на основные закономерности и тенденции развития договорных форм правового регулирования аграрных отношений в условиях перехода к рынку. При этом следует изучить подраздел 2 «Общие положения о договорах», раздела III нового Гражданского кодекса РФ.

Договоры сельскохозяйственных предприятий и объединений имеют ряд особенностей, обусловленных сезонностью сельскохозяйственного производства. В законодательстве, регламентирующем договорные отношения сельскохозяйственных предприятий, наряду с нормами общегражданского законодательства о юридических лицах, сделках, договорах, ответственности должны быть выделены специальные нормы, которые содержатся в негражданском законодательстве и специальных нормативно-правовых актах, посвященных отдельным договорным институтам. Особое внимание надо обратить на такую специфическую форму регулирования договорных отношений, как типовые (примерные) договоры, которые имеют нормативный характер.

Различают следующие основные виды договоров сельскохозяйственных предприятий и их объединений: в сфере реализации сельскохозяйственной продукции; в сфере материального обеспечения, производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных предприятий.

Согласно Закону РСФСР «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г. (Комментарий к Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». // Законодательство и экономика, 1993г. № 7-8. С. 18.) приоритет в снабжении означает, что предприятия-изготовители в случае заключения договоров на поставку продукции для предприятий сельского хозяйства и крестьянских хозяйств обязаны при наличии других договоров на поставку такой же продукции, заключенных с несельскохозяйственными предприятиями, в первую очередь выполнить обязательства покупателей перед сельхозпроизводителем. Сельскохозяйственные предприятия и объединения заключают и другие хозяйственные договоры, например, в сфере межхозяйственного сотрудничества (договоры о совместной деятельности, учредительные договоры по созданию совместных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью).

Все большее значение приобретают договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в области научно-технического прогресса и применение его достижений в сельскохозяйственном производстве.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что в правовое регулирование отношений сельскохозяйственных

товаропроизводителей по реализации сельскохозяйственной продукции Законом Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» внесены существенные изменения. Следует также иметь в виду, что начиная с 1994 года отменены все виды обязательных поставок сельскохозяйственной продукции. Необходимо также обратить внимание на порядок формирования федерального и региональных продовольственных фондов.

Надежным гарантом сбалансированного развития

агропромышленного производства формирования устойчивого продовольственного фонда выступает Закон РБ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд в Республике Башкортостан». В соответствии с этим законом Кабинет Министров республики определяет объемы закупок по видам сельскохозяйственной продукции, которые затем доводятся до товаропроизводителей государственными заказчиками.

Рассмотрим некоторые проблемы развития продовольственного комплекса. Объем закупок сельскохозяйственной продукции по группам и конкретным видам является производным от возможного объема валового производства, так как закупать и потреблять можно только то, что произведено. Вместе с тем не все произведенное можно и нужно закупать. Дело в том, что в сельском хозяйстве значительная часть его собственной продукции вновь вступает в воспроизводственный процесс и становится продуктом производственного потребления. По своему экономическому содержанию и натурально-вещественной форме он представляет собой фонд возмещения. Это семенной и фуражный фонды, а также племенной ремонтный молодняк животных.

Следует отметить также, что из части валовой продукции создается фонд внутрихозяйственного личного и общественного потребления, представляющий собой мощный рычаг стимулирования материальной заинтересованности непосредственных производителей в увеличении объема и повышении качества продукции.

Однако в практической действительности по определению объема госзаказа и его исполнению по конкретным товаропроизводителям и видам продукции требования объективных процессов расширенного воспроизводства иногда нарушаются. Этим во многом объясняется возрастание негативных явлений в агропромышленном производстве.

Следует иметь в виду, что в Башкортостане товаропроизводители размещены на территориях весьма разных по природным и экономическим условиям, неоднородных по составу и качеству ресурсного потенциала. Ввиду этого одно и то же количество затраченного труда и материальных средств оказывается представленным не одинаковым качеством продукции. Отсюда различия в себестоимости и эффективности производства продукции.

Исходя из этого, возникает необходимость поэтапной перестройки системы закупок, ориентированной на сокращение объемов закупок отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Региональное размещение специализированных

сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, укрепление их организационных и технико-технологических связей, на основе ресурсной сбалансированности мощностей ведет к формированию территориальных звеньев продуктовых подкомплексов. Это открывает путь к созданию специализированных зон крупномасштабного производства конечных продуктов потребления.

Исходя из необходимости сохранения платежеспособности спроса на конечную продукцию потребления, возникает необходимость глубокой дифференциации механизмов государственного регулирования. Сюда входят:

- компенсация затрат на потребляемые материально-технические ресурсы промышленного изготовления;

- дотации на товарную продукцию с подразделением на основные (стартовые) и стимулирующие сверх основного уровня;

- меры финансовой поддержки, целевые инвестиции, налоги, кредиты и т.д.

Продовольственный фонд республики целесообразно разделить на две части: районный и общереспубликанский. В каждом районе должна быть разработана программа продовольственного обеспечения в основном за счет производства продукции в личных подсобных хозяйствах, ее переработки и реализации на внутрирайонных продовольственных рынках. Это оформляется соответствующими соглашениями районных администраций с республиканским правительством.

Общереспубликанский фонд сельскохозяйственной продукции и продовольствия формируется за счет крупных сельскохозяйственных предприятий и интеграционных формирований. (Известия Башкортостана. № 75. 19 апреля 1996 г.).

Изучение данной темы следует завершить рассмотрением порядка размещения экономических фондов сельскохозяйственных

товаропроизводителей. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время для сельскохозяйственных предприятий установлен единый порядок разрешения договорных споров. Их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Веденин Н.Н. Правовое регулирование производственно-

технического обеспечения сельского хозяйства. - М., Наука, 1988 г. Веденин Н.Н. Каким должен быть договор поставки? //Социалистическая законность. 1991. № 2; Веденин Н.Н. Новое в договорных отношениях предприятий

■ 73

АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1993.-И 2.

ТЕМА 17. ЗАЩИТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Как правильно отмечает профессор Ф.М. Раянов, юридическая служба - это одно из специфических звеньев правоохранительных органов государства, образующих сверху донизу иерархическую систему юридических отделов, управлений, групп, бюро, юридических консультаций

и т. д.

Начинать изучение данной темы следует с ознакомления студентов с организационно-правовым механизмом защиты прав сельскохозяйственных предприятий и предпринимателей. Необходимо дать общую характеристику правонарушений в сфере аграрного производства и правовых мер борьбы с правонарушениями. Споры, возникающие в связи с применением земельного законодательства, весьма разнообразны. В зависимости от предмета спора их можно разделить на три группы:

- земельные (когда оспариваются права на землю);

- земельно-имущественные (споры о земле и об имуществе, как правило, о компенсации вреда);

- имущественные (без претензий на землю).

Половину дел в судах составляют земельные споры по поводу отказа в предоставлении земельных наделов для ведения крестьянского хозяйства лицам, выходящим из колхозов и совхозов. Поскольку эти лица еще не приобрели статус фермера, споры рассматриваются в общих судах. Суды принимают к рассмотрению иски о праве на землю только при отказе компетентным органам в предоставлении земельного участка. Заявления рассматриваются в порядке искового производства, как споры о праве гражданском, о признании права на конкретный земельный участок. Ответной стороной в споре выступает районная администрация (районный Совет), а колхоз, совхоз привлекаются к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица (ст. 37 ГПК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.