Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочерние и зависимые общества 2 страница




В приведенной дефиниции содержится определение крестьянского (фермерского) хозяйства, из которого следует, что: во-первых, это самостоятельный субъект права, наделенный соответствующими хозяйственными функциями; во-вторых, этот субъект наделен правами юридического лица; в третьих, установлен круг лиц, которые вправе вести крестьянское (фермерское) хозяйство; в-четвертых, указана специальная правосубъектность субъекта, т.е. цель его образования и деятельности; в пятых, определены состав имущества и режим его использования, в том числе земельных участков.

При изучении данной темы акцент следует сделать на характеристику прав и обязанностей, которые приобретает крестьянское хозяйство как участник отношений собственности и товарно-денежных отношений.

Исходным пунктом для изучения правосубъектности крестьянского хозяйства является порядок создания крестьянских хозяйств. Он определен Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Законодательство различает две категории граждан, которым предоставляются земельные участки для ведения крестьянского хозяйства:

1) работники сельскохозяйственных предприятий;

2) граждане, которые по роду работы не связаны с сельскохозяйственным производством.

Для каждой категории граждан установлен особый правовой режим

предоставления земельных участков для ведения крестьянского хозяйства.

Одна из основных проблем порядка создания крестьянского хозяйства - определение размера земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского хозяйства после принятия Закона Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который корректиров'ался Земельным кодексом РСФСР, Указами Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», от 15 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

При изучении данной темы следует изучить также Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г.

Центральный вопрос данной темы - право частной собственности на землю и имущество крестьянского хозяйства. Исходным пунктом для изучения указанной проблемы должно стать понятие права частной собственности гражданина, данное в Конституции РФ, ГК РФ.

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, учтены, видоизменены в проекте Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», подготовленном в 1994 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и специалистами по аграрному праву Института государства и права РАН, и здесь обоснованно предлагается закрепить традиционный взгляд на крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство (Аграрное право. Учебное пособие. Москва, 1996).

Студентам необходимо изучить правовой режим имущества крестьянского хозяйства, выявить содержание права частной собственности, определить источники и порядок формирования имущества крестьянского хозяйства. Состав имущества и режим его использования закреплены в ст. 14 и ст. 15 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Общие нормы законодательства по этим вопросам содержатся в Основах гражданского законодательства (ст. 44-56), в законах «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ст.5). Закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах дает открытый перечень объектов, входящих в состав имущества хозяйства. (Предпринимательское право. Москва, 1993г.).

Особого анализа требует вопрос о праве членов колхозов, работников совхозов, обществ и товариществ на имущественный пай при выходе из их состава.

Важным источником формирования имущества крестьянского хозяйства являются долгосрочные и краткосрочные кредиты. В проекте программы развития и государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций в Республике Башкортостан на 1993-1995 гг. были также направления:

-финансово-кредитное регулирование;

-льготное страхование;

-ценовое регулирование товарного обмена;

-оптимизация земельных наделов;

-стимулирование фермерского кооперативного агросервиса и маркетинга;

-регулирование материально-ресурсного обеспечения

производственной деятельности и др.

Потребность фермерских хозяйств в льготном кредитовании определяется из расчета 10 млн. рублей каждому в год.

Это отмечают ведущие юристы-аграрники. Студенты, изучающие аграрное право, должны также знать, что в связи с существенным обновлением гражданского и иного законодательства Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в значительной степени устарел и не способствует углублению аграрной реформы. Кроме того, названный Закон в настоящее время действует лишь в части, не противоречащей ГК РФ, что создает значительные трудности в правоприменительной практике. Поэтому настоятельной потребностью становится принятие Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в новой редакции. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994 г.).

Изучая механизм кредитования, студент должен усвоить вопросы, относящиеся к объектам затрат в кредитных правоотношениях, условиям и срокам обеспечения возвратности кредитов - залогу, гарантиям, поручительству. Для характеристики прав и обязанностей граждан по ведению крестьянского хозяйства используется общедозволительный метод, в соответствии с которым крестьянскому хозяйству разрешено все, что не запрещено законом. Студентам необходимо ознакомиться с нормами Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который закрепляет право крестьянского хозяйства требовать в судебном порядке возмещения убытков и упущенной выгоды, причиненных действиями государственных, общественных и кооперативных органов.

Вместе с тем для предоставления защиты крестьянским хозяйствам в этих отношениях законодательство придает особое значение таким экономическим рычагам, как цены, тарифы, расценки на основные виды услуг, предоставляемых сельскому хозяйству. В современных условиях также

остро стоит вопрос об усилении антимонопольных и антизатратных функций цен, расценок, тарифов на производственно-техническое обслуживание крестьянских хозяйств, усиление государственного контроля за уровнем договорных цен на услуги, соблюдением правил, основанных на эквивалентном обмене эффективно работающих на становление и развитие рынка новых рыночных структур в сфере материально-технического обслуживания крестьянских хозяйств. (Аграрное право. М, 1996)

С включением в рынок крестьянских хозяйств особое значение приобретают правила, обеспечивающие свободу деятельности крестьянских хозяйств в выборе контрагентов, заключении договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции. Одновременно студент должен ознакомиться с правилами, обеспечивающими надежное, бесперебойное материально-техническое обслуживание крестьянских хозяйств.

Основным является вопрос о реформе материально-технического снабжения крестьянских хозяйств, которая осуществляется на основе принципов приватизации обслуживающей крестьянина среды. В связи с этим студент должен дать характеристику договоров на производственно-техническое обслуживание крестьянских хозяйств с акционерными, кооперативными, агросервисными предприятиями.

Эффективность фермерских хозяйств в значительной степени обусловлена взаимоотношениями фермерства и агробизнеса. Агробизнес - это сельское хозяйство и отрасли промышленности и торговли, обслуживающие сельскохозяйственное производство и поглощающие его продукцию. От качества и объема продукции агробизнеса зависят издержки производства, производительность труда и другие показатели деятельности фермерских хозяйств. Любое техническое усовершенствование продукции агробизнеса ведет к дополнительному росту продукции сельского хозяйства. Для реализации концепции развития сельского хозяйства на уровне РФ и ее субъектов, ряд ученых-юристов считают, жизненно необходимо иметь специальные программы развития фермерских хозяйств. «Сегодня можно вести речь об учреждении шести нижеследующих программ, - полагает профессор Раянов Ф.М., - это:

1) поддержка страхования урожая фермерских хозяйств;

2) гарантии минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию;

3) финансовых льгот фермерским хозяйствам;

4) страхование потерь в результате несчастных случаев с фермерами;

5) охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства;

6) правового обеспечения деятельности фермерских хозяйств».

В заключении следует дать характеристику имущественных прав и обязанностей крестьянских хозяйств в сфере расчетных, налоговых, страховых отношений.

Студентам необходимо также остановиться на соотношении принципов трудового характера землевладения крестьянских хозяйств и возможности применения наемного труда в сфере индивидуальной трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Широкое развитие фермерских хозяйств, несмотря на трудности переходного к рыночной экономике периода, выдвигает проблему правового регулирования наемного труда в этих хозяйствах, относящихся к частному сектору в экономике страны. Правовое регулирование труда всех наемных работников в Российской Федерации и Республике Башкортостан (как в государственных, так и колхозно-кооперативных структурах) осуществляется на основе трудового законодательства. Из данного единства правовой регламентации не может быть исключен и наемный труд в фермерских хозяйствах.

Важнейшим требованием регулирования наемного труда в фермерских хозяйствах нормами трудового законодательства является надежная защита работников от возможного произвола частного собственника-фермера. Измененный и дополненный в сентябре 1992 г. КЗоТ РФ с целью его большего соответствия рыночным отношениям в экономике, содержит необходимый минимум правовых гарантий для такой защиты. КЗоТ РФ позволяет рекомендовать такую форму привлечения к труду, как контракт для найма работников в фермерские хозяйства. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994 г.).

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Аграрная реформа в Российской федерации: Правовые проблемы и решения. ИГП РАН, М., 1998 г.

Актуальные проблемы аграрной реформы в РБ. Уфа. 1996;

Веденин Н.Н. Аграрное право. Учебник. М., Юриспруденция. 2000.

Устюкова ВВ. Правосубъектность крестьянского хозяйства // Советское государство. -1992. - № 1. - С.54-61.; Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве. - М.: ИГП РАН, 1994;

Чубуков Г.В. Фермерам отвечает юрист. - М.: Юрист, 1994;

Организационно-правовые проблемы фермерства. - Уфа, 1994;

Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства. М.. 1996г.

ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА ГРАЖДАН

Следует сказать, что личные подсобные хозяйства (ЛПХ) до сих пор фактически остаются вне сферы правового регулирования, поскольку специального нормативного акта, который бы определял их правовой статус, не принято.

Ранее ЛПХ существовал в двух типах: ЛПХ колхозников (членов колхозного двора) и ЛПХ рабочих и служащих.

Сегодня перед законодателями как федерального, так и республиканского уровней предстоит назревшая задача - принять Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», аналогичный закон возможен и в нашей республике.

Стремление к принятию такого Закона было высказано в Указе Президента РФ от 7 июня 1996 г. «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств». В настоящее время проект Закона «О личном подсобном хозяйстве» подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ.

Как некоммерческая организация ЛПХ не имеет в качестве своей основной задачи извлечения прибыли. Для наших граждан ЛПХ представляет собой форму производства сельскохозяйственной продукции для личного (семейного) потребления в свободное от основной работы время.

В результате осуществления аграрной реформы стало возможным создание ЛПХ не только на муниципальных землях, бесплатно предоставленных для этих целей, но и на землях, приобретаемых вследствие гражданско-правовых сделок купли-продажи, дарения, наследования и т.п.

После получения (приобретения) участка и регистрации прав на него хозяйство регистрируется в похозяйственной книге сельской администрации, и с этого момента собственник приступает к ведению ЛПХ.

Вообще изучение учебного материала целесообразно начать с анализа понятия, социально-экономической природы и юридической характеристики личного подсобного хозяйства граждан. Необходимо иметь представление об эволюции аграрного законодательства, которое длительное время рассматривало личное подсобное хозяйство в качестве остаточной формы необобществленного крестьянского хозяйства. Этим оправдывалась политика администрирования, направленная на преждевременное сокращение и необоснованные ограничения личного подсобного хозяйства граждан. Действующее аграрное законодательство активно поддерживает и стимулирует развитие личного подсобного хозяйства как важный источник пополнения продовольственных ресурсов России.

Студент должен изучить конституционные основы правового

положения личного подсобного хозяйства граждан, которые заложены в ст.34-37, 39 Конституции РФ. При обращении к правовому статусу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области земельных отношений надо прежде всего обратить внимание на ЗК РФ, в котором выделены специальные нормы. Увеличение размеров земельных участков для ЛПХ позволило в республике сохранить общее поголовье скота, объемы производства сельскохозяйственной продукции с учетом всех категорий хозяйств, а т^акже обеспечить общие поставки продовольствия в города.

Определяющее значение для правового режима имущества личного подсобного хозяйства граждан имеют нормы ст. 209-213, 256 Гражданского кодекса РФ, который закрепляет общие основы режима частной собственности граждан на имущество. Следует отметить, однако, что объективно обусловленные особенности правового режима имущества граждан, не нашли отражения в ГК РФ, в нем не использована оправдавшая себя в практической жизни правовая модель имущества, так называемого колхозного двора, закрепленная в ранее действовавшем ГК РФ, основанная на общей совместной собственности всех членов семьи, ведущих личное подсобное хозяйство на принципе их равноправия, стабильности функционирования этой хозяйственной деятельности.

Единая правовая модель общей совместной собственности супругов на имущество применительно к имуществу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ранее это относилось только к ЛПХ рабочих и служащих) вытекает из ГК РФ постольку, поскольку на момент его принятия не существует ничего иного в законодательстве. Личное подсобное хозяйство граждан, проживающих в сельской местности и производящих сельскохозяйственную продукцию, должно регулироваться специальными нормативно-правовыми актами.

Пристального внимания заслуживают вопросы об отмене ограничений количества и стоимости имущества граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, соотношение административных и экономических методов регулирования аграрных отношений в указанной сфере. Необходимо также выявить содержание нормативных актов, регулирующих индивидуальное жилищное строительство на селе, режим кредитования индивидуального жилищного строительства. В целях совершенствования системы государственной поддержки строительства и приобретения гражданами жилья на рынке недвижимости, в марте 1996 г. принят Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина № 430 о государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья, предусматривающий выделение средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в качестве основной формы использования бюджетных

;

средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу. (Российская газета. 2 апреля 1996 г.).

При изучении вопроса о правовом режиме земель личного подсобного хозяйства граждан надо обратить особое внимание на нормы Земельного кодекса РБ, которые внесли существенные изменения в условия и порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 55 Земельного кодекса граждане РБ имеют право на получение и пожизненное наследуемое владение земельных участков:

-для ведения крестьянского хозяйства - площадью до 50 га;

-для ведения личного подсобного хозяйства - до 1,5 га;

-для садоводства, огородничества и для дачного строительства - до 0,15 га;

-для строительства и обслуживания жилого дома - в размере, определяемом проектом застройки. Актуальным является вопрос о правовом режиме земельных участков для сенокошения и выпаса скота. В связи с этим надо изучить нормы ЗК РБ, которые определяют условия и порядок передачи в пользование, аренду земельных участков для сенокошения и выпаса скота.

Из земель спецземфонда РБ передано в аренду сельхозпредприятий 107,7 тыс. га. За счет спецземфонда в течение 1991-1992 гг. было выделено под коллективные сады 15,8 тыс. га, под коллективные огороды - 4,7 тыс. га, что позволило обеспечить садовыми участками 191275 семей и полностью удовлетворить заявки предприятий, учреждений и организаций на огороды. Для пастьбы скота и сенокошения передано 3,5 тыс. га. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа. 1994 г.).

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о правах и обязанностях сельскохозяйственных предприятий по развитию личных подсобных хозяйств граждан. Особое внимание в связи с этим следует обратить на п. 47 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который возлагает на

сельскохозяйственные кооперативы обязанность максимального содействия гражданам в ведении личного подсобного хозяйства. В качестве правовых источников, регулирующих договорные отношения в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, рекомендуется изучить как общие нормы обязательного права (ст.432-434, 450-453 ГК Российской Федерации), так и специальные нормы права, которые применяются к договорным отношениям в области: Закон «О закупках, о поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государства (1994). В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Быстрое Г.Е. Правовое обеспечение развития личного подсобного хозяйства членов колхозов. - М, 1990;

Мухаметдинов Р.К. Частная собственность на землю? Смотря на какую // Известия Башкортостана. 1995 г. 29 ноября;

Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. - М.: Наука, 1990.

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ I

Аренда - это одна из форм хозяйствования на селе. Как экономическое и правовое явление, аренда - более широкое понятие, чем арендная сделка или договор аренды. Сделка, договор аренды лишь юридически оформляют арендные отношения, возникающие либо существующие между заинтересованными сторонами. В условиях рыночной экономики применение аренды в сельскохозяйственном производстве возрастает, поскольку собственники земли и другие законные владельцы имущества приобретают все более широкое право на передачу этих объектов другим пользователям на условиях аренды. Урегулированные нормами законодательства арендные отношения становятся правовыми. Арендные правоотношения можно классифицировать на внешние и внутрихозяйственные.

Арендные отношения в настоящее время регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» в той части, в какой они не противоречат российскому законодательству. Помимо того, аренда земли регулируется Законом Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ГК РФ (ст.264, 272), Земельным кодексом Российской Федерации. В нашей республике действует закон Республики Башкортостан «Об аренде земли» от 11.04.2000 г.

После принятия законов о земельной реформе, о крестьянском (фермерском) хозяйстве в республике проведена определенная работа. Важным условием организации крестьянских (фермерских) хозяйств является наличие свободной аренды земли. Фонд арендуемой земли формируется как за счет земель запаса, так и путем перераспределения земельных ресурсов, находящихся в пользовании сельскохозяйственных и

несельскохозяйственных предприятий и организаций. В связи с этим невозможно проводить земельную реформу в части выделения земли для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, не изъяв предварительно часть земель у колхозов и совхозов. В республике организован специальный фонд перераспределения земель на площади 631 тыс. га. В настоящее время его площадь составляет 520 тыс. га. Часть этих земель передана для организации крестьянских и личных подсобных

хозяйств, садоводства и огородничества. Согласно Закону о земельной реформе в РБ вся земля на период проведения земельной реформы вплоть до нового закрепления земель и выдачи государственных актов новым землевладельцам, землепользователям и арендаторам передана в распоряжение местных Советов. (Г.Г.Файзуллин. Земельная реформа в РБ: проблемы и пути ее решения. // Государство и право. 1993. № 7.

Поскольку действующее законодательство предусматривает специфику сдачи земель и другого имущества в аренду для сельскохозяйственных целей, правомерно говорить о сельскохозяйственной аренде как самостоятельной форме хозяйствования на земле.

Для сельскохозяйственных целей в аренду могут быть сданы земли и другие природные ресурсы: предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цеха, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности (ст. 3 Основ законодательства об аренде). Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды. Порядок его заключения, изменения, расторжения и содержание (обязательные и факультативные обязательства сторон) регулируются законодательством об аренде. Внутрихозяйственный арендный подряд как форма организации и оплаты труда отдельных работников, коллективов подразделений, групп работников может применяться на любом сельскохозяйственном предприятии независимо от его организационно-правовой формы.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Методическое пособие по аренде в сельском хозяйстве. М.: ВНИЭТУСХ, 1990;

Калугина З.И., Мартынова И.Н. Социальные проблемы развития подряда и аренды в сельском хозяйстве. - Новосибирск, 1990;

Чубуков Г.В. Коллективный, семейный, личный и арендный подряд в сельском хозяйстве: правовые аспекты. - М., Наука, 1993.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ИХ

ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Изучение учебного материала необходимо начинать с анализа общей характеристики внутрихозяйственного управления сельскохозяйственными предприятиями и их объединениями. Особый акцент при этом должен быть сделан на характеристике принципов внутрихозяйственного управления и их правовом закреплении.

Студентам следует выявить экономические и юридические предпосылки реформы внутрихозяйственного управления

сельскохозяйственными предприятиями, определить основные причины неэффективности внутрихозяйственного управления в дореформенный период, главные задачи перестройки управления сельскохозяйственными производственными кооперативами. Особое внимание надо обратить на основные принципы кооперативной демократии. Специальному анализу должна быть подвергнута система органов внутрихозяйственного управления и контроля кооперативами в сельском хозяйстве. Исключительно важным является вопрос о развитии кооперативной демократии в условиях рынка.

Происшедшие в последние годы серьезные изменения в отношениях собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации обусловили и весьма активный процесс структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве. Этот процесс особенно усилился в 1992 году на основе Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991г. и пакета постановлений правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актов, регулирующих реорганизацию колхозов и совхозов.

В юридической литературе правильно отмечалось, что «структурная политика в настоящее время имеет два основных направления: 1) изменение ранее сложившихся организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства (колхозов, совхозов, личных подсобных хозяйств, межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий и др.); 2) возрождение крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации. При этом установлено, что принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий недопустимо»1.

Беляева Э.С. Изменение правовых форм организации сельскохозяйственного

Именно для того, чтобы избежать принудительности в преобразованиях колхозов и совхозов, постановлением правительства Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» от 6 марта 1992 г. колхозам и совхозам, не желающим изменять свою прежнюю организационно-правовую форму, было разрешено перерегистрироваться в качестве колхозов и совхозов. Их деятельность прежде всего будет регулироваться уставами этих хозяйств, принятыми на общих собраниях их трудовых коллективов. Рекомендации по разработке этих уставов с учетом новейшего законодательства подготовлены и в начале 1993 г. направлены на места Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

При сохранении прежней формы хозяйствования необходимо восстановить в колхозе действие кооперативных принципов, преобразовать его в настоящий производственный кооператив, определить имущественный и земельные паи его членов, обеспечить возможность свободного выхода для создания крестьянских хозяйств. Что касается совхозов, то становясь, в соответствии со ст. 12 прежней Конституции Российской Федерации (в редакции 1990 г.), собственниками находившегося в их хозяйственном ведении имущества, они должны перейти из государственных на положение одной из организационных форм негосударственных (например, коллективных) предприятий, либо, сохранив государственную форму предприятия, отказаться от уже осуществленной приватизации его имущества.

В развитии сельскохозяйственной кооперации нуждаются не только реорганизуемые колхозы и совхозы, но также крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан. Но это будут уже не производственные, а потребительские кооперативы, созданные указанными хозяйствами для обслуживания их деятельности (по материально-техническому снабжению, ремонту техники, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и т.п.). (М.И. Козырь. Правовые основы аграрной реформы в Российской Федерации. Москва, 1994 г.).

Отдельного рассмотрения заслуживает характеристика организационно-правовых форм управления сельскохозяйственными обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами, созданными на базе реорганизованных колхозов и совхозов.

В 1992 г. около 400 колхозов и совхозов реорганизовались в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа, и следовательно, утратили характер кооперативного, либо государственного предприятия, и их правовой статус определяется теперь

производства. //Международный агропромышленный журнал. 1991. И 5.-С. 13.

Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года и «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г., а также рядом подзаконных нормативных актов.

Сущность акционерного общества состоит в том, что в этой организационной форме объединяется капитал, а полученная прибыль распределяется между акционерами в виде дивидендов. Поскольку в сельскохозяйственных производственных кооперативах объединяется прежде всего труд его членов, а объединение паевых взносов не имеет решающего значения, кооперативная форма при реорганизации колхозов и совхозов предпочтительнее акционерного общества. (М.И. Козырь. Правовые основы аграрной реформы в Российской Федерации. Москва, 1994 г.).

Впервые в нашей республике проведено акционирование государственных сельскохозяйственных предприятий на базе птицефабрики «Благоварская». Президиумом Благоварского районного Совета народных депутатов Башкирской ССР 28 декабря 1991 года № 284 принято постановление «О приватизации птицефабрики «Благоварская». К настоящему времени акционерная компания «Салават» на базе птицефабрики «Благоварская» превратилась в высокорентабельное сельхозпредприятие.

Исключительно важным является вопрос об организационно-правовых формах управления государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями. С переходом к рынку расширились экономическая и юридическая базы для совершенствования внутрихозяйственного управления государственными

сельскохозяйственными предприятиями, которые самостоятельно определяют структуру органов управления и затраты на их содержание.

Важное место при изучении данной темы занимают вопросы внутрихозяйственного управления арендным предприятием в сельском хозяйстве.

Специальному анализу должны быть подвергнуты те права и обязанности, которые принадлежат трудовому коллективу в управлении сельскохозяйственными предприятиями и объединениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.